Submitted by Ирина Евгеньевна Рысляева on Wed, 19/09/2012 - 21:44
Рациональное питание.
Цель: сформировать представление о питании, как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни.
Задачи.
1. Образовательная: показать влияние пищи на нормальную жизнедеятельность человека; сформировать у учащихся понятие «рациональное питание»; раскрыть связь между рациональным питанием и здоровьем человека.
2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
3. Развивающая: продолжить развитие навыков по применению биологических знаний на практике; умение делать выводы, анализировать; развивать речь учащихся, вырабатывать свое мнение в ходе дискуссии.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, таблицы (на каждый стол) «Энергетические затраты человека», Энергетическая ценность продуктов», «Суточный набор продуктов для питания детей школьного возраста», «Калорийность готовых блюд», инструкционные карты для практической работы
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка изученного материала.
· Фронтальный опрос по определениям темы. (2 человека)
1 вариант.
2 вариант.
1.
Обмен веществ.
Подготовительная фаза О.В.
2.
Витамины.
Гиповитаминоз.
3.
Пластический обмен.
Энергетический обмен.
4.
Авитаминоз.
Гипервитаминоз.
5.
Аминокислоты.
Микроэлементы.
6.
Жирорастворимые витамины.
Водорастворимые витамины.
7.
Макроэлементы.
Рахит.
· «Найди пару»: разделить слова на 2 столбика, сгруппировав их попарно, и дать названия каждому ( 1 человек.)
Дополнительный вопрос:почему диетологи рекомендуют салат из моркови заправлять растительным маслом или сметаной?
· Индивидуальная работа с карточкой на местах. ( Тестовая работа.).
3. Переход к новому материалу.
В качестве перехода к новой теме мне хочется познакомить вас с произведением древнего восточного анатома ИБН СИНА (Авиценна).
В еде не будь до всякой пищи падок.
Знай точно время, место и порядок.
Питайся, если голод ощутил –
Еда нужна для поддержанья сил.
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда.
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном чистом месте.
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно, в свой черед.
О чём говорится в строках этого стихотворения?
Какова тема нашего урока? (Правила питания. Учитель корректирует предложенную учащимися тему урока.)
Знакомство планом и домашним заданием.
Тема. Рациональное питание.
Учитель предлагает план работы на уроке а учащиеся формулируют цели.
1) Теоретическое изучение материала по данной проблеме.
Цель: узнать какое питание считается рациональным, установить взаимосвязь между рациональным питанием и здоровьем человека, определить самый главный принцип рационального питания.
2) Практическая работа «Мой суточный пищевой рацион».
Цель: определить соответствии полученной энергии с пищей энергозатратам.
4. Изучение нового материала.
1) Обмен веществ.
Процессы ОВ в организме сопровождаются освобождением энергии. Этот процесс непостоянный. От чего он зависит?
Решение биологических задач. ( задания выполняются парами по рядам)
Ответив на вопрос вы можете прийти к правильному выводу.
Задание: обсудить вопрос, сделать вывод, записать в тетрадь.
Вопросы проецирую на экран.
1) Почему в меню механизатора обязательно входит борщ или суп, котлета, сметана, компот, а в меню служащего – отварная курица, салат, чай?
2) Почему жители северных областей употребляют больше жирной пищи, чем жители юга?
3) Почему, когда получаешь «2» или случается что – то неприятное, тогда пропадает аппетит?
4) После завтрака солдаты совершили марш – бросок на 8 км, после чего стреляли по мишеням и чистили оружие. Почему учения были проведены именно в таком порядке?
Предполагаемые ответы и выводы.
1) Механизатор выполняет тяжёлую работу, затрачивает много сил, а труд служащего не требует больших физических затрат.
Вывод: ОВ зависит от интенсивности мышечной работы.
2) На Севере очень холодно и много энергии уходит в виде тепла в окружающую среду. Жиры являются богатыми источниками энергии.
Вывод: на обмен веществ влияют климатические условия.
3) Когда получаешь «2», то появляется плохое настроение.
Вывод: ОВ зависит от эмоционального состояния.
4) После завтрака сил солдат было достаточно для бега, а стрельба, чистка оружия требует меньших затрат энергии.
Вывод: ОВ и энергии зависит от времени приёма пищи и от рода деятельности.
Учитель обобщает выводы.: обмен веществ постоянно меняется.
Вопрос. Как определить постоянный уровень ОВ, позволяющий судить о какой – то физической норме?
Для этой цели было принято измерять наименьшие энерготраты человека в определённых стандартных условиях.
Какие же это условия? Ответ найти в учебнике с.193 и прочитать.
Основной обмен – энергетические затраты на поддержание жизни организма в покое. (Найти ключевые слова, которые помогут запомнить определение данного понятия)
Основной обмен.
Зависит от пола: у мужчин выше, чем у женщин. Зависит от возраста: у детей больше, чем у взрослых.
Зависит от генетических особенностей организма.
Объяснить почему?
Общий обмен – это энергетичесие затраты при активной деятельности организма.
Вопрос: при каком обмене основном или общем энергозатраты организма будут больше? Почему? (При общем обмене будет больше энергозатрат, т.к. мы активны: бегаем, ходим, работаем и т.д.)
Чтобы представить себе реальный расход энергии при общем обмене, проанализируйте таблицу на с.194 «Затрата энергии на 1 кг массы тела в час» и сделайте вывод.
Чем выше интенсивность физического труда, тем больше энерготраты.
Как компенсировать энерготраты организма? ( За счёт продуктов питания)
Продукты питания обладают различной калорийностью = энергоёмкостью. Она рассчитывается в лабораторных условиях путём сжигания одного грамма органического вещества.
Вещество. (1г.)
Калорийность. Ккал.
Энергия.кДЖ.
Белок.
4,1
17,8
Углеводы.
4,1
17,8
Жиры.
9,3
38,96
Исходя из энерготрат человека, состояния его здоровья, возраста, пола, характера выполняемых работ составляют нормы питания.
5. Закрепление нового материала.
Практическая работа «Мой суточный пищевой рацион».
Задания выполняются парой учеников или мини группой.
Задания практической работы по составлению суточного пищевого рациона.
Задание №1.
Известно, что для восполнения энергозатрат в сутки 14-17-летние юноши должны потреблять с пищей в среднем 2900 ккал, девушки - 2600 ккал. Пользуясь данными табл.1, подсчитайте, сколько вы расходуете килокалории в сутки. Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные данные?
Таблица №1. Расходы энергии на различные виды деятельности.
Вид деятельности.
Энергозатраты, ккал/ч
Сон и отдых лежа
65-77
Уборка постели, умывание
102-144
Чтение, просмотр телевизионных передач
90-100
Мытьё посуды, глажение белья
130-144
Вытирание пыли, подметание полов
167-180
Стирка белья, мытьё полов
200-270
Чтение учебника
100-110
Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа.
100-120
Выполнение лабораторной работы
120-150
Занятие спортом
200-600
Езда в транспорте
200-600
Задание №2.
Рассчитать: сколько необходимо кКал получить с пищей на завтрак, чтобы обеспечить организм энергией, необходимой для школьных занятий, активного отдыха, общения в первой половине дня. (Использовать табл. №1.)
Задание №3.
Составить меню своего завтрака. Выявить соответствие потребляемой пищи энергозатратам.
Таблица №2. Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд.
Наименование продукта.
Масса, г.
Калорийность, кКал.
Наименование продукта.
Масса, г.
Калорийность, кКал.
Хлеб ржаной
50
109
Треска жареная
100
162
Хлеб пшеничный
50
123
Говядина отварная
90
134
Масло
20
76
Котлета говяжья
100
168
Яйцо
1 шт.
133
Овощи тушеные
225
140
Чай с сахаром
200
86
Картофель отварной с маслом
250
280
Кофе с молоком
200
139
Зелёный горошек
100
40
Какао с сахаром и молоком
200
218
Сельдь слабой соли
100
120
Сыр российский
50
104
Макароны отварные с маслом
200
364
Колбаса вареная
50
103
Орехи грецкие
100
565
Каша гречневая
200
102
Мороженое пломбир
100
226
Каша геркулесовая молочная с маслом.
200
200
Шоколад молочный
50
233
Йогурт
200
100
Печенье
100
298
Творог полужирный
100
174
Огурец свежий
100
30
Молоко
180
111
Салат из свежей капусты с растительным маслом
155
100
Кефир
180
109
Отвар шиповника с сахаром
200
161
Бульон куриный с вермишелью
200
260
Яблоко, груша, апельсин
100
42
Борщ со сметаной
300
169
Сок фруктовый
200
90
Сделайте вывод о соответствии полученной энергии с пищей вашим энергозатратам.
Каковы будут ваши действия для устранения несоответствия?
6. Итог урока. Рефлексия.
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?:
Достигли мы ее? Как бы вы оценили свою работу на уроке? На каком этапе урока у вас возникли затруднения? Сумели ли вы их преодолеть? Каким образом?
Сегодня активно работали : …. …… Я хочу сказать им спасибо за работу на уроке. И ставлю им такие оцен