"Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано".
Submitted by Анна Владимировна Смирнова on Fri, 14/09/2012 - 01:08
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа № 21
Советского района г.Казани.
Методическая разработка
на тему:
«Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано».
Преподаватель:
Смирнова А.В.
Казань 2010г.
Методическая разработка.
Тема: «Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игры на фортепиано».
Цель урока:
Развитие музыкального слуха в процессе
обучения игре на фортепиано.
Задачи урока.
- Обучение учащихся навыкам, умениям
играть разные музыкальные произведения
(полифония, крупная форма, пьесы, этюды)
музыкально, эмоционально, с тщательным
слуховым контролем.
- Воспитание интереса к изучаемым
музыкальным произведениям.
- Развитие слухового восприятия музыки, и
эмоциональное отношение к исполнению.
- Показать практическое применение
методов работы.
- Проследить этапы, виды музыкального
слуха у учащегося.
Вводная часть.
Обучение игре на фортепиано, как на любом инструменте, прежде всего является обучением музыки. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыки лишь в том случае, если развитие всех навыков идет рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания.
Воспитание слуховых качеств учащегося – пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогики.
Основной задачей музыканта- педагога является развитие музыкального слуха у учащихся на протяжении всех лет обучения.
Педагог должен развивать у ребенка:
- Звуковысотный слух.
- Мелодический слух.
-Полифонический слух.
-Гармонический слух.
-Тембро - динамический слух.
-Внутренний слух.
Существует много методов развития музыкального слуха.
ХОД УРОКА.
Пение- естественный путь формирования звуковысотного слуха.
У любого преподавателя-пианиста насчитывается немало приемов и методов, способных дать улучшение звуковысотного слуха у учащихся различных возрастов.
Методы, (которые, я использую в работе со своими учениками).
1.Воспроизведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, мотивов, фразы, сыгранных педагогом, учеником( из репертуара учащегося.Транспонирование их в пределах доступного учащемуся).
2. Пение вслух. Очень полезно, чтобы ребенок сольфеджировал мелодию пьесы во время игры. Петь тему, одновременно играя ее.
3.Пропевание одного из голосов 2-х,3-х,4-хголосной фактуры, с одновременным исполнением остальных на фортепиано.
4.Чередование мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, мотивами, исполняемых на инструменте. Метод,
который рекомендовал Г.Г.Нейгауз «Два- три такта играйте, потом пойте, опять, опять играйте, опять пойте.»
Практический показ : Р.н.п. « Во поле береза стояла».
МЕЛОДИЧЕСКИЙ СЛУХ.
МЕТОДЫ.
1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения.
2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента с пением мелодии вслух ( нотами), затем то же, но с пением мелодии про себя- активным внутренне слуховым переживанием – осмыслением ее.
3. Очень четкая работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая выделка и «оттачивание» мелодической фразы.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Это музыкальный слух в его проявлении к созвучиям звуков различной высоты в их одновременном сочетании.
МЕТОДЫ.
-Разбор тонального плана, его анализ.
- строение и прослушивание гармонической основы.
- Проигрывание музыкального произведения с пением одних из голосов, вслушиваясь во все гармонические модификации.
Практический показ: Л. Шитте Этюд ля минор.
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению а фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание полифонического слуха- один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
МЕТОДЫ.
1. Проигрывание поочередно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения.
2. Проигрывание отдельных пар голосов (1-3,2-3,1-2)
3. Совместное проигрывание (учитель- ученик) по голосам, по парам голосов.
4. Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.
5. Исполнение вокальным ансамблем (педагог – ученик) голосов полифонического произведения.
Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном из голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов( методы рекомендовали А.Б Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз).
Практический показ. И.С.Бах «Менуэт».
ВНУТРЕННИЙ СЛУХ.
Внутренний слух- понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию ее вне опоры на внешнее звучание, способности к мыслительному представлению музыкальных и их классическому определению, это- определение Н.А.Римского-Корсакого.
МЕТОДЫ.
1. Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения.
2. Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на прослушивание (развязку слухом) последующего развертывания музыки.
3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира»- одну фразу вслух, другую про себя.
4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента – это обостряет внутренний слух учащегося.
5. Прослушивание в записи, произведения при одновременном прочитывании нотного текста.
6. Мысленное проигрывание музыкального произведения ( исполнение про себя). Учиться читать глазами нотный текст.
ТЕМБРО-ДИНАМИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Фортепиано- инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики. Огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты- все это дает основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано.
Тембро-динамический слух уч-ся, его слуховое воображение зависит от преподавателя.
МЕТОДЫ.
1. Определить художественные требования к звуку..Звуки фортепиано могут быть теплыми, холодными, яркими или матовыми.
2. Учащемуся предлагается мысленно « оркестровать» представить звучание того или иного оркестрового инструмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот.
Р.Шуман писал: « Развитие слуха - это самое важное».
Используемая литература.
1. А.Алексеев. Методика обучения игры на фортепиано. М.: «Советская музыка» 2006г.
2. Л.В.Голицына. «О развитии музыкального слуха». М.: «Музыка»,2003г.
3. М.И. Кириллова «Первые шаги маленького пианиста» г.Приозерск Ленинградской обл. 2001г.
4. Г.Шатковский «Развитие музыкального слуха». М.: 2004г.
5. Л.Харсеева «Музыкальный слух – направления и методы его развития». М.: 2002г.