II. Чтение сказки «Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа).
III. Аналитическая беседа по тексту сказки.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Ход урока
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л. Толстой
I. Вступление «Что такое семья?».
В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Само число «7» само по себе особенное – оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое.
Но есть еще одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге.
Что же делает семью семьей?
Семья – это не просто энное количество людей. В жизни часто оказывается, что кровное родство вовсе не означает крепость отношений. Оно означает лишь присутствие одинаковых генов и одинаковых хромосом.
Семья – это группа людей, которые связаны отношениями. Именно отношения создают семью. Качеств о семьи определяется качеством отношений.
Семья – это взаимосвязь личностей, согласованность мыслей и чувств. Это музей воспоминаний. Это узы и обязанности, но именно они очерчивают в огромном мире тот маленький мир, внутри которого каждый – свой среди своих – чувствует себя свободно и уверенно. Это та стена, к которой герой жизненной битвы может спокойно прислониться спиной, зная наверняка, что с этой стороны удара не будет. Это убежище, в котором можно переждать черную полосу жизни, это экономическое единство, дающее опору и свободу маневра. Это ансамбль, в котором каждый играет свою партию, иногда нескладную, но вместе получается прекрасное, живое, самодостаточное целое.
Этимология и употребление
Русское слово «семья» имеет славянское и индоевропейское происхождение (ср. лит. Šeima), восходя к значению территориальной общности (ср. лит. Zeme: Земля).
В древнеславянском и древнерусском языке слово сѣмия означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов.
II. Чтение сказки «Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа).
III. Аналитическая беседа по тексту сказки.
1. Почему Общее Счастье покинуло семью старика?
2. Согласны ли Вы с тем, что счастье может быть только общим?
3. А что Вы делаете для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?
4. Представьте себе, что не было бы этого мудрого старика-отца или он не смог бы вернуть Общее Счастье. Что бы тогда произошло?
IV. Подведение итогов.
Что бы попросили у Общего Счастья Вы?
V. Домашнее задание.
Расскажите эту сказку членам своей семьи.
Приложение:
Мысли о семье и семейном воспитании
Тот дом хорош, где хороши обитатели. - Д. Герберт
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. - В. Сухомлинский
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. - Л. Толстой
Пословицы и поговорки о семье и доме
Где любовь и совет, там и горя нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
На что и клад, когда в семье лад.
Намеки да попреки - семейные пороки.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семья - опора счастья.
Семья в куче, не страшна и туча.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью и горе не берет.
Приложение 2:
Значение слова семья
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
Семья ж. 1) а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. б) перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. 2) перен. Род, поколение. 3) а) Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. б) Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. в) Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу). 4) перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений. 5) перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
Семья, -и, мн. семьи, -меи, семьям, ж. 1. Группа живущих вместе близкихродственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.2. перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). Дружнаяшкольная с. Студенческая с. 3. Группа животных, птиц, состоящая из самца,самки и детенышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растенийили грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа израбочих пчел, матки и трутней). С. берез. С. груздей. * Семья языков - вязыкознании: группа родственных языков. II уменьш. семейка, -и, ж. (к 1 и 3знач.). II прил. семейный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
Семья семьи, вин. семью и (простореч.) семью, мн. семьи, семей, семьям, ж. 1. группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. У нас была хорошая, непьющая семья. Некрасов. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат. Грибоедов. И вот ввели в семью чужую. Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. В семье не без урода. Пословица. || перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась.
Современный толковый словарь
Семья , основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.
Cловарь синонимов Н. Абрамова
Семейство , семья, фамилия, дом, род, династия; домашний очаг. Собраться всем домом. Он устроил себе на чужбине теплое гнездышко (свил себе теплое гнездо). См. разряд, род
Орфографический словарь
семья семь`я, -`и, мн. с`емьи, сем`ей, с`емьям
Приложение 3:
Автор текста (слов): Энтин Ю.
Композитор (музыка): Минков М.
Текст (слова) песни «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Приложение 4
Общее Счастье
Из фольклора народов Северного Кавказа
Жили-были муж и жена. И родилось у них ни много, ни мало – тринадцать сыновей. Выросли сыновья.
Отец и мать нашли им невест и сыграли не одну, сразу тринадцать свадеб.
И стали они жить да поживать.
Отец распоряжался, сыновья все исполняли: кто работал в лесу, кто в доме, кто на лугу, а кто в саду.
Всем дела хватало. Все были довольны. Все были при деле.
Сколько времени они так прожили, кто их знает. У каждого из тринадцати братьев родилось по тринадцати сыновей.
Маленькие дети росли, росли, да и выросли. Пришла пора женить их. И поженили. Сто шестьдесят девять невест привели в дом. Не одну свадьбу – сто шестьдесят девять свадеб сыграли они.
Пришло время, и у молодых тоже родилось по тринадцати сыновей. В хадзаре старика и старухи так много стало людей, что и не перечесть. Столько народу в доме, что и большому селению впору.
Всего было вдоволь у старика и старухи: отары овец и коз, стада коров и буйволов, табуны лошадей; гусей, индеек, кур и уток без счету; закрома полны ячменем и пшеницей; кадушки сыра девать некуда.
И все были счастливы. Смех и песни не умолкали в доме. Все называли друг друга «мое солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший кусок отдать другому, каждый хотел, чтобы у другого лучшая одежа была.
Вместе они были богаты и сильны, но подели их на отдельные семьи – и куда все уйдет, не станет ни силы, ни богатства.
И вот пришла беда: разлад в семье. Бывало, никто не скажет «это мое». А говорит: «это наше». А теперь, гляди, каждый норовит взять себе, отнять у другого. «Это мой бык», – говорит один. «Это мой конь», –
говорит другой. «За этой козой я ходил, ты не трогай ее», – говорит третий. «Кто выдоил мою корову?» – кричит четвертый. И так во всем. И так каждый день.
Каждый только и делает, что прячет от других все, что попадется под руку, прячет в свой сундук. Каждый кормит и ласкает только своего ребенка, а других не замечает вовсе. Случалось, что не своим детям и подзатыльники давали.
Самый старший в семье, старик отец, видит все, что делается, и сердце у него сжимается от горя. Сидит он в своем кресле дубовом, будто окаменел. Никто и не вспомнит о нем, не покормит, извелся старик. А жена его даже и сидеть не могла, все лежала в постели.
Как-то под Новый год отец собрал всю семью: и старых и молодых, и мужчин и женщин, даже детей созвал и говорит:
– Слушайте, дети, что я вам скажу: пусть этой ночью ни один не выходит из дома. Если любите меня, исполните мою просьбу.
– Хорошо, – сказали все, – мы исполним твою просьбу, сами не выйдем и других не пустим.
Ночью выпал глубокий снег.
Когда день отделялся от ночи и петухи начали кричать, старик встал с постели, открыл дверь и выглянул на улицу. Видит, след взрослого идет от двери в сторону леса.
Разгневался глава семьи, вернулся к себе в комнату, грузно сел в свое кресло и велел собрать всех домочадцев до единого. Когда все собрались, отец вышел к ним и стал корить:
– Не стыдно ли вам обманывать меня? Все как один обещали мне, что никто не выйдет за дверь, а сами нарушаете свое слово.
– Клянемся солнцем, землей и небом, что ни мы, ни дети этой ночью не выходили.
– Ну ладно, посмотрим, – сказал отец. – Я узнаю, правду ли вы говорите.
Старик взял топор под мышку и пошел по следу. Шел он, шел и пришел в дремучий лес. След довел его до высокого толстого дерева и оборвался. Под деревом лежали пышные сугробы снега: там было теплее, чем в доме у старика. Как же узнать, кто вышел из его дома? Закутался старик в шубу, остался под деревом на всю ночь, но никого так и не увидел. Тогда старик решил свалить дерево. Не долго думая, сбросил шубу и стал подрубать его. Рубит острым топором, и щепки во все стороны летят. Подрубил дерево уже до половины, вдруг кто-то сверху спрашивает его:
– Что ты делаешь, старик, зачем дерево валишь зря?
– А ты кто такой?
– Я Общее Счастье твоей многолюдной семьи.
– Почему же ты сидишь в лесу?
– Где же мне сидеть? Пришлось бежать из твоего хадзара. Никто в семье больше обо мне не думает, никто со мной не считается. Позабыли меня, тебя тоже забыли. У них только и заботы, что о себе и своих детях. Сам посуди, как же мне оставаться в твоем доме? Где каждый думает только о себе, там мне места нет.
Старик согласился.
– Твоя правда. В моем хадзаре каждый думает о себе и часто даже во вред другому. Но ты уважь старика, вернись обратно. Сколько хватит сил, я помогу тебе, чтобы не о себе думали, а обо всех, о всей семье, о всем хадзаре.
– Не могу я вернуться в твой хадзар. Но зато я другим тебя уважу: я дам каждому из твоих домочадцев то, что он у меня попросит. Пусть только каждый просит что-нибудь одно.
Старик выслушал Счастье, подумал, подумал и сказал:
– Поклянись небом и землей, что ты непременно дашь каждому из моих домочадцев то, что у тебя попросят. Счастье поклялось в том небом и землей. Старик надел шубу, взял топор под мышку и отправился домой. Целый день шел старик и только вечером пришел, кинул топор в угол, а сам, сердитый, сел в свое кресло. Забеспокоились, забегали его сыновья, внуки, правнуки, праправнуки и жены их, и дети их.
– Что с нашим дедом? – говорят.
– Где он был ночью?
– Не болен ли?
– Не сердит ли на нас?
– Может быть, голоден?
– А может, нездоров?
– Не озяб ли?
– Заштопаны ли его носки?
– А рубаха как?
– Не холодна ли постель?
И каждый старается угодить старшему в семье – отцу всех, тому, кто всю жизнь провел в труде, больше думая о других, чем о себе. Какой сын, какая дочь или невестка не чувствовали заботы старого отца?
А старик рассказывает:
– Счастье наше ушло от нас. И просьбы не помогли: не хочет возвращаться. Хорошо ли это?
Никто не сказал «хорошо», но зато наперебой стали спрашивать: – Почему Счастье обиделось? Что оно говорит?
А старый отец на это отвечает:
– Потому, что вы больше не слушаетесь меня, вашего старшего. Каждый стал думать только о себе. Пойдет на охоту, тушу серны принесет – себе, своей жене и своим детям, а не всей семье. Все говорите: «мое», «мое», а не «наше». Нам большой дом нужно строить, ведь погляди, сколько вас стало, а строить никто не хочет, каждый говорит: «Себе я построю, другим не хочу». А Счастье так говорит: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?»
Все молча слушали слова старика. И каждый думал про себя: «Правду говорит Счастье».
– Сегодня утром Счастье сказало мне: «Иди домой. Я уважу тебя, дам каждому из твоих домочадцев то, чего у меня попросят. Пусть только каждый просит что-нибудь одно». Пусть и старый и молодой, и мужчина и женщина скажет, что он хотел бы попросить у Счастья.
И все наперебой стали говорить. Один хотел бы получить у Счастья двух быков, другой – коня, третий – оружие. Те хотят побольше ячменя или пшеницы, новых чувяков или одежды, меч или лук со стрелами.
Так все сказали старому деду, кто чего хочет. Только одна молодая невестка ни слова не промолвила. Тогда обычай был такой: при старших невесткам нельзя было разговаривать. Вот она и стояла молча. Ее тоже спросили, чего она хочет. Свою просьбу она прошептала мальчику, а мальчик сказал громко: «Пусть Счастье даст нам общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу».
И все улеглись спать.
На рассвете, когда петухам петь, встал старик с постели, закутался в шубу, папаху надвинул на глаза, взял топор и отправился в дремучий лес. Долго шел старик – целый день. И к вечеру дошел до большого дерева.
Хоть под большим деревом и тепло было, все же он поплотней закутался в шубу и лег спать. На другой день рано утром старик снял шубу и опять принялся подрубать то дерево.
– Что тебе нужно от меня? – опять спросил кто-то с дерева.
Это Счастье говорило.
Старик передал ему слово в слово просьбу каждого, а под конец слова молодой невестки.
Голос с дерева так отвечает старику:
– Все я исполню. Одно только не могу исполнить: просьбу твоей молодой невестки. Она просит общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. А это все вместе – я само.
Сколько ни упрашивал старик, Счастье все одно и то же: «Не могу исполнить просьбу твоей молодой невестки».
– Ты же мне поклялось небом и землею, что исполнишь все, о чем попросят мои домочадцы. Тогда почему ты не исполняешь просьбу молодой невестки? Клятву нарушаешь? А может, ты нарочно рассорило мою семью?
– Что с тобой поделаешь! – отвечает голос с дерева. – Я дало клятву и не в силах ее нарушить. Ступай себе домой, а там видно будет.
– Будь здорово, – сказал старик, надел шубу, взял топор и отправился обратно.
Когда старик пришел домой, усталый, сел он в свое резное кресло. Вся семья прибежала к нему: и старые и малые, и мужчины и женщины. Один теплыми руками согревает ему лицо, другой теплой водой моет его ноги, третий приносит есть и пить. Юноши запели песни, чтобы усладить слух старика, девушки пляски затеяли.
На другой день все до одного приступили к работам с самого рассвета. Кто рубит лес, кто возит бревна для нового дома. Кто корм задает овцам, быкам и коровам, буйволам, верблюдам и коням. Кто чистит хлев, кто – двор. Кто печет пироги, кто шьет, кто песни поет, кто на фандыре играет, кто детям сказки рассказывает, а кто кормит маленьких.
Каждый старается сделать свою работу лучше и быстрее, чем другие.
Все стали говорить: «наша работа», «наше добро», «наши дети». А слово «мое» будто вовсе и не знали.
Радостью заблестели глаза всех, щеки порозовели – кровь с молоком. Дети толстенькие, чистенькие, веселенькие. Кони, овцы и козы, коровы и буйволы тучные и гладкие, шерсть лоснится на них, и ходят важно. Даже кошки, и те стали ласковее.
Днем вся семья работает не уставая. А как вечер наступит, новый большой дом наполняется людьми, веселыми и добрыми. Счастье навсегда поселилось в большой семье. И было то Счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно.
На: Классный час: Урок семьи и семейных ценностей
Прекрасная разработка! Буду использовать в работе!