Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей

Submitted by Оксана Николаевна Киселева on Tue, 25/09/2012 - 13:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселева Оксана Николаевна
Место работы, должность: 
МАОУ ДОД Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Предмет(ы): 
Физическая культура
Цель урока: 

Укрепление здоровья, привитие жизнен­но важных навыков, воспитание морально-волевых качеств, совершенствование двигательных способ­ностей детей. 

Используемые учебники и учебные пособия: 

1.  Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз у де­тей.—М.,   1983.

2.   Кон И. И., Назарова Р. Д. Двадцатилетний опыт лечения ско­лиоза  у  детей.   Актуальные  вопросы  ортопедии,  травматологии.— М.,   1984.

3.  Белозерова Р. Н. Методика лечебной гимнастики в спец. школе-интернате для детей, больных сколиозом // Сколиоз.— М., 1974.— С. 81—85.

4.  Белозерова Р. Н. Дифференцированный подход к лечению физи­ческими упражнениями детей, больных сколиозом, в условиях школы-интерната // Актуальные вопросы  профилактики  и лечения  сколиоза  у детей.— М.   1984.

5.  Полеся Г. В., Петренко Г. Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей.— Киев, 1980.

 

Краткое описание: 
Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью всего лечебного комплекса. Правильное его применение возможно при условии понимания вопросов сколиоза. Поэтому в методической разработке изложены определенные сведения о сколиозе, классификация его типов и степеней. Даны принципы лечения, представлены задачи лечебного плавания и их реализация с учетом особенностей заболевания каждого ребенка. В методической разработке приведены примерные комплексы упражнений по лечебному плаванию, которые могут применять как преподаватели школ-интернатов и тренеры лечебных групп бассейнов, так и родители детей, больных сколиозом.

Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей

О сколиозе люди знают давно. В медицине существует такое определение этого заболевания: сколиоз — заболевание опорно-двигательного аппарата, характе­ризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией позвон­ков (скручиванием их в процессе роста), ведущее к нарушениям функции орга­нов грудной клетки, а также к косметическим дефектам.

Современные знания о сколиозе позволяют отличать сколиоз от нарушения осанки. Нарушение осанки во фронтальной плоскости является нестойким боко­вым отклонением позвоночника и исчезает в положении пациента лежа на спине или животе. Клинически и рентгенологически торсия позвонков при нарушении осанки отсутствует.

Лечебную помощь ребенку должны оказывать не только врачи, но и препо­даватели физкультуры в школе, тренеры спортивных секций, родители. Участие их в восстановлении здоровья детей будет тем эффективнее, чем грамотнее они будут в вопросах развития сколиоза и его лечения.

С одной стороны, комплекс лечения диктует необходимость щадить ростковые зоны тел позвонков — отсюда режим разгрузки позвоночника, ограничение бега, прыжков, с другой стороны, он предполагает активную физическую тренировку ребенка, создание мышечного корсета.

Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновре­менной тренировкой мышц, является частью всего лечебного комплекса. Правиль­ное его применение возможно при условии понимания вопросов сколиоза. Поэтому в методической разработке изложены определенные сведения о сколиозе, классификация его типов и степеней. Даны принципы лечения, представлены задачи лечебного плавания и их реализация с учетом особенностей заболевания каждого ребенка.  

В методической разработке приведены примерные комплексы упражнений по лечебному плаванию, которые могут применять как преподаватели школ-интерна­тов и тренеры лечебных групп бассейнов, так и родители детей, больных сколиозом.

СКОЛИОЗ

Сколиоз (от гр. sсoliоs— «изогнутый, кривой») представ­ляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси — торсия  (torsio). Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости — наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негатив­ные изменения приводят к нарушению деятельности сердечно­сосудистой; дыхательной систем, желудочно-кишечного трак­та и многих других жизненно важных систем организма боль­ного.

По морфологическим признакам сколиоз принято делить на структурный и неструктурный.

1.  Структурный сколиоз — это сколиоз, при котором име­ются изменения структуры позвонков, входящих в дугу искривле­ния, в том числе клиновидная форма тел позвонков, их торсия (скручивание).

2.Неструктурныйсколиоз— это сколиоз, к которому от­носят различные функциональные состояния (сколиотическая осан­ка, анталгическая поза при радикулите — так называемый рефлекторно-болевой сколиоз и др.).

По локализации вершины искривления сколиоз делят на верхне - грудной, грудной, грудо - поясничиый, пояснич­ный. Кроме того, выделяют так называемый комбинирован­ный сколиоз с двумя первичными искривлениями: грудным (вершина искривления на уровне D8 - 4) и поясничным (вер­шина искривления на уровне L2). Это довольно распространенный тип сколиозов.

По форме искривления различают С - и  S- образный ско­лиозы.

Классификации сколиозов основываются на различных ве­дущих факторах. Патогенетическая классификация сколиозов основывается на выделении ведущего фактора, обусловливаю­щего развитие деформации позвоночника. Большинство спе­циалистов выделяют 3 группы сколиозов: дискогенные, стати­ческие (гравитационные) и нейромышечные (паралитические).

В зависимости от тяжести заболевания выделяют четыре степени сколиоза (В.Д. Чаклин, 1958). Критериями такого деления являются форма дуги сколиоза, угол искривления позвоночника, степень выраженности торсионных изменений  и стойкость имеющихся деформаций.

Iстепень сколиоза характеризуется простой дугой ис­кривления, позвоночный столб при этом напоминает букву С. Клинически определяется небольшая асимметрия частей туло­вища: лопаток, надплечий, треугольников талии (пространство, образующееся между талией и внутренней поверхностью сво­бодно висящей руки больного). Линия остистых отростков слег­ка искривлена. В отличие от нарушения осанки, в положении больного лежа при сколиозе Iстепени искривление линии ос­тистых отростков сохраняется. На стороне искривления — надплечье выше другого, может определяться небольшой мышеч­ный валик. На рентгенограмме — угол Кобба (угол искривле­ния) до 10°, намечается (а иногда уже определилась) торсия позвонков в виде небольшого отклонения остистых отростков от средней линии и асимметрия корней дужек.

IIстепень отличается от Iпоявлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приоб­ретает форму буквы 8. Асимметрия частей туловища становит­ся более выраженной, появляется небольшое отклонение кор­пуса в сторону. Торсионные изменения ярко выражены не толь­ко рентгенологически, но и клинически, имеет место реберное выбухание, четко определяется мышечный валик. Нередко таз со стороны сколиоза опущен. Деформации носят стойкий ха­рактер. При переходе в горизонтальное положение и при ак­тивном вытяжении полного исправления кривизны искривле­ния добиться невозможно. Рентгенологически отмечается вы­раженная торсия и небольшая клиновидная деформация позвон­ков, угол Кобба — от 10 до 25°.

IIIстепень сколиоза. Позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Асимметрия частей туловища увеличивается, грудная клетка резко деформирована; кзади на выпуклой сто­роне дуги искривления позвоночника образуется задний ребер-но-позвоночный горб. Как правило, на вогнутой стороне ис­кривления резко западают мышцы и реберная дуга часто сбли­жается с гребнем подвздошной кости. Ослабляются мышцы живота. Увеличивается кифоз грудного отдела позвоночника. Рентгенологически отмечается выраженная торсия и клиновид­ная деформация позвонков и дисков. Угол Кобба на рентгено­грамме — от 25 до 40°.

IVстепень сколиоза. Деформация позвоночника и груд­ной клетки становится грубой и фиксированной. У больных ярко выражены передний и задний реберные горбы, деформа­ция таза, грудной клетки. Наблюдается резкое нарушение фун­кции органов грудной клетки, нервной системы и всего орга­низма в целом. Угол Кобба на рентгенограмме — более 40° и не изменяется в положении лежа.

ПЛАВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ СКОЛИОЗА

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизнен­но важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, ле­чебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение плавания во многом зависит от орга­низации процесса. Систематические занятия содействуют воспита­нию у занимающихся чувства коллективизма, сознательной дисцип­лины и организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способ­ностей детей.

Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у больных детей, создании оптимистического на­строения в многолетнем лечении.

Оздоровительно-гигиеническое значение его состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и ук­репляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную си­стему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершен­ствует теплорегуляцию, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повы­шению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной ем­кости легких.

Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвы­чайно важного для жизни умения плавать и умения оказать помощь на воде.

Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. Оно является одни из важных звеньев комплексного лечения. При плавании происхо­дит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствует­ся координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Основные задачи лечебных и физических упражнений на суше и в воде заключаются в следующем:

  1. разгрузка позвоночника — создание благоприятных физиоло­гических условий для нормального роста тел позвонков и восстанов­ления правильного положения тела;
  2. возможное исправление деформации;
  3. воспитание правильной осанки;
  4. улучшение координации движений;
  5. увеличение   силы и тонуса мышц;
  6. коррекция плоскостопия;
  7. постановка правильного дыхания;
  8. улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  9.  закаливание;
  10. приобретение навыков плавания — освоение плавания;
  11. развитие волевых качеств и создание психологического сти­мула для дальнейшего лечения;
  12. эмоциональная разрядка больных детей, профилактика пси­хологической перегрузки.

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Существуют общие принципиальные положения, обеспечиваю­щие эффективность воздействия лечебных физических упражнений как на суше, так и в воде:

—  они должны сопровождать все фазы лечения сколиоза;

—  применяемые изолированно от комплекса терапевтических мер, ни лечебная физкультура, ни плавание не дают эффекта в лечении прогрессирующих форм сколиоза;

—  вместе с тем, какие бы лечебные физические упражнения ни применялись, они не будут эффективными, если проводят­ся без учета функциональных возможностей сердечно-сосудистой, мышечной и других систем организма ребенка. Для получения благоприятного эффекта от лечебной физкультуры и плавания необ­ходимо наличие достаточных резервных сил в самом организме, ибо перегрузка исчерпывает ресурсы организма и наступает состоя­ние общего переутомления. Поэтому дозирование нагрузки обяза­тельно должно идти под контролем силовой выносливости мышц и других функциональных проб.

Непосредственно при проведении плавания с детьми, больными сколиозом, необходимо учитывать следующие требования:

- подбирать плавательные упражнения и стиль плавания строго индивидуально;

-   обращать особое внимание на постановку правильного ды­хания;

- учитывать при подборе исходного положения и индивидуаль­ных специальных корригирующих упражнений тип сколиоза, сте­пень искривления, изменения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозирование спины или лордоз грудного отдела), состояние мышечной системы и уровня физической подготовлен­ности, наличие сопутствующих заболеваний других органов, не яв­ляющихся противопоказанием к   плаванию;

- предварительно осваивать элементы каждого упражнения на суше,   учитывая   нарушения   координации   у   больных   сколиозом;

- исключать упражнения, мобилизующие позвоночник, увели­чивающие его гибкость;

-  исключать упражнения, вращающие позвоночник с коле­баниями вокруг продольной вертикальной оси туловища;

- обеспечивать контроль за строгой стабилизацией позвоноч­ника в положении коррекции;

- исключать использование приспособлений для пассивного вы­тяжения позвоночника;

- добиваться увеличения паузы скольжения с самовытяже­нием позвоночника;

-  осторожно применять деторсионные упражнения в воде в свя­зи с тем, что их выполнение технически очень сложно и неправиль­ное выполнение принесет вред, заключающийся в увеличении торсии и нестабильности позвоночника.

МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Исходя из этих требований основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей является брасс на груди с удлинен­ной паузой скольжения, во время которой позвоночник максималь­но вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симмет­ричны, производятся в одной плоскости. Возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе, при этом стиле ми­нимальны.

При плавании стилями кроль, баттерфляй и дельфин во время гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручи­вающий момент. Поэтому в чистом виде эти способы не могут применяться в лечебном плавании детей со сколиозом. Однако кроль — наиболее физиологически приближен к ходьбе, и с него начинается обучение плаванию. При плоскостопии полезно исполь­зовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы — плавание в ластах). При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уп­лощение — лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй, в пол-гребка, без вь1носа рук из воды. Не следует забывать, что стили баттерфляй и дельфин различаются лишь работой ног. В стиле бат­терфляй ноги работают брассом, а в стиле дельфин ноги соеди­нены вместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сги­бание-разгибание в поясничном отделе позвоночника. В связи с этим стиль дельфин недопустим при сколиозе. При выраженном уве­личении грудного кифоза рекомендуется 40% времени занятий от­водить плаванию стилем брасс на спине.

Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколиоза.

При сколиозе Iстепени используют только симметричные пла­вательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза сколь­жения, кроль на груди для ног, проплывание скоростных участ­ков под контролем функциональных проб.

При сколиозе II—IIIстепени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных исходных поло­жений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасс на груди должно занимать на уроке 40—50%- времени. Это зна­чительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.

При IVстепени сколиоза на первый план выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния орга­низма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем. В связи с этим используют, как правило, симмет­ричные исходные положения. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Однако для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимо индиви­дуально вводить под строгим контролем проплывание коротких скоростных отрезков.

Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания особенно у тех больных, у которых почти постоянным симптомом является нестабильность позвоночника. Большая разница между углом искривления позвоночника, определяемым по рентгено­грамме в положении лежа и стоя, требует максимального исключения при плавании движений позвоночника в переднезаднем направлении и вращений позвоночника.

Для детей со сколиозом II—IIIстепени подбирается исходное положение коррекции строго индивидуально и в зависимости от типа сколиоза.

Так, при грудном типе сколиоза с вершиной на 8—9 грудном позвонке для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для пле­чевого пояса: рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперед (при стоянии—вверх).

При поясничном типе (вершина дуги на 2—3-м поясничных позвонках) и грудопоясничном типе (вершина дуги на 12-м грудном или 1-м пояс­ничном позвонках) сколиоза для коррекции дуги могут быть исполь­зованы асимметричные исходные положения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отво­дится с фиксацией таза на доске.

При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции   грудной дуги.

При подборе плавательных упражнений учитывается и деформа­ция позвоночника в сагиттальной плоскости   (лордоз или кифоз).

Комплекс упражнений лечебного плавания при грудопоясничных и поясничных формах сколиоза

 

№ n/n

Цель

Исходное положение

Описание

Дозировка

Методические указания

 

1

Укрепление дыхатель­ных мышц. Обучение выдоху в  воду

Стоя в воде на мел­ком месте

Дыхание

8—10 раз

Вдох на счет «1», выдох продолжительный   на   счет «2—3—4»

 

2

Статическое  укрепле­ние мышц спины, удержи­вающих позвоночник. Тренировка внешнего ды­хания

Лежа на груди

Скольжение на груди толчком от стенки (дна) бассейна

2—4  раза

Задерживая дыхание, выдох в воду

 

3

Статическая   работа мышц спины, конечностей

Лежа на спине

Скольжение   на   спи­не  толчком  от  стенки (дна) бассейна

2—4 раза

Контроль   паузы   сколь­жения

 

4

Укрепление   мышц   ту­ловища, нижних конеч­ностей. Тренировка внеш­него дыхания

Лежа на груди   (спи­не)

В   вытянутых   вперед руках доска, ноги рабо­тают кролем

2X25 м

Контроль техники плава­ния

 

5

Овладение  техникой движения ног. Трениров­ка   внешнего  дыхания   и мышц  нижних  конечнос­тей

Лежа на груди  (спи­не)

В   вытянутых   вперед руках доска, ноги рабо­тают брассом

То же

Таз не опускать

 

6

Развитие мышц спины, дыхательной мускулатуры

Лежа на груди  (спи­не)

Руки работают брас­сом, ноги — кролем

2X50 м

Контроль   техники   пла­вания в сочетании с дыха­нием

 

7

Развитие дыхательной мускулатуры   и   укрепле­ние мышц спины,  плече­вого пояса, грудных

Лежа на груди

Плавание  брассом   в полной координации

2X50 м, 4X50  м  для старших

Контроль техники плава­ния и хорошего скольже­ния

8

Укрепление мышц туло­вища,  верхних конечнос­тей.

Совершенствование внешнего дыхания

Лежа на груди

Руки работают стилем баттерфляй без выноса из воды, ноги — кролем при  лордозе     грудного отдела

От 2X12 м до 2X50 м

При плоской спине ре­комендуют только при хо­рошей     технике     плавания

9

Разгрузка  позвоночни­ка, развитие мускулатуры туловища и конечностей

Лежа на спине

Плавание   кролем    в полной координации

25—50  м

По показаниям при круг­лой спине

10

Коррекция   искривле­ния позвоночника, разви­тие мышц туловища и ко­нечностей. Совершенство­вание внешнего дыхания

Лежа на груди

Плавание   брассом   в координации с удлинен­ной паузой скольжения с  переходом   в  коррек­цию

2X25 м, 4X25 м для старших

На один гребок руками — два гребка ногами (руки в индивидуальной коррек­ции)

11

Эмоциональная  раз­рядка.  Восстановление дыхания

 

Подвижные игры. Дыхание

 

Подбирать    по    возрасту

На каждом занятии используют 8—10 упражнений, среди которых выдохи в воду. С целью тренировки силы и выносливости при хорошей технике плавания включают скоростное плавание (25—100 м).

Комплекс упражнений лечебного плавания  при  грудном  сколиозе  I  степени

 

n/n

Цель

Исходное положение

Описание

Дозировка

Методические указания

1

Постановка дыхания, развитие     дыхательной мускулатуры

На мелком месте: присев, голова    на    по­верхности; лежа на гру­ди,  руками  держась  за пенное корытце

Вдох   через  рот,   вы­дох через  рот    и    нос, погрузив голову в воду

8—10 раз

Глубокий вдох, полный, ускоренный  выдох

2

Свободное лежание на воде в движении

Присев,      спиной      к стенке бассейна

Оттолкнувшись, скользить на груди, вы­тянув руки вперед, лицо вниз,   ноги   вместе

4—6 раз

Скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости с целью профилактики вра­щения

3

Свободное лежание на спине в движении

Присев, лицом к стен­ке бассейна

То  же   на   спине-

То же

Подбородок прижать к груди, живот держать выше к поверхности

4

Статическая    работа мышц спины

Лежа на груди, руки вперед,   ноги   работают кролем

Присев, руки вперед, оттолкнувшись    ногами от дна,   работать     ими кролем,    с    задержкой дыхания,  с  использова­нием  доски     в     руках (как разновидность)

То же

Следить за правильным дыханием

5

То  же

Лежа на спине, руки вперед,   ноги   работают кролем

То же

То   же

То же

6

Совершенствование ра­боты ног брассом, поста­новка  дыхания

Лежа  на  груди

Руки  вытянуты    впе­ред,      ноги      работают брассом

50—100 м

Корпус держать горизон­тально, гребок ногами ус­коренный

7

То  же

Лежа   на  спине

То же

То  же

Не высовывать колени из воды, пятки больше брать под  себя  при     подготовке к  гребку,  таз  не  опускать

8

Увеличение    экскурсии грудной клетки. Улучшение легочной вен­тиляции

Присев.

Лежа на груди

Упражнение на дыха­ние (глубокий вдох, пол­ный выдох в воду)

4—6   раз

Лицо погружать  в  воду при  выдохе

9

Укрепление мышц спи­ны,   совершенствование работы  рук брассом

Лежа  на  груди

Руки работают брас­сом,  ноги — кролем

50—100 м

При гребке руки не по­гружать глубоко

10

То же  и     уменьшение грудного      кифоза      при круглой  спине

Лежа   на  спине

То же

То же

Контроль техники работы рук и дыхания. Подбородок прижать  к  груди

11

Коррекция искривления позвоночника, улучшение легочной   вентиляции     и кровообращения.    Разви­тие мышц туловища

Лежа  па  груди

Брасс в координации с     удлиненной     паузой скольжения

То же  

Следить за паузой сколь­жения

 

12

То же

Лежа на спине

Брасс в координации с     удлиненной     паузой скольжения

То же  

Следить за паузой сколь­жения

 

13

Развитие   дыхательной мускулатуры. Увеличение экскурсии грудной клетки, улучшение       вентиляции легких и кровообращения

Присев  у   бортика

Упражнение на дыха­ние      (глубокий     вдох, полный   выдох  в   воду)

5—6  раз

Выдох  в  воду

14

Тренировка мышц пле­чевого пояса

Лежа на груди, доска (круг)   в   ногах

Руки работают брас­сом,  доска   в  ногах

50—100 м

Лежать ровно на поверх­ности, не прогибаться, ноги прямые

 

15

То же

Лежа на спине, дос­ка   (круг)   в   ногах

То же

То же

То же

16

Тренировка мышц пле­чевого    пояса

Лежа на груди, доска (круг)   в  ногах

Руки работают    кро­лем.  (Плавание кролем на   груди)

2—4 раза по 25 м

Выдох под руку со сторо­ны выпуклой дуги искрив­ления,   таз   не   поднимать

17

То же

Лежа на спине, доска (круг)  в ногах

То же

То же

То же

18

Коррекция  деформации позвоночника,      развитие мышц  туловища.   Увели­чение  экскурсии  грудной клетки. Тренировка сило­вой выносливости  мышц

Лежа на груди

Брасс в полной коор­динации

25—200  м спокойно; 10—25 м ско­ростное    пла­вание 3—5 раз

Контроль дыхания и тех­ники плавания

19

То же

Лежа  на спине

То же

То же

То же

20

Развитие мышц тулови­ща,    конечностей,   дыха­тельных. Улучшение кро­вообращения  и легочной вентиляции. Развитие си­ловой   выносливости

Лежа на спине

Кроль в полной коор­динации

25—200  м спокойно; 10—25  м скоростное плавание 3—4 раза

Контроль техники выпол­нения, не допускать враще­ний корпуса и

«разбалтывания» поясницы

21

Увеличение    экскурсии грудной   клетки,   коорди­нация   искривления   поз­воночника,   развитие мышц туловища и конеч­ностей

Лежа на груди

Брасс в полной коор­динации,   на  одно дви­жение   рук   два   гребка ногами

50—100 м

Контроль дыхания с удлиненной паузой сколь­жения

22

Развитие   мышц   туло­вища и конечностей. Соз­дание    физиологического грудного      кифоза      при плоской спине

Лежа на груди

Баттерфляй       впол - гребка     руками     (ноги брассом)

2—4   раза по 25 м

Руки без выноса из во­ды, фиксировать пояснич­ный отдел

23

Восстановление    дыха­ния

Сидя  у   бортика

Выдохи  в  воду

6—8   раз

Полный выдох

На каждом занятии используют 6—10 упражнений (включая дыхательные упражнения).

Комплекс упражнений лечебного плавания при грудных сколиозах II IIIстепени

 

n/n

Цель

И. п.

Описание

Дозировка

Методические указания

1

Постановка дыхания

Увеличение  экскурсии грудной   клетки

Присев   у   бортика

Лежа у бортика, взяв­шись руками за пенное корытце

Дыхание

Вдох через рот, выдох через рот и нос, погру­зив лицо в воду

10—15 раз То же

Глубокий   вдох,   полный выдох

Сохранять  позу   коррек­ции

2

Коррекция деформации и   укрепление   мышц

Стоя  спиной  к  стен­ке   на   мелком   месте

Скольжение в коррек­ции   на   груди

То же

Держать  в  одной  плос­кости поперечную ось плеч и таза с целью профилак­тики   вращения,   контроль коррекции,   напряжения мышц спины и плечевого пояса

3

То  же

Стоя лицом к стенке на   мелком   месте

Скольжение в коррек­ции  на  спине

8—10 раз

При круглой спине и ки­фозе выполнять 50%   вре­мени плавания

4

Коррекция  искривле­ния позвоночника. Разви­тие мышц туловища. Уве­личение  легочной   венти­ляции.  Борьба с плоско­стопием

Лежа на груди, руки вытянуты вперед

Рука со стороны вог­нутости искривления ра­ботает кролем, рука со стороны  выпуклости вытянута   вперед,   ноги работают кролем

50—100 м в    зависимос­ти от возраста и плаватель­ной  подготов­ленности

Плечи держать горизон­тально, рука гребет кролем до бедра без выноса из во­ды, через сагиттальную плоскость  возвращается   в и. п. Вытянутую руку впе­ред можно держать на дос­ке (как разновидность)

5

Развитие мышц тулови­ща. Коррекция искривле­ния. Увеличение легочной вентиляции. Профилак­тика плоскостопия

Лежа на груди, руки вытянуты вперед

Рука с выпуклой сто­роны искривления рабо­тает   брассом,   рука   со стороны вогнутости вы­тянута вперед, ноги ра­ботают брассом

То же

Осевую линию плеч дер­жать горизонтально.  Вдох в конце гребка. Вытянутую руку   вперед   можно   дер­жать на доске (как разно­видность)

6

Развитие   мышц   туло­вища. Коррекция искрив­ления. Увеличение легоч­ной вентиляции и крово­обращения

Лежа   на   груди,   ру­ки   вытянуты   вперед

Рука со стороны вы­пуклости   искривления работает брассом, рука со   стороны   вогнутости вытянута   вперед,   ноги при  выраженном   пояс­ничном    лордозе   рабо­тают  брассом,   при  ки­фозе в  поясничном  от­деле работают кролем

50—100 м в зависимости от возраста и плавательной подготовлен­ности

Делать   большую   паузу. Вдох в конце гребка. Как вариант   вытянутую   руку вперед  можно  держать  на доске или круге

7

Статическая        работа мышц спины, удерживаю­щих позвоночник. Профи­лактика  плоскостопия. Развитие    дыхательных мышц.

Лежа на груди

Руки в  индивидуаль­ной коррекции, ноги ра­ботают  кролем

50—100 м

Как разновидность использовать   доску.   Контроль   коррекции,   дыхания

8

То же

Лежа    на    груди    на доске

То же

То же

Лежать ровнее, подборо­док прижать к груди, таз не опускать

9

То   же   и    укрепление мышц, развитие подвиж­ности    суставов    нижних конечностей

Лежа на спине

Руки в коррекции на доске,    ноги    работают брассом

То же

Контроль техники плава­ния    и   паузы    скольжения

10

То же и  уменьшение грудного кифоза

Лежа на спине

То же,  но без доски

То же

То же

11

Коррекция  искривле­ния позвоночника, разви­тие мышц туловища и ко­нечностей.   Увеличение экскурсии грудной клетки. Восстановление  грудного кифоза при плоской спине

Лежа  на  груди

Руки    работают   сти­лем  баттерфляй   (впол-гребка  под  водой),  но­ги — кролем при лордо­зе  в  грудном  отделе

2X25  м

Лежать   горизонтально. После гребка руки возвра­щать под водой в и. п. Пе­ред  гребком  делать удли­ненную паузу при положе­нии рук вперед

12

То же

То же

То   же,   но   ноги   ра­ботают брассом

2X50 м

То же

13

Восстановление  груд­ного кифоза при плоской спине

Лежа на груди, доска в   ногах

Руки   работают   сти­лем  баттерфляй   (впол-гребка под водой),  но­ги — брассом

То же

Фиксировать поясничный отдел, ноги — брасс

14

Коррекция  искривле­ния позвоночника. Разви­тие мышц туловища. Уве­личение подвижности грудной клетки

Лежа на груди

Брасс в полной коор­динации с переходом в коррекцию во время уд­линенной   паузы   сколь­жения

То же

Контроль паузы сколь­жения и дыхания

 

15

То же

Лежа  на  спине

То же

То же

То же

16

Коррекция   искривле­ния.   Совершенствование техники   плавания   брас­сом.   Развитие  мышц  ту­ловища   и   конечностей. Увеличение легочной вен­тиляции

Лежа на груди

Брасс в координации. На один гребок руками два  гребка  ногами

То же

Плыть по схеме: гребок руками — вдох; гребок ногами — выдох; пауза; гребок ногами — выдох; пауза

Как  вариант  во  время паузы руки держать в инди­видуальной коррекции

17

Развитие дыхательной мускулатуры. Укрепление грудных  мышц  и   плече­вого пояса

Лежа  на  груди, доска  на  ногах

Руки  работают брас­сом

50—100 м

Работу   рук   сочетать   с дыханием

18

То   же. Уменьшение   кифоза

Лежа на спине

То же

2X50 м

Не опускать таз, прижи­мать подбородок. Темп медленный

19

Коррекция   искривле­ния,   развитие  дыхатель­ной мускулатуры и мышц туловища,  конечностей

Лежа на груди

Рука с выпуклой сто­роны работает брассом, рука  с  вогнутой  сторо­ны вытянута вперед, но­ги — брассом

2X50  м, для   старших 4X50 м

Вытянутая   вперед   рука на   доске    (как   разновид­ность)

20

Укрепление   мышц   ту­ловища и конечностей. Развитие   дыхательных мышц. Уменьшение груд­ного кифоза.

Лежа на спине

Руки  работают  брас­сом,    ноги — кролем    с удлиненной   паузой скольжения

При кифозе плавать 40% времени

Рекомендуют   при   круг­лой   спине   и   кифозе,   при плоской   спине   исключают

21

То же

То же

То же, как в упр. 19, но вытянутая вперед ру­ка лежит на доске

То же

То же

22

Коррекция   искривле­ния позвоночника. Разви­тие мышц туловища и ко­нечностей..

Увеличение легочной вен­тиляции

Лежа на груди

Рука  с  вогнутой сто­роны искривления рабо­тает  кролем,  другая — на доске, ноги работают брассом

2X50 м

Не допускать вращений корпуса

23

Коррекция   искривле­ния позвоночника, разви­тие мышц туловища и ко­нечностей. Развитие коор­динации движений

Лежа на боку

Способ   плавания   на боку.  Лежа  на  стороне выпуклости   искривле­ния, проплыть на боку, работая руками, ногами в сочетании с дыханием без выноса руки над во­дой

2X12,5 м, для  старших 2X25  м

Контролировать паузу скольжения и работу рук

24

Эмоциональная  раз­грузка

 

Подвижная  игра

 

Игры подбирать при обучении, совершенствовании и выполнении упражнений для поднятия эмоционального тонуса

25

Восстановление  дыха­ния

Сидя  у  бортика

Выдохи в воду

6—10 раз

Полный выдох

На каждом занятии используют 8—10 упражнений, среди которых выдохи  в воду; при хорошей технике включают скоростное плавание на 25—100 м по показаниям. 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн