Работа нашей конференции продолжается. День начался с экскурсии по территории Герценовского университета и знакомства с историей зданий учебного комплекса, различных государственных учреждений, котрые в нем располагались в разные годы. Очень хороший музей истории при университете. Поразили оригинаные фотографии, выпускные альбомы и дневники выпускниц, рукописные чернилами конспекты уроков и дипломные работы. Трудно говорить, лучше,конечно, посмотреть самим или почитать здесь: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2823307232 http://walkspb.ru/zd/moyka48.html Спасибо экскурсоводу!!! Далее работа продолжилась Круглым столом, где Исакова Светлана и Долженкова Наталья - ведущие методисты ИЦ "Вентана-Граф", ответили на наиболее острые и наболевшие вопросы методистов. Особенно бурные вопросы вызвали проблема выбора за учителем биологии одной из линий УМК. Так все таки линейная или концентрическая?!? Чем должен мотивировать свой выбор учитель биологии? Выбор не так прост. Педагог несет прямую отвественность. На этот вопрос ответила сама автор Пономарева И.Н., "Мне лично как методисту, не как автору, импонирует линейная структура. Каждый учебный год - одна дисциплина с элементами эволюции на доступном языке. Как говорила Корсунская - без обобщения нет обучения. Основная школа заканчивается введением в общую биологию - общими закономерностями. И это правильно! Учащийся будет лучше подготовлен к восприятию биологии в старшей школе. Поэтому курс биологии в 9 классе "Человек", я считаю несколько запоздывающим. Несмотря на ГИА которой выступает здесь в качестве "вилки" или "ножниц". Даже в 8 классе это несколько запаздывает: Сравните современных детей и детей прошлых лет! Я считаю целесообразным изучение курса "Человек" в 8 классе." А 9 класс должен быть общебиологическим. Чередниченко Ирина (г.Волгоград): мы переживаем период сумашедшей вариативности или хаоса в образовании. Необходимо вспомнить, освежить в памяти методологию обучения биологии! Учитель с его сумашедшей деятельностью - это все забыл. Почему бы авторам не издать для нас, методистов, основные положения и идеи каждой методологияеской школы - подходы Комиссаровского, Верзилина и др. И потом, каждый учитель со своими профессиональными предпочтениями, интегрирует с наиболее близким ему подходом. Далее работа Круглого стола продолжилась выступлением Томановой Зои Анатольевны, заведующей методическим центром Ленинградского областного института развития образования,, об опыте и особенностях внедрения ФГОС в Ленинградской области. Доклад вызвал особенный интерес и оживленные дискуссии. В псоледние 2 года МОиН спускает достаточно новых документов, которые имеют ряд недостатков, недоработок и без учета реальной ситуации в школе. Скорость внедряемых инноваций просто ошеломительна! Поэтому часть ее отторгается, и некоторая часть просто так и уходит в небытие. Ведь нужно некоторое время для этих процессов! В этом году уже четверть школ области вошла в ФГОС ООО. Есть такая присказка: никогда не рассказывай другим того, чего ты сам не делал. Однако процесс уже пошел. На деле как получается: все что мы будем делать, имею ввиду методистов системы повышения квалификации - будет носит рекомендательный характер! Всю ответственность за выбор и все составляющие компоненты образовательного процесса несет образовательное учреждение - школа в лице своего директора! Страна стала разноцветным одеялом, котрое разорвут на лоскутки. Что тут говорить о единстве образовательного пространства?!? Если ФГОС диктует цели, то они должны проверятся! На деле опять получается профанация - отчетных бумаг, программ станет еще больше. Нужна разработка и введение в действие щадящего документа, чтобы весь этот процесс перехода пошел путем наименее безболезненным! Обратите внимание на 4 и 8 пункты нового Стандарта. Системно-деятельностный подход- это некая обязанность изменится нам, педагогам. Чем больше инноваций, тем размывчат урок. Его превратили в некое подобие шоу, часто с нецелесообразным использованием ИКТ. С пятого класса мы ребенка будем учить учиться и формировать личностные компетенции, а в девятом классе его ждет ГИА. "Чем меньше говорит учитель, тем больше его цена!" - вот он, системно-деятельностный подход!!! Это очень тяжело. Труднее всего тем учителям, которые добились определенных успехов в своей деятельности и каждый учебный год они идут по проторенной тропе. Им перестроится труднее всего! Меняется дидактика современного урока. Традиционные ЗУХНы уже не соотвествуют времени, даже морально. Целеполагание современного урока: знать, где найти и уметь как это сделать. Остановись, Учитель и разверни себя к Деятельности! Об учебниках. Помните, что учебник предназначен для ученика - не для учителя! Учитель несет огромную отвественность, выбирая тот или иной понравившийся ему и только ему, учебник! Нужно учить учителя проводить самостоятельно экспертизу учебника, что бы он имел возможность профессионально в соотвествии со своим стилем и технологией работы, выбрать УМК. Системно-деятельностный подход несколько отдаляет учителя от учебника. Перестаньте хвататься за учебник и транслировать его детям! Если он, измученный инновациями и со своей маленькой зарплатой забыл цели образования - приведите его в чувство фундаментальным ядром содержания образования! Пережили голод - переживем и изобилие!!! Дискуссия еще долго продолжалась, задавали вопросы авторам УМК, спорили и высказывали мнения. Чувствовалась необходимость таких частых встреч и обсуждения методических проблем введения ФГОС в основной школе. Круглый стол завершился вручением удостоверений и фотосессией на память. Огромная благодарность издательскому центру Вентана-Граф, которое ежегодно собирает нас на этой переговорной площадке для обмена опытом, идеями, получения новой информации и,что ценне всего, для искреннего человеческого общения друг с другом!!! Было сказано много добрых теплых слов Пономаревой Ирине Николаевне. Преклоняемся перед ее трудом и искренней любовью к своей профессии, и нам - ее ученикам! Долгих лет вам, Ирина Николаевна и доброго здравия!
|