2.Некоторые изменения личности в процессе профессионального развития
3. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога
4.Виды старений
5.Основные показатели деформации педагога
6.Понятие о синдроме хронической усталости и синдроме эмоционального выгорания
7. Психологические условия восстановления здоровья педагогов
8.Необходимость проведения психологической профилактики профессиональной деформации педагогов
Вопрос о профессиональной деформации личности является очень важным в наше время. Его актуальность объясняется, во-первых, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, и естественно, накладывает свой отпечаток на его личность. Второй аспект актуальности данной проблемы – недостаточное количество исследований по данному важному вопросу. В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии – принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Трудовая деятельность, формирует личность и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера – это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми. Одна из важнейших задач общества – это формирование гармонично развитой личности, не однобокого профессионала. Но чтобы эффективно решать эту задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен “профессиональной деформации”.
Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов в книге “Личность и профессия” еще в 1926 г. писал: “… когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп”.
В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк, однако все они могут быть разделены на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, повышению эффективности жизнедеятельности, и астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности. Значительная часть негативных новообразований составляет группу изменений, получивших название жесткого ролевого поведения, обуславливающего профессиональные деформации личности. Образованию дезадаптивных изменений в наибольшей мере подвержены профессии, принадлежащие к системе “человек - человек”: врач, учитель, юрист, психолог, журналист, священник и др.
Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога являются: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности; эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.); монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда; утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности, а также возрастные изменения, связанные со старением:
а) социальное старение:
Перестраивается мотивация;
Слабеют интеллектуальные процессы;
Изменяется эмоциональная сфера;
Возникают дезадаптационные формы поведения и др.
б) нравственно-этическое старение:
Навязчивое морализирование;
Скептическое отношение к молодежной субкультуре;
Противопоставление настоящего прошлому;
Преувеличение заслуг своего поколения и др.
в) профессиональное старение:
Невосприятие нововведений;
Переоценка значения опыта своего поколения;
Трудности освоения новых средств труда;
Снижение темпа профессиональных функций и др.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя. Основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.
Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.
Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы.
Если появилось непонятное ощущение вялости и упадка сил на протяжении последних двух или более недель; если ощущение усталости сопровождается ломотой в мышцах, болями, тошнотой, повышением температуры, депрессией или колебаниями настроения, то это появляются симптомы синдрома хронической усталости.
О чем говорят эти симптомы? Вы чувствуете себя так, как будто бы Вы участвовали в марафоне, и это происходит с вами тогда, когда Вы только что встали с постели. Вы чувствуете себя полностью обессилевшим. Вы, как выжатая тряпка, как машина с израсходованным топливом. И это не только сегодня, а каждый день. В наибольшей степени и чаще всего потеря энергии зависит от образа жизни человека. Неправильное питание, ожирение, строгая диета, отсутствие отдыха и физических упражнений, курение, употребление алкоголя - все это ложится тяжелым бременем на человека. Стресс, давление на работе и депрессия также могут постепенно приводить к такому состоянию, когда человек испытывает полное изнеможение. Даже такой фактор, как недостаточное употребление жидкости, может быть причиной усталости. Действительно, любое заболевание может выбить Вас из колеи, даже если после него прошло несколько недель. Хорошо известно, что вирусные инфекционные заболевания (грипп и другие) могут полностью лишить сил. Анемия, пониженное кровяное давление также могут превратить Вас в слабого новорожденного котенка. Такое же состояние может возникать при медикаментозном лечении заболеваний.
СХУ – это заболевание, которое оставляет у Вас ощущение постоянного утомления. Развитию переутомления и СХУ предшествует более или менее длительный период волевого усилия, умственного напряжения, работы в условиях переутомления. Большую роль в этом играет и отношение человека к работе: если выполняемый труд неприятен, то работоспособность, как правило, значительно снижается.
В клинической практике выделяют следующие критерии диагностики СХУ:
возникновение данного состояния связано с напряженной работой с перегрузкой;
постепенный темп развития астенических симптомов (вялость, аденамия, раздражительность, агрессивность, апатия);
четкая, но не стойкая соматическая симптоматика (небольшое повышение температуры, боль и першение в горле, увеличение лимфатических узлов в затылке и под мышками, боли в мышцах и суставах, расстройство сна, после которого он не чувствует себя отдохнувшим);
снижение работоспособности;
снижение астении после отдыха или смены рода деятельности;
усиление усталости к вечеру вплоть до полного безразличия;
Человек, страдающий СХУ, до этого был здоровым, уменьшение его активности, по крайней мере, за последние шесть месяцев составляет 50% -при том, что у него не отмечается других заболеваний, с которыми может быть связана усталость.
Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов – всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: “Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие”.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождение” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. В 1981 году А.Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: “запах горящей психологической проводки”. Восстановление (реабилитация) здоровья педагога – это не просто лечение, но также и управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.
Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (Так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно). Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутогенная тренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.
Считаю, что в школе просто необходимо проводить психологическую профилактику профессиональной деформации педагогов, нежели проводить их реабилитацию, тем более, что порой деформация достигает таких глубин, что необходимо вмешательство медиков (например, обыкновенное переутомление может привести к появлению соматических заболеваний). Легче ознакомить педагога с методами выхода из конфликтных ситуаций, с приёмами преодоления сомнений, обретения уверенности в своих силах; активизировать и укреплять доверие учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, попытаться создать условия для развития его индивидуальности, расширения самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности; помочь определить стиль поведения, способствовать повышению уровня самооценки учителя, чем выводить учителя из глубокой депрессии. Мне кажется, это можно сравнить со следующим: легче предупредить пожар, чем восстанавливать дом после пожарища. Хотелось бы призвать всех психологов, работающих в системе образования: не дадим пожару эмоционального выгорания захватить души педагогов! Необходимо систематизировать профилактическую работу с педагогами!..