Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Реки

Submitted by Наталья Юрьевна Макарова on Sat, 22/09/2012 - 11:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дементьев Игорь Васильевич
Место работы, должность: 
Берёзовский филиал МБОУ Умётской СОШ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Сформировать представление о реке, ее частях,  частях речной системы и долины.   

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.П.Герасимова Н.П. Неклюкова  «Начальный курс географии 6 класс» 

Используемое оборудование: 
  1. географические карты полушарий и России,
  2. таблицы речной систем,
  3. схемы образования водопада и порога,
  4. атласы и контурные карты.  
  5. мультимедийная установка
Используемые ЦОР: 

Иллюстрации, презентация, карты, фотографии - http://www.fcior.edu.ru/card/1452/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-i1.html

Иллюстрации, тест -

http://www.fcior.edu.ru/card/90/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-re

k-k2.html

Иллюстрации, тест - http://www.fcior.edu.ru/card/95/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-pitanie-i-rezhim-rek-p1.html

Краткое описание: 
Урок разработан с учетом поурочного планирования.Урок разработан с учетом поурочного планирования. (Урок № 25, Реки. Режим и питание рек, 6 класс) по учебнику: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии.Данный урок хорошо вписался в планирование, как урок-презентация или урок изучения нового материала. На уроке происходит общее представление темы, создается мотивация к дальнейшей проработке материала.

Тема "Реки"

Цели:

  • сформировать представления о реке, ее частях, о речном бассейне и водоразделе;
  • научить находить водоразделы рек, определять бассейн реки, направление течения;
  • научить показывать реки;
  • развивать логическое мышление, умение делать выводы.
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  •  развивать интерес к предмету.

Задачи:

- обучающие: Объяснять понятия: «река», «долина», «пойма», «русло», «исток», «речная система», «бассейн», «водораздел», «режим реки», «питание реки», «половодье», «паводок», «равнинные реки», «горные реки», «пороги», «водопады». 

-развивающие: Описывать строение реки. Определять устье, исток, притоки, бассейн,  системы, водоразделы по карте. Описывать режим питания, характер реки. Раскрыть взаимосвязи между рельефом, горными породами и текучими водами. Сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов. Формировать умения работать с различными картами. Называть  крупные реки мира и России, водопады мира.

-воспитательные: Привить  экологическую культуру, бережное отношение к водным объекта. Показать красоту окружающего мира. Формировать экологическое мировоззрения, представления о непрерывной связи человечества и природы.

Тип урока: Получение новых знаний.   

Формы работы учащихся: Фронтальная, рассказ учителя, индивидуальная ,групповая работа 

Ход урока

I. Орг. Момент

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

С какими водами суши мы познакомились на прошлом уроке?

Какие воды называют подземными?

Какие условия необходимы для их образования?

Какие воды называют грунтовыми?

Какие воды называют межпластовые?

Какие воды называют минеральными?

III. Объяснение новой темы.

Сегодня рассмотрим один из видов поверхностных вод.

Тема урока: “Реки”. В ходе урока мы дадим определение реки, узнаем из чего состоит река, познакомимся с понятием водораздел, речной бассейн. Будем учиться определять части рек и направление течения.

Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид.

Если можно встретить человека, который не видел океан или ни разу не был на море, то о реке такого сказать нельзя. Реку видел каждый из нас.

А какая река расположена в близи нашего населенного пункта? Что вы знаете о ней?

Это река Пра, правда до впадения в Святое озеро она течет под названием Бужа и далее, растворив в Святом озере не только свои воды, но и свое название, под именем Пра течет, уже не меняясь, вплоть до впадения в Оку. Вода в реке слегка коричневая, этот оттенок ей придают частицы торфа. Невелика наша речка, да красотой притягивает всех, кто хоть раз бывал на ее берегах и любовался неповторимыми картинами почти неподвижных вод. Богата река Пра не только красотой, но рыбой. В реке водится щука, карась, плотва, ерши, вьюны, окунь. Много здесь и водоплавающих птиц.

Река.

Река!
Из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса.
Пора разливов миновала,
Река ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
В. Павлинов.

Что же такое река? Попробуем дать определение.

Мы уже знаем, что вода подвижна. После выпадения дождя только часть воды просачивается сквозь землю и образует подземные воды. Большая часть ее стекает по поверхности суши, образуя ручьи. Ручьи сливаются, и образуется река.

Значит, рекой называют водный поток, который течет в углубление поверхности суши.

Мы почти сформулировали определение реки.

Осталось уточнить, что такое углубление – это русло реки.

Руслом называют не любое углубление поверхности суши. Важно, чтобы, во-первых, углубление было занято водным потоком. Во-вторых, оно должно образоваться под действием текучих вод.

Теперь мы можем дать определение реки.

Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемого речной долиной. (Показ по таблице частей речной долины).

Часть дна речной долины, затопляемая во время разлива реки, называется поймой. Выше поймы – склоны реки (террасы – наклоненные или выровненные площадки, образованные потоком воды).

Любая река имеет русло, исток, притоки и устье.

Что же такое исток?

Почему слова исток и истекать имеют схожее происхождение?

Исток – это место, откуда река “истекает” - берет начало.

Истоком реки может быть ручей, вытекающий из родника или болота (Например, Волга), из-под ледника (Например, Терек). Истоком может быть сток из озера (Например, Ангара). У крупных рек иногда истоком считают слияние двух рек, имеющих разные названия (Например, Амур).

А кто может сказать, что такое устье?

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем.

Определите место впадения рек: Волги, Нила, Оби, Амазонки.

Объясните, как вы понимаете пословицу. “Река Ока – Волги правая рука”.

Ока – это приток.

Значит, у реки есть притоки. Чтобы их различать их называют правыми и левыми.

Чтобы определить какой приток правый, а какой левый, нужно представить, что вы встали лицом к устью, т.е. по направлению течения, тогда справа будет правый приток, а слева – левый.

Какая же река будет “левой рукой” Волги? (определите по карте России).

А теперь совершим воображаемое путешествие по реке.

Откройте тетради на с.50 з.2.

Начнем наше движение с истока: слева от нас будет левый берег, а справа – правый. Слева река принимает левые притоки, а справа – правые.

Место впадения реки – это устье. (Дети подписывают части реки).

Определите исток, устье, притоки рек Волги, Лены, Нила, Амазонки.

Работа в контурной карте.

Подпишите реки: Волга, Лена, Обь, Нил, Амазонка, Хуанхэ, Енисей, Миссисипи.

А сейчас мы немного отдохнем. Закройте глаза, попробуйте представить себя рекой. Проследите свой путь от истока к устью.

Игра: “Я – река”. (Например, я река Волга беру начало на Валдайской возвышенности, впадаю в Каспийское море).

Главная река и ее притоки образуют речную систему. Очевидно, что речная система располагается на определенной территории. Именно с этой территории поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.

С понятием бассейн реки и водораздел мы познакомимся по учебнику. Откройте учебник на стр.88 п.2.

(Чтение учеником)

Что называется бассейном реки?

Что такое водораздел?

Рассмотрите рис.58.

Определите водораздел рек Лены и Яны.

(Верхоянский хребет)

По карте России определите водораздел, каких рек проходят по Уральскому хребту.

(Оби, Печеры, Волги, Урала)

IV.Закрепление нового материала

Географический диктант.

  1. Место, где начинается река, называется…
  2. Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет, называется…
  3. Территория, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды, называется…
  4. Место впадения реки в море, озеро или другую реку, называется…
  5. Граница, разделяющая речные бассейны, называется…

Проверка.

V. Самостоятельная работа

Работа в тетради стр.49 зад.1.

Проверка.

VI. Итог урока.

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились? Что понравилось?

VII.Домашнее задание

П.30(1,2)Т. Стр.51 з.4,5.

И завершить наш урок хочу словами поэта Э.Огницвет

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода. 

Прикрепленный файл Size
Реки.rar 1.73 MB
тест к уроку.zip 49.75 KB
задание для ид.zip 714.17 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова

На: Реки


Наталья Юрьевна, добрый день! К сожалению файл с "картошкой" сохранен только в формате программы, нет файла в кодировке html, поэтому работу посмотреть невозможно.

С уважением Елена Тарасова



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн