Автоматизация звука [с] во фразе и стихотворении по лексической теме «Зимние забавы».
Размещено: Ирина Мельникова - чт, 20/09/2012 - 04:58
1. Организационный момент
На столе лежит сюжетная картинка
- Посмотри, на нашем столе лежит картинка. Давай рассмотрим, что на ней изображено: какое время года? А как ты догадался? Какие зимние забавы ты знаешь? Так откуда же появилась эта картинка. (Переворачивает) Так это конверт, а в нем письмо. Прочитаем его:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
- Ты догадался, от кого это письмо? (От снеговика) Правильно, от снеговика. В конверте есть еще несколько конвертов, интересно, что в них.
2. Введение в тему занятия
- В этом конверте фотография снеговиков, один из них тот, который прислал нам письмо. Вот забавный снеговик, он предлагает нам узнать, где же он. Послушай: он не грустный, на голове нет миски, а в руке нет зонтика. Запомни и повтори, какой он. Какой снеговик подходит к этому описанию? (Ребенок выбирает снеговика по описанию)
3. Повторение правильной артикуляции звука [с].
- Назови первый звук в слове «снеговик» (звук [с]). Расскажи, звук [с], это какой звук? (Согласный, твердый, глухой) Звук [с] будет помогать нам сегодня выполнять интересные задания снеговика.
- А вот одно из них из конверта – повторим чистоговорки и подберем к ним картинки:
АС-АС-АС – снеговик в гостях у нас,
ОС-ОС-ОС – у него морковный нос,
ОС-ОС-ОС – нипочем ему мороз.
АС-АС-АС – вот порадовал он нас.
Ребенок рассматривает пиктограммы и подбирает в соответствии с текстом.
4. Игры с картинками.
1) Определение наличия звука в слове
Откроем еще один конверт от нашего друга? Здесь картинки-снежинки, давай назовем их и сделаем из них снежную кучу. Называй картинки (снег, снежок, снегопад, снежный ком, снежинка, подснежник, снегирь, воробей, дом). Большой получился сугроб, давай уберем с него все лишнее, чтобы получился круглый снежный ком. Для этого уберем картинки, в которых нет звука [с] (воробей, дом). Назови слова, в которых звук [с] стоит в начале слова, в середине (подснежник).
2) Деление слов на слоги
- Что-то слишком большой получился ком. Давай разделим его на три кома поменьше. Верхний ком – слова с одним слогом, средний ком – с двумя слогами, нижний ком – с тремя слогами.
Ребенок раскладывает картинки по количеству слогов.
- Получилось три кома. Это снеговик.
3) Однокоренные слова
- А ведь снеговик у нас получился необычный, он состоит слов, похожих друг на друга. Какое одинаковое слово прячется во всех этих словах? (Снег)
Комок из снега называется… (снежок). Ком из снега называется… (снежный). Легкая и пушистая летит с неба… (снежинка). Много снежинок – это… (снегопад). Зимующая птица – это… (снегирь). Цветок, который первым появляется из-под снега, называется… (подснежник).
5. Заучивание стихотворения с помощью пиктограмм
- А вот последний конверт от снеговика. Он предлагает нам выучить стихотворение. А помогут нам его необычные картинки-пиктограммы и наши новые слова, в которых прячется слово «снег». Послушай стихотворение:
На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос-морковка, глаза два.
Нарисую краской рот.
Пусть порадует народ!
Логопед второй раз читает стихотворение и выкладывает соответствующие тексту пиктограммы.
Ребенок самостоятельно рассказывает стихотворение.