Официальный сайт isprras 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наследие Древнего мира

Размещено: Надежда Федосеевна Андреева - вс, 16/09/2012 - 11:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Андреева Надежда Федосеевна, учитель начальных классов. Чернова Ираида Александровна, учитель ИЗО.
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ 70 города Липецка, учитель начальных классов
Регион: 
Липецкая область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Дать общее понятие термина «государство», познакомить с первыми цивилизациями: городами-государствами, письменностью, техническими изобретениями, искусством  Междуречья и Древнего Египта.Развивать познавательные интересы, наблюдательность, память, мышление, воображение, эмоциональную сферу, творческие способности.Воспитывать интерес к изучению истории.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Н.Дмитриевой «Мы и окружающий мир».

Используемое оборудование: 

ноутбук, мультимедийная презентация «Наследие Древнего мира»,  физическая карта мира

Краткое описание: 
Урок дает общее понятие термина «государство», знакомит с первыми цивилизациями: городами-государствами, письменностью, техническими изобретениями, искусством Междуречья и Древнего Египта.

1. Введение в тему урока.
Инсценировка отрывка из повести Д Эрвильи «Приключение доисторического мальчика» (учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Казакова «Мы и окружающий мир», 3 класс, стр.36).

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение темы и целей урока. Проверка домашнего задания.

Учитель. Ребята, если хотите узнать, что было с героями дальше, прочитайте повесть

Д Эрвильи «Приключение доисторического мальчика».

Итак, кто из вас уже понял, куда мы отправимся сегодня на уроке?

Дети. В прошлое.

Учитель.  Какая наука изучает события прошлого?

Дети. История.

Учитель. Что бы вы хотели узнать сегодня из истории наших предков?

Дети. Как они жили, чем занимались, какие делали изобретения, как появилась первая письменность?

Учитель. Я думаю, ребята, что на многие свои вопросы вы получите сегодня ответы.

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью древних людей. Давайте вспомним изученный материал и попробуем по иллюстрациям представленным на доске составить небольшой рассказ об эволюции человека (ри.1,2,3,4).

(К доске вызываются два ученика, один из которых  составляет рассказ по иллюстрациям №1 и №2 «Кочевой образ жизни», а второй – «Оседлый образ жизни» по иллюстрациям №3 и №4).

Приблизительные тексты рассказа:

 - Первобытные люди сначала жили стадами, как обезьяны, изготавливали грубые каменные орудия. Им приходилось много кочевать в поисках пропитания. Когда люди освоили огонь, научились снимать шкуру с животных, разделывать туши, шить одежду – появились родовые общины, в которых все были равны между собой. Все имущество и добыча были общими. Чтобы выжить, все работали на свое племя: мужчины охотились, женщины вели хозяйство.

 - Позже люди научились одомашнивать животных и заниматься земледелием, что привело к оседлости. Человек стал строить дома, и его жизнь очень изменилась: улучшились условия жизни, люди перестали голодать. Численность населения увеличилась, появились первые города – государства.

3. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы поговорим о том времени, когда на Земле появились первые государства. О том, что такое «государство», мы узнаем из толкового словаря.

 Обучающаяся зачитывает заранее подготовленную  цитату из словаря: «государство» - это особая организация, служащая для управления людьми, проживающими на определенной территории. В каждом государстве существуют правители, чиновники, законы, войско, сбор налогов.

Учитель. Когда люди изобрели плуг, землю стало обрабатывать намного проще, поэтому отпала необходимость работать сообща. Землю, которая принадлежала общине, поделили между семьями. Каждая семья самостоятельно обрабатывала свой участок, строила на нем свое жилище. Поселения древних людей разрастались, превращались в настоящие города, а вожди племен становились единоличными правителями – царями. Так постепенно появились первые государства.

(работа с картой и иллюстрацией учебника  стр.39)

Учитель. Откройте учебник на стр.39.  Я покажу на карте, а вы проследите по учебнику. Итак, первые государства возникли в долинах рек Тигр и Евфрат (Государство шумеров), Нил (Древний Египет), Инд (Хараппская цивилизация), Хуанхэ (Древний Китай). Археологические данные и письменные свидетельства указывают на то, что в истории развития этих государств было немало общего.

Одним из древнейших очагов мировой культуры является Месопотамия, что в переводе означает «двуречье». Эта область находится между двумя большими реками – Тигр и Евфрат. Здесь в 4 тысячелетии до н.э. развивались города-государства шумеров. О природе и живущих там людях нам приготовили сообщение.

Сообщение ученика: между реками Тигр и Евфрат нет ни лесов, ни гор, ни песков, ни камней. Места эти очень богаты глиной, из которой шумеры возводили стены домов, лепили фигурки богов, делали посуду. Недаром в Двуречье верили, что и самих людей боги создали из глины. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией. Именно шумеры сделали великие для своей эпохи технические открытия. Они построили от рек Евфрат и Тигр сеть каналов с помощью простейших устройств  - мотыг и корзин, в которых переносили вырытую землю. С помощью каналов они оросили бесплодные земли и построили на них города. Жилища и загоны для скота шумеры сооружали сначала из вязанок высушенного тростника. Позже придумали,   как строить дома из глины. Ее сушили в особых формах – так получились кирпичи.

Учитель. Шумеры были очень изобретательным народом. Они первыми изобрели колесо и первыми изобразили его на рисунке. «Подумаешь, колесо!» - скажите вы. А думать пришлось долго: 5 тысяч 200 лет. Колесная повозка – это тоже изобретение шумеров. А для того, чтобы колеса не увязли в грязи, улицы в городах начали покрывать…асфальтом. Конечно это не асфальт, что применяют сегодня. Шумеры пропитывали грунт загустевшей нефтью.

Гончарный круг для изготовления глиняной посуды и специальные печи для обжига тоже изобретения шумеров. Они научились делать из обычной глины твердую как камень, звонкую и прочную керамику.

Шумеры были первым народом в мире, который придумали, как записывать слова и мысли. Эта уникальная форма письменности клинописью.

 

Учитель ИЗО. Первый переворот в передачи информации произошел в государстве Шумер с возникновением письменности. Этот шаг имел огромное значение в эволюции человечества.

Шумерская система письменности прошла несколько стадий в своем развитии. На первой стадии развития шумерское письмо носило изобразительный характер: все слова и понятия изображались условными рисунками-символами. В древнем шумере упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые линии передавали значение слова вода.

Но довольно скоро эта примитивная система была несколько усовершенствована: теперь изображение конкретных объектов могло передавать смысл абстрактных явлений и действий. Шумерский символ, означавший «рот», также стал употребляться для передачи смысла слова «говорить». Спустя некоторое время в системе письменности снова произошли перемены, заключавшиеся в возможности комбинирования символов: грамотный житель шумера уже в 2800 г. до н.э. знал, что два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означают глагол «есть».

Менялся и внешний вид письменных символов,возникла более условная система письменности.Простейшие пиктограммы, наносимые шумерскими писцами на глиняные таблички, преобразовывались в стилизованные буквы, символы стали утрачивать связь с конкретным изображаемым объектом.

Письменные символы претерпели еще более существенные изменения, когда шумерские писцы сменили заостренную тростниковую палочку для рисования на мягкой глине на стиль с клинообразным концом. Применение стиля привело к изменению письма, которое позже получило название клинописи от латинского- cuneus, - что в переводе означает «клин». Около 1800 г. до н. э. писцы упростили написание клинописных символов, заменив их еще более условными знаками, которые теперь имели лишь очень отдаленное сходство с прежними пиктограммами.

Ребята, давайте пофантазируем немного и представим себя в школе древнего Шумера. Перед вами глиняные таблички (картон и слой пластилина) и палочки для письма. Попробуйте сделать надпись клинописью.

 

Творческая работа обучающихся.

Дети делают надписи клинописью.

Учитель ИЗО. Оставленные же шумерами письменные свидетельства являлись клинописью, названной так, потому что надписи состояли из клиновидных значков, которые процарапывались палочкой на глиняных табличках. Клинопись первоначально использовала около 2 000 знаков и по сути была графическим языком — эти знаки изображали предметы. Наиболее ранние образцы — это рисунки птицы, рыбы, кувшина с зерном. Впоследствии изображения стали более абстрактными, и графический язык развился настолько, что уже мог передавать более сложные понятия из области истории, законодательства, науки, математики, астрономии и медицины.

Физкультминутка.

Учитель.  Другой великой цивилизацией был Древний Египет. Археологические раскопки в долине Нила велись давно и настойчиво. В результате о Древнем Египте известно гораздо больше, чем о шумере. Само слово «Египет» греческого происхождения, означает «загадка», «тайна». Египтяне называли свою страну «Кемет», что означает «черная земля», и не случайно. Древний Египет расположен на плодородной долине могучей африканской реки Нил. Послушайте сообщение о природе Египта и его жителях.

Сообщение ученика: природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса.           

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона – так называли местных властителей.Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал погребальный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после смерти, поэтому своих владык, придворных вельмож хоронили в богатых гробницах.

Учитель ИЗО. Архитектура древнего Египта неповторима и своеобразна, она была неразрывно связана с религией.Уже более ста лет человечество пытается прояс­нить "загадку пирамид", и реки чернил пролиты при описании строительства пирамид, для объяснения то­го, как невозможное стало реальностью.
Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений, домов вечности.  Неограниченные ресурсы дешевого рабского труда позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски. Основным строительным материалом Древнего Египта был камень. Египтяне были мастерами добычи и обработки камня различных пород. Блоки подгонялись друг к другу идеально, без раствора. 

Для фараона сооружали пирамиду, которую начинали строить, как только он становился правителем.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. Она сложена из 2,3 млн. каменных блоков общим весом более 6 млн. тонн.  На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться.                                                                                                           

Фараоны были склонны отождествлять себя с этим мистическим источником жизненной силы. Именно поэтому пирамида должна была символизировать собой солнце, а ее грани – напоминать солнечные лучи, пробивающиеся сквозь тучи. «Пусть небо с солнечными лучами вольет в тебя силу, - гласит надпись на одной из пирамид, адресованная фараону, чтобы ты мог взойти на небеса, подобно оку Ра». Подобные архитектурные шедевры говорят  о божественной природе фараона, объясняющей его неограниченную власть над простыми смертными.

Учитель. Раскопки древних захоронений помогли узнать, как жили древние египтяне, какой техникой пользовались и что умели делать. Как вы думаете, чем могли заниматься египтяне, если в долине, где они жили, были плодородные земли?

Дети. Земледелием.

Учитель. Земледелием египтяне начали заниматься в 5 тысячелетии до н.э. Скорее всего первыми земледельцами стали племена, которые занимались рыболовством. Как вы считаете, почему?                                                                                                                                                          

Дети. У них появились постоянные поселения.  Это  позволило заняться земледелием.              

Учитель. На рубеже VIVтысячелетия до н.э. египтяне научились выплавлять медь из медной руды. Медные инструменты гораздо производительнее каменных, с их помощью быстрее изготавливать деревянные мотыги для сельскохозяйственных работ, рукоятки топоров – для рубки деревьев.  Вот тогда-то и стали осушать заболоченные места долины Нила. На рубеже 4 и 3 тысячелетия египтяне уже умели сооружать системы бассейнов и каналов для искусственного орошения полей. Долгое время поливали вручную, используя кожаные ведра. Первое водополивное устройство было изображено на гробнице примерно 1 тыс.300 лет до н.э. Оно состоит из длинного рычага с противовесом. С его помощью за 1 час один человек мог поднять на двухметровую высоту 3400 литров воды. Позже изобрели водоподъемное деревянное колесо с кувшинами, которые черпали воду по мере его вращения.

В 3-4 вв. до н.э. для подъема воды египтяне стали применять изобретенный в Греции архимедов винт.  Многое из того, о чем я сейчас вам рассказала, стало известно из текстов, найденных в гробницах фараонов, записанных иероглифами на свитках папируса. О письменности египтян прочитайте самостоятельно в учебнике на стр.40.

Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника.

Учитель ИЗО. На чем писали египтяне?                                                                                    

Дети. На папирусе.                                                                                                         

Учитель ИЗО. Что такое папирус?  

Дети. Это тростник, который в изобилии растет по берегам Нила.                                                                                                                                        Учитель ИЗО.  Египтяне создали письменность, которая называется иероглификой. Иероглифы – это маленькие значки, изображающие представлявшие собой реалистические рисунки живых существ и предметов.                                                                                                                  

Последовательность изготовления папируса:

Главный писчий материал египтяне изготавливали из водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя – вдоль и поперек, смачивали водой, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развернутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки до 40 м. на них писали тростниковой палочкой. Красной краской(охра) начинали новый абзац, откуда и произошло выражение «красная  строка», а весь остальной текст был черного цвета (сажа).

Иероглифы - древние рисуночные знаки египетского письма - были смешанными. В них некоторые знаки, идеограммы, обозначали понятия, а другие были алфавитными.

Задание для практической работы: перед вами имя египетской царицы, написанное с помощью иероглифов. Попробуйте самостоятельно написать слова: кот, папа, партер, используя иероглифическое письмо.

4. Итог урока. 

Учитель. Сегодня мы попытались совершить заочное путешествие в то время, когда на земле появились первые государства. А сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал урока.

Определите по описанию, о каком государстве  или народе идет речь.

  1. Этот древний народ жил там, где протекают две великие реки Тигр и Евфрат. Землю эту называли двуречье или Месопотамия. (Шумеры)
  2. Основу письменности у этих народов составляли иероглифы – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Писали они на свитках папируса. (Египтяне).
  3. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, берущей свое начало в горах центральной Африки. (Древний Египет).
  4. Этот народ изобрел письменность на глиняных дощечках, которую назвали «клинопись». (Шумеры).
  5. Этот народ первым изобрел колесо и колесную повозку. (Шумеры).
  6. В этом государстве возводили гигантские пирамиды – усыпальницы фараонов. (Древний Египет).

Учитель. Древним людям пришлось овладеть огнем, научиться шить себе одежду, изобрести лук и стрелы, делать удобные орудия труда, приручить животных, возделывать землю, строить дома, сделать первые шаги в мир знаний и открытий.

На следующем уроке нас ждет не менее интересное путешествие в Древнюю Грецию и Древний Рим.

5. Домашнее задание:

  1. посмотрите на эти предметы: шахматы, компас, стекло, зеркало. Вам необходимо узнать родину этих предметов, название стран, где они впервые были изобретены;
  2. прочитайте текст на стр.38-41 учебника;
  3. заочно познакомьтесь с Древней Грецией и Древним Римом, используя энциклопедии, книги и учебник.

6. Рефлексия.

 

 

Прикрепленный файл Размер
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Наследие Древнего мира- часть1.ppt 7.92 Мбайт
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Наследие Древнего мира- часть2.ppt 6.58 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн