Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвет, величине, положении в пространстве ,а также запахе, вкусе .Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности ,служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е от того ,насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или ин ми воздействиям . В этой связи каждая возрастная степень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений ,развитии к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – впечатлений. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Ребенка знакомят со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра. Начиная с 3 лет основное место – ознакомление их общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее знакомят их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Для детей 5-7лет разрабатываются игры-занятия, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Разработаны несколько принципов сенсорного развития.
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формированию у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировкой в предметном окружении, т.е не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей ,что обеспечивает углублению и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их знание в решении важных жизненных задач.
Третьим принципом сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах ,которые являются основой эталонами обследования любого предмета, т.е ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
Каждый возрастной этап направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности ,служит основой познания мира ,первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического. Начиная с 3 лет основное место-ознакомление их общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования го воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е от того , насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвет, величине, положении в пространстве ,а также запахе, вкусе .Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности ,служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е от того ,насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или ин ми воздействиям . В этой связи каждая возрастная степень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений ,развитии к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – впечатлений. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Ребенка знакомят со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра. Начиная с 3 лет основное место – ознакомление их общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее знакомят их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Для детей 5-7лет разрабатываются игры-занятия, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Разработаны несколько принципов сенсорного развития.
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формированию у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировкой в предметном окружении, т.е не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей ,что обеспечивает углублению и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их знание в решении важных жизненных задач.
Третьим принципом сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах ,которые являются основой эталонами обследования любого предмета, т.е ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
Каждый возрастной этап направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности ,служит основой познания мира ,первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического. Начиная с 3 лет основное место-ознакомление их общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования го воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е от того , насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.