Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей
Submitted by Оксана Николаевна Киселева on Tue, 25/09/2012 - 13:41
Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей
О сколиозе люди знают давно. В медицине существует такое определение этого заболевания: сколиоз — заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией позвонков (скручиванием их в процессе роста), ведущее к нарушениям функции органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам.
Современные знания о сколиозе позволяют отличать сколиоз от нарушения осанки. Нарушение осанки во фронтальной плоскости является нестойким боковым отклонением позвоночника и исчезает в положении пациента лежа на спине или животе. Клинически и рентгенологически торсия позвонков при нарушении осанки отсутствует.
Лечебную помощь ребенку должны оказывать не только врачи, но и преподаватели физкультуры в школе, тренеры спортивных секций, родители. Участие их в восстановлении здоровья детей будет тем эффективнее, чем грамотнее они будут в вопросах развития сколиоза и его лечения.
С одной стороны, комплекс лечения диктует необходимость щадить ростковые зоны тел позвонков — отсюда режим разгрузки позвоночника, ограничение бега, прыжков, с другой стороны, он предполагает активную физическую тренировку ребенка, создание мышечного корсета.
Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью всего лечебного комплекса. Правильное его применение возможно при условии понимания вопросов сколиоза. Поэтому в методической разработке изложены определенные сведения о сколиозе, классификация его типов и степеней. Даны принципы лечения, представлены задачи лечебного плавания и их реализация с учетом особенностей заболевания каждого ребенка.
В методической разработке приведены примерные комплексы упражнений по лечебному плаванию, которые могут применять как преподаватели школ-интернатов и тренеры лечебных групп бассейнов, так и родители детей, больных сколиозом.
СКОЛИОЗ
Сколиоз (от гр. sсoliоs— «изогнутый, кривой») представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси — торсия (torsio). Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости — наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечнососудистой; дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно важных систем организма больного.
По морфологическим признакам сколиоз принято делить на структурный и неструктурный.
1. Структурный сколиоз — это сколиоз, при котором имеются изменения структуры позвонков, входящих в дугу искривления, в том числе клиновидная форма тел позвонков, их торсия (скручивание).
2.Неструктурныйсколиоз— это сколиоз, к которому относят различные функциональные состояния (сколиотическая осанка, анталгическая поза при радикулите — так называемый рефлекторно-болевой сколиоз и др.).
По локализации вершины искривления сколиоз делят на верхне - грудной, грудной, грудо - поясничиый, поясничный. Кроме того, выделяют так называемый комбинированный сколиоз с двумя первичными искривлениями: грудным (вершина искривления на уровне D8 - 4) и поясничным (вершина искривления на уровне L2). Это довольно распространенный тип сколиозов.
По форме искривления различают С - и S- образный сколиозы.
Классификации сколиозов основываются на различных ведущих факторах. Патогенетическая классификация сколиозов основывается на выделении ведущего фактора, обусловливающего развитие деформации позвоночника. Большинство специалистов выделяют 3 группы сколиозов: дискогенные, статические (гравитационные) и нейромышечные (паралитические).
В зависимости от тяжести заболевания выделяют четыре степени сколиоза (В.Д. Чаклин, 1958). Критериями такого деления являются форма дуги сколиоза, угол искривления позвоночника, степень выраженности торсионных изменений и стойкость имеющихся деформаций.
Iстепень сколиоза характеризуется простой дугой искривления, позвоночный столб при этом напоминает букву С. Клинически определяется небольшая асимметрия частей туловища: лопаток, надплечий, треугольников талии (пространство, образующееся между талией и внутренней поверхностью свободно висящей руки больного). Линия остистых отростков слегка искривлена. В отличие от нарушения осанки, в положении больного лежа при сколиозе Iстепени искривление линии остистых отростков сохраняется. На стороне искривления — надплечье выше другого, может определяться небольшой мышечный валик. На рентгенограмме — угол Кобба (угол искривления) до 10°, намечается (а иногда уже определилась) торсия позвонков в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии и асимметрия корней дужек.
IIстепень отличается от Iпоявлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы 8. Асимметрия частей туловища становится более выраженной, появляется небольшое отклонение корпуса в сторону. Торсионные изменения ярко выражены не только рентгенологически, но и клинически, имеет место реберное выбухание, четко определяется мышечный валик. Нередко таз со стороны сколиоза опущен. Деформации носят стойкий характер. При переходе в горизонтальное положение и при активном вытяжении полного исправления кривизны искривления добиться невозможно. Рентгенологически отмечается выраженная торсия и небольшая клиновидная деформация позвонков, угол Кобба — от 10 до 25°.
IIIстепень сколиоза. Позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Асимметрия частей туловища увеличивается, грудная клетка резко деформирована; кзади на выпуклой стороне дуги искривления позвоночника образуется задний ребер-но-позвоночный горб. Как правило, на вогнутой стороне искривления резко западают мышцы и реберная дуга часто сближается с гребнем подвздошной кости. Ослабляются мышцы живота. Увеличивается кифоз грудного отдела позвоночника. Рентгенологически отмечается выраженная торсия и клиновидная деформация позвонков и дисков. Угол Кобба на рентгенограмме — от 25 до 40°.
IVстепень сколиоза. Деформация позвоночника и грудной клетки становится грубой и фиксированной. У больных ярко выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза, грудной клетки. Наблюдается резкое нарушение функции органов грудной клетки, нервной системы и всего организма в целом. Угол Кобба на рентгенограмме — более 40° и не изменяется в положении лежа.
ПЛАВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗА
Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.
Воспитательное значение плавания во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у занимающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины и организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.
Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у больных детей, создании оптимистического настроения в многолетнем лечении.
Оздоровительно-гигиеническое значение его состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплорегуляцию, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.
Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать и умения оказать помощь на воде.
Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. Оно является одни из важных звеньев комплексного лечения. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.
ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ
Основные задачи лечебных и физических упражнений на суше и в воде заключаются в следующем:
разгрузка позвоночника — создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
возможное исправление деформации;
воспитание правильной осанки;
улучшение координации движений;
увеличение силы и тонуса мышц;
коррекция плоскостопия;
постановка правильного дыхания;
улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
развитие волевых качеств и создание психологического стимула для дальнейшего лечения;
эмоциональная разрядка больных детей, профилактика психологической перегрузки.
ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ
Существуют общие принципиальные положения, обеспечивающие эффективность воздействия лечебных физических упражнений как на суше, так и в воде:
— они должны сопровождать все фазы лечения сколиоза;
— применяемые изолированно от комплекса терапевтических мер, ни лечебная физкультура, ни плавание не дают эффекта в лечении прогрессирующих форм сколиоза;
— вместе с тем, какие бы лечебные физические упражнения ни применялись, они не будут эффективными, если проводятся без учета функциональных возможностей сердечно-сосудистой, мышечной и других систем организма ребенка. Для получения благоприятного эффекта от лечебной физкультуры и плавания необходимо наличие достаточных резервных сил в самом организме, ибо перегрузка исчерпывает ресурсы организма и наступает состояние общего переутомления. Поэтому дозирование нагрузки обязательно должно идти под контролем силовой выносливости мышц и других функциональных проб.
Непосредственно при проведении плавания с детьми, больными сколиозом, необходимо учитывать следующие требования:
- подбирать плавательные упражнения и стиль плавания строго индивидуально;
- обращать особое внимание на постановку правильного дыхания;
- учитывать при подборе исходного положения и индивидуальных специальных корригирующих упражнений тип сколиоза, степень искривления, изменения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозирование спины или лордоз грудного отдела), состояние мышечной системы и уровня физической подготовленности, наличие сопутствующих заболеваний других органов, не являющихся противопоказанием к плаванию;
- предварительно осваивать элементы каждого упражнения на суше, учитывая нарушения координации у больных сколиозом;
- исключать упражнения, мобилизующие позвоночник, увеличивающие его гибкость;
- исключать упражнения, вращающие позвоночник с колебаниями вокруг продольной вертикальной оси туловища;
- обеспечивать контроль за строгой стабилизацией позвоночника в положении коррекции;
- исключать использование приспособлений для пассивного вытяжения позвоночника;
- добиваться увеличения паузы скольжения с самовытяжением позвоночника;
- осторожно применять деторсионные упражнения в воде в связи с тем, что их выполнение технически очень сложно и неправильное выполнение принесет вред, заключающийся в увеличении торсии и нестабильности позвоночника.
МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ
Исходя из этих требований основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. Возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе, при этом стиле минимальны.
При плавании стилями кроль, баттерфляй и дельфин во время гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручивающий момент. Поэтому в чистом виде эти способы не могут применяться в лечебном плавании детей со сколиозом. Однако кроль — наиболее физиологически приближен к ходьбе, и с него начинается обучение плаванию. При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы — плавание в ластах). При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение — лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй, в пол-гребка, без вь1носа рук из воды. Не следует забывать, что стили баттерфляй и дельфин различаются лишь работой ног. В стиле баттерфляй ноги работают брассом, а в стиле дельфин ноги соединены вместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сгибание-разгибание в поясничном отделе позвоночника. В связи с этим стиль дельфин недопустим при сколиозе. При выраженном увеличении грудного кифоза рекомендуется 40% времени занятий отводить плаванию стилем брасс на спине.
Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколиоза.
При сколиозе Iстепени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног, проплывание скоростных участков под контролем функциональных проб.
При сколиозе II—IIIстепени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасс на груди должно занимать на уроке 40—50%- времени. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.
При IVстепени сколиоза на первый план выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим используют, как правило, симметричные исходные положения. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Однако для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимо индивидуально вводить под строгим контролем проплывание коротких скоростных отрезков.
Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания особенно у тех больных, у которых почти постоянным симптомом является нестабильность позвоночника. Большая разница между углом искривления позвоночника, определяемым по рентгенограмме в положении лежа и стоя, требует максимального исключения при плавании движений позвоночника в переднезаднем направлении и вращений позвоночника.
Для детей со сколиозом II—IIIстепени подбирается исходное положение коррекции строго индивидуально и в зависимости от типа сколиоза.
Так, при грудном типе сколиоза с вершиной на 8—9 грудном позвонке для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперед (при стоянии—вверх).
При поясничном типе (вершина дуги на 2—3-м поясничных позвонках) и грудопоясничном типе (вершина дуги на 12-м грудном или 1-м поясничном позвонках) сколиоза для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные положения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на доске.
При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги.
При подборе плавательных упражнений учитывается и деформация позвоночника в сагиттальной плоскости (лордоз или кифоз).
Комплекс упражнений лечебного плавания при грудопоясничных и поясничных формах сколиоза
№ n/n
Цель
Исходное положение
Описание
Дозировка
Методические указания
1
Укрепление дыхательных мышц. Обучение выдоху в воду
Стоя в воде на мелком месте
Дыхание
8—10 раз
Вдох на счет «1», выдох продолжительный на счет «2—3—4»
Плавание брассом в координации с удлиненной паузой скольжения с переходом в коррекцию
2X25 м, 4X25 м для старших
На один гребок руками — два гребка ногами (руки в индивидуальной коррекции)
11
Эмоциональная разрядка. Восстановление дыхания
Подвижные игры. Дыхание
Подбирать по возрасту
На каждом занятии используют 8—10 упражнений, среди которых выдохи в воду. С целью тренировки силы и выносливости при хорошей технике плавания включают скоростное плавание (25—100 м).
Комплекс упражнений лечебного плавания при грудном сколиозе I степени
№
n/n
Цель
Исходное положение
Описание
Дозировка
Методические указания
1
Постановка дыхания, развитие дыхательной мускулатуры
На мелком месте: присев, голова на поверхности; лежа на груди, руками держась за пенное корытце
Вдох через рот, выдох через рот и нос, погрузив голову в воду
8—10 раз
Глубокий вдох, полный, ускоренный выдох
2
Свободное лежание на воде в движении
Присев, спиной к стенке бассейна
Оттолкнувшись, скользить на груди, вытянув руки вперед, лицо вниз, ноги вместе
4—6 раз
Скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости с целью профилактики вращения
3
Свободное лежание на спине в движении
Присев, лицом к стенке бассейна
То же на спине-
То же
Подбородок прижать к груди, живот держать выше к поверхности
4
Статическая работа мышц спины
Лежа на груди, руки вперед, ноги работают кролем
Присев, руки вперед, оттолкнувшись ногами от дна, работать ими кролем, с задержкой дыхания, с использованием доски в руках (как разновидность)
25—200 м спокойно; 10—25 м скоростное плавание 3—5 раз
Контроль дыхания и техники плавания
19
То же
Лежа на спине
То же
То же
То же
20
Развитие мышц туловища, конечностей, дыхательных. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Развитие силовой выносливости
Лежа на спине
Кроль в полной координации
25—200 м спокойно; 10—25 м скоростное плавание 3—4 раза
Контроль техники выполнения, не допускать вращений корпуса и
«разбалтывания» поясницы
21
Увеличение экскурсии грудной клетки, координация искривления позвоночника, развитие мышц туловища и конечностей
Лежа на груди
Брасс в полной координации, на одно движение рук два гребка ногами
50—100 м
Контроль дыхания с удлиненной паузой скольжения
22
Развитие мышц туловища и конечностей. Создание физиологического грудного кифоза при плоской спине
Лежа на груди
Баттерфляй впол - гребка руками (ноги брассом)
2—4 раза по 25 м
Руки без выноса из воды, фиксировать поясничный отдел
23
Восстановление дыхания
Сидя у бортика
Выдохи в воду
6—8 раз
Полный выдох
На каждом занятии используют 6—10 упражнений (включая дыхательные упражнения).
Комплекс упражнений лечебного плавания при грудных сколиозахII—IIIстепени
№
n/n
Цель
И. п.
Описание
Дозировка
Методические указания
1
Постановка дыхания
Увеличение экскурсии грудной клетки
Присев у бортика
Лежа у бортика, взявшись руками за пенное корытце
Дыхание
Вдох через рот, выдох через рот и нос, погрузив лицо в воду
10—15 раз То же
Глубокий вдох, полный выдох
Сохранять позу коррекции
2
Коррекция деформации и укрепление мышц
Стоя спиной к стенке на мелком месте
Скольжение в коррекции на груди
То же
Держать в одной плоскости поперечную ось плеч и таза с целью профилактики вращения, контроль коррекции, напряжения мышц спины и плечевого пояса
3
То же
Стоя лицом к стенке на мелком месте
Скольжение в коррекции на спине
8—10 раз
При круглой спине и кифозе выполнять 50% времени плавания
4
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Увеличение легочной вентиляции. Борьба с плоскостопием
Лежа на груди, руки вытянуты вперед
Рука со стороны вогнутости искривления работает кролем, рука со стороны выпуклости вытянута вперед, ноги работают кролем
50—100 м в зависимости от возраста и плавательной подготовленности
Плечи держать горизонтально, рука гребет кролем до бедра без выноса из воды, через сагиттальную плоскость возвращается в и. п. Вытянутую руку вперед можно держать на доске (как разновидность)
5
Развитие мышц туловища. Коррекция искривления. Увеличение легочной вентиляции. Профилактика плоскостопия
Лежа на груди, руки вытянуты вперед
Рука с выпуклой стороны искривления работает брассом, рука со стороны вогнутости вытянута вперед, ноги работают брассом
То же
Осевую линию плеч держать горизонтально. Вдох в конце гребка. Вытянутую руку вперед можно держать на доске (как разновидность)
6
Развитие мышц туловища. Коррекция искривления. Увеличение легочной вентиляции и кровообращения
Лежа на груди, руки вытянуты вперед
Рука со стороны выпуклости искривления работает брассом, рука со стороны вогнутости вытянута вперед, ноги при выраженном поясничном лордозе работают брассом, при кифозе в поясничном отделе работают кролем
50—100 м в зависимости от возраста и плавательной подготовленности
Делать большую паузу. Вдох в конце гребка. Как вариант вытянутую руку вперед можно держать на доске или круге
7
Статическая работа мышц спины, удерживающих позвоночник. Профилактика плоскостопия. Развитие дыхательных мышц.
Лежа на груди
Руки в индивидуальной коррекции, ноги работают кролем
50—100 м
Как разновидность использовать доску. Контроль коррекции, дыхания
8
То же
Лежа на груди на доске
То же
То же
Лежать ровнее, подбородок прижать к груди, таз не опускать
9
То же и укрепление мышц, развитие подвижности суставов нижних конечностей
Лежа на спине
Руки в коррекции на доске, ноги работают брассом
То же
Контроль техники плавания и паузы скольжения
10
То же и уменьшение грудного кифоза
Лежа на спине
То же, но без доски
То же
То же
11
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышц туловища и конечностей. Увеличение экскурсии грудной клетки. Восстановление грудного кифоза при плоской спине
Лежа на груди
Руки работают стилем баттерфляй (впол-гребка под водой), ноги — кролем при лордозе в грудном отделе
2X25 м
Лежать горизонтально. После гребка руки возвращать под водой в и. п. Перед гребком делать удлиненную паузу при положении рук вперед
12
То же
То же
То же, но ноги работают брассом
2X50 м
То же
13
Восстановление грудного кифоза при плоской спине
Лежа на груди, доска в ногах
Руки работают стилем баттерфляй (впол-гребка под водой), ноги — брассом
То же
Фиксировать поясничный отдел, ноги — брасс
14
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Увеличение подвижности грудной клетки
Лежа на груди
Брасс в полной координации с переходом в коррекцию во время удлиненной паузы скольжения
То же
Контроль паузы скольжения и дыхания
15
То же
Лежа на спине
То же
То же
То же
16
Коррекция искривления. Совершенствование техники плавания брассом. Развитие мышц туловища и конечностей. Увеличение легочной вентиляции
Лежа на груди
Брасс в координации. На один гребок руками два гребка ногами
Как вариант во время паузы руки держать в индивидуальной коррекции
17
Развитие дыхательной мускулатуры. Укрепление грудных мышц и плечевого пояса
Лежа на груди, доска на ногах
Руки работают брассом
50—100 м
Работу рук сочетать с дыханием
18
То же. Уменьшение кифоза
Лежа на спине
То же
2X50 м
Не опускать таз, прижимать подбородок. Темп медленный
19
Коррекция искривления, развитие дыхательной мускулатуры и мышц туловища, конечностей
Лежа на груди
Рука с выпуклой стороны работает брассом, рука с вогнутой стороны вытянута вперед, ноги — брассом
2X50 м, для старших 4X50 м
Вытянутая вперед рука на доске (как разновидность)
20
Укрепление мышц туловища и конечностей. Развитие дыхательных мышц. Уменьшение грудного кифоза.
Лежа на спине
Руки работают брассом, ноги — кролем с удлиненной паузой скольжения
При кифозе плавать 40% времени
Рекомендуют при круглой спине и кифозе, при плоской спине исключают
21
То же
То же
То же, как в упр. 19, но вытянутая вперед рука лежит на доске
То же
То же
22
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища и конечностей..
Увеличение легочной вентиляции
Лежа на груди
Рука с вогнутой стороны искривления работает кролем, другая — на доске, ноги работают брассом
2X50 м
Не допускать вращений корпуса
23
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышц туловища и конечностей. Развитие координации движений
Лежа на боку
Способ плавания на боку. Лежа на стороне выпуклости искривления, проплыть на боку, работая руками, ногами в сочетании с дыханием без выноса руки над водой
2X12,5 м, для старших 2X25 м
Контролировать паузу скольжения и работу рук
24
Эмоциональная разгрузка
Подвижная игра
Игры подбирать при обучении, совершенствовании и выполнении упражнений для поднятия эмоционального тонуса
25
Восстановление дыхания
Сидя у бортика
Выдохи в воду
6—10 раз
Полный выдох
На каждом занятии используют 8—10 упражнений, среди которых выдохи в воду; при хорошей технике включают скоростное плавание на 25—100 м по показаниям.