формировать умения определять число имени существительного;
формировать навыки планирования ответов, навыка работать с книгой, уметь писать и читать в быстром темпе, навыки самоконтроля;
Воспитательная:
содействовать в формировании мировоззрения,
воспитывать любовь к природе;
воспитывать любовь к родному языку;
Развивающая:
развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать. Обобщать, логически излагать свои мысли, речь;
развивать самостоятельность и волю уч-ся, используя для этого проблемные ситуации (коллизии), нахождение примеров по изучаемой теме из окружающей действительности;
развивать эмоции уч-ся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости;
развивать познавательный интерес школьников
развивать индивидуальные особенности детей.
Оборудование:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Компьютер;
Монитор;
Доска;
Учебник А.В.Поляковой «Русский язык 2 класс» 1 часть.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Под музыку дети и учитель настраиваются на урок.
Записать число, вид работы. Минутка чистописания.
Повторение материала, пройденного на уроке.
1 этап (воспроизведение)
Слайд № 1
В лесной школе начались каникулы. И Винни-Пух решил устроить праздник своим друзья. К угощению он принёс яблоки, конфету, мёд. Слайд №2.
Как вы думаете . Что знает Винни Пух об этих словах?(сущ) Распределите эти слова на группы.
Слайд №3.
Слайд №4.
каникулы
яблоки
конфета
мёд
2 этап (объяснение)
Переведите эти слова в форму единственного числа, в форму множественного числа. Яблоки-яблоко, конфета-конфеты, каникулы-...., мёд-.
-самопроверка по доске.
Когда вы выполняли эту работу, какие знания применили?
В чём возникла проблема? (некоторые слова нельзя перевести в другую форму).
Ед-мн ед- ? мн-?
3 этап Постановка проблемы.
Слайд № 5.
Работа в парах.
( найди имена существительные, которые могут быть и в ед.ч., и во мн.ч. (1)
Выпиши им. сущ., которые употребляются только в ед.ч.
(смех железо темнота трусость кашель )
Физ\мин . Слайд №8, №9.
Сколько предметов может обозначать существительное? (одно, несколько)
2 этап Повторение правила:
Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идёт об одном предмете (ед. ч. ) и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов (мн. ч.)
Есть слова, которые имеют только форму ед ч , или только форму множественного числа.
3 этап Фиксирование нового понятия.
Существительные, которые имеют только форму единственного числа
1. Названия множества одинаковых лиц, предметов ( детвора, молодёжь, человечество). Слайд №10.
2. Названия предметов с вещественным значением
(молоко, мёд, железо). Слайд №11.
3. Названия качества или признака ( белизна, злоба, темнота, чернота). Слайд №12.
4. Названия действия или состояния ( плавание, чтение, удивление, изумление). Слайд №13.
5. Имена собственные в качестве наименований единичных предметов ( Москва, Волга). Слайд №14.
Существительные, которые имеют только форму множественного числа:
1. Названия составных и парных предметов (брюки, ворота, ножницы, часы, перила, шорты). Слайд №15.
2. Названия материалов или их отходов ( духи, макароны, чернила, очистки).
Слайд №16.
3. Названия промежутков времени, игр (каникулы, сутки, шахматы, жмурки). Слайд №17.
4. Названия действий и состояния природы ( хлопоты, переговоры, заморозки, всходы, сумерки). Слайд №18.
5. Некоторые географические названия ( Карпаты, Афины) .
Слайд №19.
4 этап (дом зад)Дом\раб с 121 (пр) упр 225
4.Закрепление знаний:
1 этап. Работа по учебнику.(А.В. Поляковой) стр 119 упр 224
Прочитайте текст. Назовите имя существительное,которое часто встречается в тексте. Сколько предметов оно обозначает?
Сосны толпились у берега. Они раскачивались и
шумели.
Сосны вытягивались вверх. Они стали самыми стройными и высокими деревьями в лесу.
Одна сосна даже приподнялась на цыпочки. Стали видны её толстые крепкие корни.
( по Г. Поташниковой)
* озаглавьте текст
*по содержанию текста , какую информацию можно получить о сосне?
Физ\мин .Слайд №20.
2 этапДополнительны материал.
Сосна может жить до 400 лет. Она поистине вездесуща.. Где её только не встретишь. Она разбежалась по сыпучим пескам. Забралась на кручи, нашла приют на “севере диком”- полярница, южанка, морячка, альпинистка. У этого дерева очень ценная древесина. Сок дерева- живица- даёт массу полезных веществ: скипидар, камфару. Да и просто легко и полезно дышать в сосновом бору.
Поэтому «нужно беречь и охранять природу?»
Обратите внимание на образные выражения:
... толпились у берега.
... приподнялась на цыпочки. Слайд №21.
Как понимаете эти выражения?
Записать эти выражения по памяти и вставить соответствующую форму числа слова сосна.
3 этап Тест.(существительные во множественном числе)
1 лист
2 яблоки
3 мосты
4 роща
5 машины
6 ошибки
7 ракета
9 поле
10 трактор
Проверка у доски. Кто не допустил ошибок?
5.Итог урока:
Какую новую информацию узнали о русском языке? Сколько предметов может обозначать имя существительное?
Какие слова могут употребляться только в единственном числе, только во множественном числе?