Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано".

Submitted by Анна Владимировна Смирнова on Fri, 14/09/2012 - 01:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Смирнова Анна Владимировна
Место работы, должность: 
МБОУ ДОД ДМШ №21
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Развитие музыкального слуха в процессе  обучения игре на фортепиано.

Используемые учебники и учебные пособия: 

1.    А.Алексеев.  Методика обучения игры на фортепиано.  М.: «Советская музыка»  2006г.

2.    Л.В.Голицына. «О развитии музыкального слуха». М.: «Музыка»,2003г.

3.    М.И. Кириллова  «Первые шаги  маленького  пианиста» г.Приозерск  Ленинградской обл. 2001г.

4.    Г.Шатковский  «Развитие  музыкального  слуха». М.: 2004г.  

5.   Л.Харсеева «Музыкальный  слух – направления  и  методы  его  развития». М.:  2002г.

  

Краткое описание: 
Задачи урока. - Обучение учащихся навыкам, умениям играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем. - Воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям. - Развитие слухового восприятия музыки, и эмоциональное отношение к исполнению. - Показать практическое применение методов работы. - Проследить этапы, виды музыкального слуха у учащегося.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 дополнительного  образования   детей 

Детская  музыкальная школа   № 21

Советского района г.Казани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая  разработка

 

на   тему:

 

 

«Музыкальный  слух  и  его  развитие  в процессе  обучения  игре  на  фортепиано».

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Смирнова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2010г.

 

Методическая  разработка.

 

Тема: «Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игры на фортепиано».

 

 

 

 

Цель урока:

                         Развитие музыкального слуха в процессе  

                            обучения игре на фортепиано.

 

Задачи урока.

                    -    Обучение учащихся навыкам, умениям

                            играть разные музыкальные произведения

                            (полифония, крупная форма, пьесы, этюды)

                            музыкально, эмоционально, с тщательным

                            слуховым контролем.

 

                        -   Воспитание интереса к изучаемым

                            музыкальным произведениям.

 

                        -   Развитие слухового восприятия музыки, и

                             эмоциональное отношение к исполнению.

 

                        -   Показать практическое применение

                            методов работы.

 

                        -   Проследить этапы, виды музыкального

                             слуха у учащегося.

                                               

 

 

Вводная часть.

                                                                                                                                                                                                                                                 Обучение игре на фортепиано, как на любом инструменте, прежде всего является обучением музыки. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыки лишь в том случае, если развитие всех навыков идет рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания.

Воспитание слуховых качеств учащегося – пианиста является одной из главных задач в фортепианной педагогики.

Основной задачей музыканта- педагога является развитие музыкального слуха у учащихся на протяжении всех лет обучения.

Педагог должен развивать у ребенка:

- Звуковысотный слух.

- Мелодический слух.

-Полифонический слух.

-Гармонический слух.

-Тембро - динамический слух.

-Внутренний слух.

Существует много методов развития музыкального слуха.

 

ХОД  УРОКА.

 

Пение- естественный путь формирования звуковысотного слуха.

У любого преподавателя-пианиста насчитывается немало приемов и методов, способных дать улучшение звуковысотного слуха у учащихся различных возрастов.

Методы, (которые, я использую в работе со своими учениками).

1.Воспроизведение голосом в начальный период обучения отдельных звуков, мотивов, фразы, сыгранных педагогом, учеником( из репертуара учащегося.Транспонирование их в пределах доступного учащемуся).

2. Пение вслух. Очень полезно, чтобы ребенок сольфеджировал мелодию пьесы во время игры. Петь тему, одновременно играя ее.

3.Пропевание одного из голосов 2-х,3-х,4-хголосной фактуры, с одновременным исполнением остальных на фортепиано.

4.Чередование мелодических фраз, исполняемых вокально, с фразами, мотивами, исполняемых на инструменте. Метод,

который рекомендовал Г.Г.Нейгауз «Два- три такта играйте, потом пойте, опять, опять играйте, опять пойте.»

Практический показ  : Р.н.п. « Во поле береза стояла».

 

МЕЛОДИЧЕСКИЙ  СЛУХ.

МЕТОДЫ.

 

1.        Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы  отдельно от партии сопровождения.

2.        Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента с пением мелодии вслух ( нотами), затем то же, но с пением мелодии про себя- активным внутренне слуховым переживанием – осмыслением ее.

3.        Очень четкая работа над фразировкой музыкального произведения, тщательная звуковая выделка и  «оттачивание» мелодической фразы.

 

                               ГАРМОНИЧЕСКИЙ СЛУХ.

 

Это музыкальный слух в его проявлении к созвучиям звуков различной высоты в их одновременном сочетании.

 

                                         

                                        МЕТОДЫ.

 

-Разбор тонального плана, его анализ.

- строение и прослушивание гармонической основы.

- Проигрывание музыкального произведения с пением одних из голосов, вслушиваясь во все гармонические модификации.

Практический показ: Л. Шитте Этюд  ля минор.

 

                      ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СЛУХ.

 

Под полифоническим слухом понимается музыкальный слух в его проявлении по отношению а фактуре, образованной как минимум 2-мя голосами. Воспитание полифонического слуха- один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

 

                                         МЕТОДЫ.

 

1.       Проигрывание поочередно и в отдельности каждого из голосов полифонического произведения.

2.       Проигрывание отдельных пар голосов (1-3,2-3,1-2)

3.       Совместное проигрывание (учитель- ученик) по голосам, по парам голосов.

4.       Пропевание вслух или про себя одного из голосов полифонического произведения, одновременно игра остальных на фортепиано.

5.       Исполнение вокальным ансамблем (педагог – ученик) голосов полифонического произведения.

Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном из голосе при намеренном затушевании, приглушении остальных голосов( методы рекомендовали А.Б Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз).

Практический показ. И.С.Бах «Менуэт».

 

                      ВНУТРЕННИЙ СЛУХ.

 

Внутренний слух- понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию ее вне опоры на внешнее звучание, способности к мыслительному представлению музыкальных и их классическому определению, это- определение Н.А.Римского-Корсакого.

 

                                       МЕТОДЫ.

 

1.       Подбор музыки по слуху (практикуемый обычно в начальный период обучения.

2.       Исполнение пьесы в замедленном темпе, с установкой на прослушивание (развязку слухом) последующего развертывания музыки.

3.       Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира»- одну фразу вслух, другую про себя.

4.       Беззвучная игра на клавиатуре инструмента – это обостряет внутренний слух учащегося.

5.       Прослушивание в записи, произведения при одновременном прочитывании нотного текста.

6.       Мысленное проигрывание музыкального произведения ( исполнение про себя). Учиться читать глазами нотный текст.

 

                      ТЕМБРО-ДИНАМИЧЕСКИЙ СЛУХ.

 

Фортепиано- инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики. Огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты- все это дает основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано.

Тембро-динамический слух уч-ся, его слуховое воображение зависит от преподавателя.

                                    МЕТОДЫ.

1.     Определить художественные требования к звуку..Звуки фортепиано могут быть теплыми, холодными, яркими или матовыми.

2.     Учащемуся предлагается мысленно « оркестровать» представить звучание того или иного оркестрового инструмента.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Воспитание и развитие музыкального слуха у учащегося является основной задачей в фортепианной педагогике, идти от слуха к движению, а не наоборот.

Р.Шуман писал: « Развитие слуха - это самое важное».

 

                            Используемая литература.

 

1.    А.Алексеев.  Методика обучения игры на фортепиано.  М.: «Советская музыка»  2006г.

2.    Л.В.Голицына. «О развитии музыкального слуха». М.: «Музыка»,2003г.

3.    М.И. Кириллова  «Первые шаги  маленького  пианиста» г.Приозерск  Ленинградской обл. 2001г.

4.    Г.Шатковский  «Развитие  музыкального  слуха». М.: 2004г.  

5.   Л.Харсеева «Музыкальный  слух – направления  и  методы  его  развития». М.:  2002г.

  


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн