Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Народные промыслы. Их истоки и современное развитие

Фото пользователя Ирина Анатольевна Соснова
Submitted by Ирина Анатольевна Соснова on чт, 20/09/2012 - 13:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соснова Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 
МБОУ Умётская СОШ, учитель ИЗО и МХК
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 

Образовательная: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами; составление декоративной композиции.

Познавательная: развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России, выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти); закрепление навыков кистевой росписи.

Воспитательная: приобщение к народным промыслам посредством собственного творчества; формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Изобразительное искусство. Учебник для 5 класса. Н. А. Горяева, О. В. Островская. Москва. "Просвещение" 2010г.

Используемая методическая литература: 

Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Автор-составитель О. В. Свиридова. Волгоград.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, экран, ИД.

Используемые ЦОР: 

Тестовые задания "Горячий картофель", MyTest, презентация.

Краткое описание: 
Урок предназначен для обобщения и систематизации знаний обучающихся 5 класса по теме "Народные промыслы".

 

   Тема:  Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Цель:

образовательная: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами; составление декоративной композиции.

познавательная: развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России, выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками; закрепление навыков кистевой росписи.

воспитательная: приобщение к народным промыслам посредством собственного творчества; формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.

Тип урока: обобщающий.


Методы: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

 

Ход урока: 

 

                        Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

                Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

Объявление темы урока. Постановка учебной цели.

 

II. Актуализация знаний.   Слайд 1.

– Ребята, на прошлых уроках вы знакомились с русскими народными промыслами. Скажите, что такое промысел?

- Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение.

– Давайте вспомним, о каких народных промыслах мы говорили на предыдущих уроках?

-  Гжель, Хохлома, Городц, Жостов.

– Вспомним материал предыдущих уроков.  Слайд 2.

 

  1. Из какого материала делают эту красоту мастера?

- Из дерева.
2. Главный мотив этой росписи?

3. Какие цвета используют мастера этого промысла?

Мастера используют: красный, желтый, зеленый и  черный цвет. 

 А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле?

 Хохломская роспись, или хохлома. Название промысла произошло от названия села. Характерной особенностью росписи по дереву является сочетание красного, чёрного и золотого цвета. Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.

Ученик:

Хохломская роспись:
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точеной – сарафан парчовый,
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Слайд 3.

 

Назовите этот промысел?

Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)

Какие цветы изображали жостовские мастера?

- Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.

3. Что такое бликовка?

- Свет на листочках и лепестках выполнен белилами.

3. Что такое привязка?

- Мелкие листочки, стебли, бутоны.

4. Что такое уборка?

- Рама для жостовских букетов, мелкий орнамент, объединяющий композицию.

 Ребята, что главное в росписи?

Это плотные букеты из садовых и полевых цветов. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Борта подноса «убирают» золотым узором. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)

Да, ребята, этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление.

 

Ученик:

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.

Слайд 4.

– Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле?

Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

1. Чем гжельская роспись отличается от остальных?

-  Использование одного  синего цвета.

2. В чём секрет гжельского рисунка?

- Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.

3. А что вы можете сказать о цвете?

- Цвет Гжели – белый фон и синяя роспись.

– Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.

Ученик:

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

Слайд 5.

1.Что за роспись диковинная такая?

- Городецкая.
2. Какие два цветка любимы мастерами?

- Розан и купавка.
3. Чем они отличаются друг от друга?

- Формой,  размерами, цветом.
4. Какую птицу изображали мастера?

- Птица  счастья Сирин.

 Городецкая роспись. На берегах реки Волги много прекрасных русских поселений, где живут замечательные мастера, занимающиеся различными ремёслами. На весь мир славится Городецкая роспись. Издавна жители Городца Нижегородской области украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь.

– Ребята, основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки. Мастера предпочитают желтый фон. А что ещё вы знаете об этом народном промысле? (Ответы учащихся.)

Ученик:

Знает каждый молодец, 

Чем прославлен Городец,
Знает каждый мальчуган
Про купавку и розан.

В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно (красный).

Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый (голубой).
Нарисуем кистью ловко
Для цветов два подмалевка.

После замысел свой смелый,
Оживим мы краской (белой).
Можно в сказке очутиться,
И цветы здесь есть и (птицы).

Слайд 6.
              
Дымковская игрушка.  Она зародилась в старину в Дымковской слободе, что в городе Кирове на берегу реки Вятки. Отсюда и название – Дымковская глиняная игрушка. А название слободы – от особенностей здешней природы. Зимой, когда топят печь, и в пасмурные дни лета, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке.

Ученик

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла. 

Слайд 7.

 

Матрёшки. Первая матрёшка появилась в г.Загорске под Москвой более 100 лет назад. Потом такие игрушки стали популярны по всей стране и их начали делать почти в каждой деревне (сёла Семёново, Полховский Майдан и др.)

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается в бока
Деревянная рука,
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка! 

Слайд 8. 

Палехская миниатюра. Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

III. Практическая работа.

– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Мягкие породы деревьев, залежи глины, залежи металлов, источники натуральных природных красителей, все эти промыслы продолжают жить и сейчас. И мы с вами сегодня приобщимся к народным промыслам на практике, станем мастерами. Вам нужно будет выбрать один из понравившихся промыслов и расписать тарелочку без предварительного рисунка. Выполняем зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка: всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти. (Показ на  доске) Перед вами образцы народных мастеров, вы можете ими воспользоваться. 

IV. Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение росписи на заготовках.

V. Закрепление изученного материала.

Для закрепления и обобщения полученных знаний предлагаю вам выполнить следующие задания:

- Тесты "Горячий картофель".

- Задание "MuTest".

На ИД выполним  задания:

- "Вставьте звёздочку в квадрат напротив верного ответа".

- "Установите соответствие".

VI. Итоги урока.

– Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?

– Актуальна эта тема сейчас, в наши дни?

- Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.

– Значит, эти промыслы современны?

- Эти промыслы являются визитной карточкой России.

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа. 

Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней.

VI. Контроль и оценка учителем работы учащихся. 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Народные промыслы.zip 3.16 MB
narodnye_promysly.zip 856 bytes
Народные промыслы.zip 1.25 KB
Задания для ИД.zip 323.25 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн