Урок во 2 классе "Парные звонкие и глухие согласные"
Submitted by Ольга Александровна Тюрина on чт, 20/09/2012 - 13:15
Урок во 2 классе: Русский язык.
Тема: Правописание парныхсогласных на конце слов.
Цели: Обучающие:
1. Учить сопоставлять произношение и написание слов с парными
согласными на конце.
2. Познакомить детей с подбором проверочных слов
к словам с парными звонкими и глухими согласными на конце.
Развивающие:
Развивать мышление, речь, правильную каллиграфию.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь и интерес к животным.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Сегодня, ребята, у нас гости и совсем не обычный урок. Звери из лесной школы тоже узнали, что мы приглашаем всех желающих к себе на урок русского языка и попросили меня о разрешении поприсутствовать. Мы, конечно же, будем им рады! Да, ребята?
Минутка чистописания.
Посмотрите к нам пришёл наш знакомый – Лисёнок. И принёс нам задание для минутки чистописания.
- Приступаем к выполнению задания, а мы с Лисёнком посмотрим, кто же у нас красиво напишет.
- Ребята. А какой рисунок здесь лишний? Почему?
- Давайте запишем эти слова на следующей строке.
Лебедь, шмель, кролик.
Словарная работа
- Вот Ворона прилетела
Принесла конверт она,
Где находятся словарные слова.
- Ребята, посмотрите, что-то ворона невесёлая. Что же с ней случилось?
- Сейчас я её попрошу мне рассказать на ушко, что же произошло.
( Общение с вороной)
- Оказывается ворона, после того как узнала, что мы всех жителей леса приглашаем на урок, быстро взяла словарные слова и полетела по лесу сообщать всем. Что они приглашаются к нам в гости. Но с ней случилась небольшая неприятность, она при перелёте повредила себе ножку и ещё она растеряла некоторые буквы из словарных слов. И очень переживает, что мы не сможем написать словарные слова.
- Давайте посмотрим. Может быть, мы по оставшимся буквам узнаем слова.
.ар буз за вод мо роз го род
- Выходи к доске и соединяй рассыпавшиеся слоги, ставим ударение, подчёркиваем безударные гласные или согласные написание которых нужно запомнить.
Словарь: арбуз, завод, мороз, город.
Запишите себе в тетради первое слово.
- Кто отгадал второе слово.
- Какова особенность написания всех этих словарных слов?
(Они заканчиваются согласным звуком, написание которого вызывает сомнение. Чтобы верно написать согласную букву, нужно уметь его проверять)
- Давайте послушаем стихотворение
- Ребята, что же мы узнали о глухих и звонких согласных?
- А что же делать? Как же нам справиться с непоседами – глухими звуками?
- Давайте ещё послушаем стихотворение другой моей помощницы – Лизы
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды
Будешь грамотным и ты.
- Так, что же нам нужно делать, чтобы узнать какой всё-таки согласный пишется на конце слова. (Изменить его так, чтобы после парного согласного стоял гласный)
Постановка темы и целей урока.
- Ребята, наши друзья узнали, что мы с вами продолжаем изучать тему «Парные согласные» и решили прийти к нам в гости тоже парами.
Ребята, а как вы понимаете, смысл слов «прийти парами»? (Прийти вдвоем)
Первая пара – лев – жираф
Вторая пара – верблюд – кот
Третья пара- носорог – кролик
Почему же здесь, ребята,
Подружились лев с жирафом.
И двугорбый верблюд
Улыбнулся коту вдруг
Кролик дружит с носорогом
Непонятно мне немного,
Почему такая дружба
Завязалась у зверей.
- И, правда, дети, чудеса и только. Мы никогда не слышали, чтобы кот дружил с верблюдом, жираф со львом, а носорог с кроликом.
- Так почему же такая дружба завязалась у зверей?
Вывод:оказывается произношение последнего согласного звука в звериных парах одинаково.
-Давайте посмотрим на написание названий этих животных.
- Смотрим первую пару лев – жираф
- Какие парные согласные здесь мы встретили? (в,ф)
- Как мы написали бы слово лев, а какой звук слышится. А как можно проверить? Лев - львы
- Смотрим вторую пару верблюд – кот
- Какие здесь парные согласные вы встретили?(д,т)
- Смотрим третью пару носорог – кролик
- Какие здесь парные согласные увидели?( г,к)
- Какие ещё парные согласные мы знаем? (б-п,з-с)
- А кто может привести пример слова, которое будет оканчиваться на один из этих парных звуков?
Физминутка.
Работа в тетради.
- Ой, ребята, посмотрите, кто же там к нам ещё пришёл? (показ картинки тигра с заданием на интерактивной доске)
(Ответы детей)
- А что же случилось? Как вы думаете? (Вызвало затруднение у тигра упражнение, которое ему задали в лесной школе)
- Давайте прочитаем, какое упражнение вызвало затруднение у тигра. (У каждого ребёнка на столе картинка тигра и задание, которое необходимо выполнить)
- Читаем задание.
1.- Давайте прочитаем первую пару предложений.
1. Лес тихо шумел. Медведь лез в дупло за мёдом.
- Кто уже нашёл те слова, которые различаются только конечными буквами.
(Лес – лез)
- Давайте запишем первую пару слов через чёрточку, с новой строки и с заглавной буквы.
- Ребята, а если бы нам сказали на слух написать слово лес, как бы мы проверили, что на конце пишется буква с?
Пишем. Лес – лез,
- Давайте послушаем, как произносятся последние согласные в словах первой пары.
- С чем мы встретились? (С парными согласными з-с)
2.- Давайте прочитаем вторую пару предложений.
2. На окне вырос зелёный лук. Луг покрылся цветами.
- Какие здесь слова, которые различаются только конечными буквами. (лук-луг)
- Запишем в тетради вторую пару слов.
Пишем. Лес – лез, лук – луг,
- Давайте послушаем, как произносятся последние согласные в словах второй пары.
- С какими парными согласными мы здесь встретились?
3.– Читаем последнюю пару предложений.
Мальчик гнал гусей на пруд. У него в руке был прут.
- Какие здесь слова, которые различаются только конечными буквами.(пруд – прут)
- Запишем в тетради третью пару слов.
Пишем. Лес – лез, лук – луг, пруд – прут.
- Давайте послушаем, как произносятся последние согласные в словах третьей пары.
- С какими парными согласными мы здесь встретились? (д-т).
- Ой, ребята, посмотрите, ёжик в гости к нам приполз. Да и что-то нам принёс.
Ёжик захотел нас угостить лесными яблочками, поэтому он попросил, чтобы с ним пришла к нам и Яблонька из сказки, но вы же знаете, что это яблонька волшебная. И она угостит лишь того, кто придумает слово, оканчивающееся на один из парных согласных.
- Вы называете мне букву на яблочке, затем называете слово, оканчивающееся на эту букву, и если всё правильно, получаете приз.
Заключение.
- Понравился ли вам урок?
- Чему новому мы научились?
Домашнее задание:Из словаря выписать 10 слов с парными звонкими и глухими согласными на конце