Submitted by Елена Юрьевна Часова on чт, 20/09/2012 - 20:19
Урок музыки в 5 классе
Идея урока: « И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь….»
Тема: Взаимодействие музыки с другими видами искусства на примере духовной музыки И.С. Баха
Задачи урока:
1) Дать понятие духовной музыки
2) Познакомить с музыкой на церковном (католическом) богослужении
3) Формировать умение выделять образные сферы в музыкальном произведении, умение говорить о характере музыки, о чувствах, которые она вызвала
4) Формировать умение определять средства, с помощью которых композитор передает различные образы
5) Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы, мнения других.
Тип урока: Объяснение нового материала
Ход урока:
Орг. момент Учащиеся заходят под музыку Глинки ( звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»)
Приветствие
Вопросы: 1) Узнали ли вы музыку , под которую зашли? (ответы), 2) Какая она по характеру (ответы), 3) А есть ли еще произведения с таким же названием ( поэма А.С.Пушкина)
Сообщение целей урока: Сегодня мы продолжим разговор о связи музыки с литературой и др. видами искусства. Познакомимся с духовной музыкой. Но прежде давайте вспомним что стало с музыкой если бы не было литературы, и с литературой если бы не было музыки. (ответ учащихся: исчезли разные жанры: песни, романсы, балет, опера, сказки, поэмы, басни в которых главные герои – музыканты).
А в кинофильмах звучит музыка? Она связана с литературой? ( Да, связана с сюжетом).
Давайте вспомним музыку из кинофильма «Звуки музыки»
Распевка из кинофильма « Звуки музыки»
Ребята, а вы помните какие-либо музыкальные произведения, написанные после прочтения каких либо литературных произведений?
Когда композитора вдохновляет литературный сюжет или литературный герой?
Называют песню «Маленький принц» М. Таривердиева
Учитель предлагает исполнить песню.
Исполнение песни «Маленький принц» Учитель после исполнения обращает внимание на выставку работ учащихся – иллюстрации к данной песне.
Объяснение нового материала
Слово учителя: И так, мы узнали, что музыка звучит с экранов телевизоров, в спектаклях, в кинофильмах. А где еще она может звучать? Может ли она звучать в церкви? (да)
Мы такую музыку называем духовной. Как вы считаете, что такое духовная, как вы понимаете это слово? (ответы учащихся)
Сегодня мы познакомимся с духовной музыкой на католическом богослужении.
Звучит «Шутка» И.С. Баха
Узнали? Это церковная музыка? Чья это музыка? ( И.С. Баха), Как называется, почему не может звучать в церкви? ( Радостная, легкая, танцевальная и т.д.) Что мы знаем о И.С. Бахе? ( Если нет ответов, спросить какой инструмент любил Бах) (орган). Сегодня мы говорим о И.С. Бахе, как о композиторе, который написал музыку для церкви.
Запись темы в тетради «Духовная музыка»
Одним из самых знаменитых его произведений является «Высокая месса си-минор».
Месса – цикл песнопений, предназначенных для исполнения во время дневного богослужения в католическом храме.
Термин записывают в тетрадь
Они распевались на латинском языке в строго определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы
1) Kyrie eleson – «Господи помилуй»
2) Gloria – «Слава»
3) Credo – «Верую»
4) Sanctus – «Свят»
5) Benedictus – «Благословен»
6) Agnus Die- «Агнец божий»
Огромное произведение, написанное для хора, органа, солистов имело сложную судьбу.
При жизни И.С. Баха Месса целиком не исполнялась, только отдельные части.
Сегодня мы послушаем 2 номера из Мессы
1) Agnus Die- арию альта
2) Фрагмент хора «Sanctus»
Слушание
После слушания 1 фрагмента анализируем произведение: характер, образная сфера, какими средствами композитор создал образы? Почему я подобрала именно такие иллюстрации? (ответы).
2 фрагмент анализ фрагмента
Сопоставление фрагментов.
Почему, как вам кажется, я сегодня выбрала к уроку такой эпиграф « И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь…»?