Эпитет как одно из средств художественной выразительности
Submitted by Галина Владимировна Харитонова on Sat, 22/09/2012 - 14:27
Урок литературы в 5 классе
IЭТАП
Проверка домашнего задания. Используются приемы: 1) Выразительное чтение стихотворения как результат анализа (творческое чтение). 2) Рецензирование. 3) Чтение письменного ответа на вопрос.
ХОД УРОКА
Приветствие. Установка на сотрудничество. (Собеседники – соучастники – сотрудники. Со - вместе). Сегодня на уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Поэтому вам нужно быть внимательными и помогать друг другу на уроке.
На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением Ф.И.Тютчева «Чародейскою зимою».
Каким было домашнее задание? (Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева наизусть. Ответить на вопрос: «Как поэту удалось нарисовать картину зимы-чародейки»?).
читай так, как ты понимаешь это стихотворение, соблюдая паузы, расставляя логические ударения.
3. Как поэту удалось нарисовать картину зимы, перед ослепительной красотой которой нам трудно устоять?
Чтение письменного домашнего ответа на вопрос.
Примерный ответ ученика (обобщение учителя).
«Ф.И. Тютчев помогает увидеть и понять, в чем прелесть зимы. Поэт находит особенные краски и слова. Да и сама зима так разнообразна! Начинается она с особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Отдыхает о напряженной весны, от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Она как бы околдована снежной тишиной. И Ф.И.Тютчеву близка эта неподвижность, волшебность зимы. С помощью слов: «неподвижною, живою, чудной жизнью», «сном волшебным», «цепью пуховой», «ослепительной красотой» - поэт создает картину волшебной зимы, зимы-чародейки.
IIЭТАП
Введение новой темы. На данном этапе используется объяснительно-иллюстративный метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала.
Действительно, автор стихотворения с помощью этих слов показывает нам внутреннюю жизнь зимнего леса, те ее уголки, которые природа иногда надежно прячет от человека.
Какой частью речи в предложении являются эти слова? (прилагательными). А каким членом предложения? (определением).
Правильно. Вы назвали все определения, с помощью которых Ф.И.Тютчев преподносит зиму чародейкою. И не случайно именно эти слова остановили на себе наш взгляд. Значит, автор хотел, чтобы мы их заметили. Значит, перед нами не просто определения, а слова, имеющие особую изобразительную силу. Они передают звуки, смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.
У этих слов есть особые названия. Какие? (Тропы). Что такое тропы? (изобразительно-выразительные средства языка). С какими тропами вы уже знакомы? (Сравнение, олицетворение).
Сегодня мы познакомимся еще с одним изобразительно-выразительным средством.
Мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, постараемся понять, зачем используются эпитеты, научимся находить эпитеты в тексте, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу – увлекательно и интересно.
Запишем тему урока (учитель записывает тему на доске): эпиграф.
IIIЭТАП
Объяснение нового материала.
Цель – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников.
На данном этапе использован частично-поисковый метод, прием беседы, коллективная форма работы.
Прочитаем выразительно строки А.С.Пушкина, которые записаны на доске.
Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?
… яблоко, оно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
1. Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? («свежо», «душисто», «румяно-золотисто»)
Эти определения обладают особой выразительной силой - называются эпитетами.
2. Что такое эпитет? Попытайтесь объяснить значение этого термина. (Эпитет – выразительное определение. Грецизм «эпи» - при, возле).
3. Зачем поэт использует эпитеты в своем произведении? Какова их роль? Вспомните роль тропов.
4. Вам бы захотелось скушать такое яблоко?
Обобщение на доске:
Эпитет – выразительное определение
Выделяет свойства, качества, признаки
Создает образ
Передает отношение автора
Заражает настроением
Мы выяснили, что такое эпитет. Теперь мы закрепим отличительные особенности эпитетов.
Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом. Сравним: волшебное озеро; день как бы хрустальный - длинный день; золотой огонь – золотое кольцо.
Почему именно эти слова эпитеты? (С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение автора к предмету или явлению, создается особый образ. Обратимся к эпиграфу урока. Простые же определения подразумевают себе противоположные: длинный день – короткий день, глубокое озеро – мелкое озеро, золотое кольцо – серебряное кольцо).
А теперь мы вместе с вами отправляемся в круиз по сказочному царству А.С.Пушкина. Карта нашего царства засияет всеми красками, как только мы выполним задание к нему. На все путешествие вам выдается подорожная карта (тестовые задания в программе
HotPotatoes)
IVЭТАП
Закрепление изученного материала.
На этапе закрепления используется метод творческой работы На данном этапе реализуется самостоятельная форма работы.
Все задания выполнены, и путь наш снова лежит к Лукоморью.
Здесь нас ждет ещё одно задание: составление описания золотой рыбки с использованием эпитетов.
(ЗОЛОТАЯ РЫБКА
У нее чешуйки ……..
Как одна чешуйка…..
А другая рядом……..
От них свет идет …..
Плавнички у рыбки ….
А в хвосте ………звездочки светятся.
На головке ……влыдычицы……..корона красуется.
На волне……рыбка качается
Да владения ……..оглядывает.
Слова для справок: невиданные, чудесные, красивые, серебряная, алмазная, янтарная, ослепительный, несказанный, узорчатые, самоцветные, морской, золотая, крутой, зеленый, гривастой, морские).
VЭТАП
Сопоставление изобразительных средств в живописи и литературе.
Демонстрация репродукции картины М.Врубеля «Царевна Лебедь».
-Вспомните, как писал о ней Пушкин
(подготовленный ученик читает отрывок)
- А какой царевну увидел художник?
Какими средствами создал портрет царевны художник?
Как видите художник нашел свои художественные средства: краски, свет, ракурс. А у поэта – это слова, красочные эпитеты, сравнения.
VIЭТАП
Подведение итогов урока в форме фронтального опроса. Выставление оценок за урок с мотивировкой учителя.
Какие секреты эпитета вы сегодня узнали? (эпитет – это не любое определение, а только художественное, обладающее выразительной силой. Обратимся еще раз к эпиграфу урока).
Какова роль эпитетов? (создают образ, передают авторское отношение к герою или явлению, а также различные чу