словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления;
метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности на уроке:
Хоровое пение.
Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
Выполнение творческих заданий.
Работа обучающихся с наглядными пособиями.
Ход урока
I. Организация класса
II. Работа по теме урока
Введение в тему
«Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном,
Грабителем, души его движенья,
Темны, как ночь
И как Эреб черна его приязнь.
Такому человеку ты не верь…»
В. Шекспир
Слово учителя: В эпиграфе к нашему уроку звучат слова английского поэта и драматурга В. Шекспира.
Как вы думаете, почему Шекспир не доверял человеку холодному к гармонии? Это поможет нам понять сегодняшний урок.
Совершенство окружающей природы в любое время года, красота и соразмерность форм и линий архитектурного сооружения, возвышенное, божественное звучание музыки, неповторимость цвета и одухотворенность лиц на картинах великих художников. Все это делает жизнь человека богатой чувствами и ощущениями, движет его к познанию различных видов искусства.
Древняя индийская пословица гласит:
«Человек, не знающий ни музыки, ни литературы, ни другого искусства - это только животное, пусть даже без хвоста и рогов»
- Почему так сказали мудрецы Индии? Как вы думаете?
- Что же помогает нам почувствовать неповторимость любого выдающегося произведения искусства?
- Какое слово выражает слияние нашей души с окружающим миром?
III. Углубление темы.
Учитель: На нашем сегодняшнем уроке мы вспомним все, что знаем о гармонии, попробуем увидеть и доказать многогранность, изменчивость и многоликость ее проявлений в жизни человека.
- Что означало слово «гармония» у древних греков?
- Что выражает слово «гармония» в музыке?
- Что означает «благозвучный»?
С давних пор поэты, музыканты и художники создавали свои произведения взяв за эталон силы природы в их первозданном виде.
Послушаем поэта Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах»
(стихи читает ученица)
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
- Почему поэт считает стихийные споры гармоничными?
- Где впервые люди познакомились с гармонией, как с единством противоположных начал?
- Что олицетворяет Гармония?
IV. Вокальная работа
Учитель: Посмотрим на примерах изучаемых песен, может ли быть красивой и гармоничной музыка разных настроений, но сначала нам необходимо пропеть наши распевки и настроиться на пение.
(исполнение хором песни «Синяя вода», музыка В. Шаинского)
- Какая мелодия этой песни по характеру?
- Какую картину рисует музыка?
- Что бы вы нарисовали в иллюстрацию к этой песне?
А теперь исполним другую изученную песню.
(исполнение хором песни «Парус», муз. Варламова)
- Какое настроение передает мелодия этой песни?
- Какая иллюстрация больше всего передала настроение и замысел песни?
- Какая песня вам понравилась больше?
- А другая кому-нибудь понравилась?
- Кому понравились обе песни одинаково?
- Такое может случиться?
- Всегда ли приятна на слух музыкальная гармония?
- Какие виды искусств показали нам красоту песен?
Объясните почему? Попрошу аргументировать ответ.
V. Беседа-сравнение.
Учитель:А теперь обратимся к содружеству музыки и живописи. Гармония не только звучит, она поражает взгляд и чувства человека в картинах. Давайте попробуем соединить звучание музыки Н.А.Римского-Корсакова к опере-былине «Садко». Звучит фрагмент «Океан-море» и на экране мы видим картины замечательного художника-мариниста Ивана Айвазовского. За время звучания музыки вы должны внимательно слушать и смотреть для того, чтобы описать свое впечатление от этого содружества при помощи таблицы эмоциональных терминов, которая будет дана в конце на экране.
Термины, которые будут подходить по настроению изображению и мелодии нужно будет записать в своих тетрадях.
(Звучит фрагмент «Океан-море» и идет показ слайдов с картинами И.Айвазовского)
Ученики зачитывают выбранные термины.
Учитель: Мы с вами знаем, однако, что гармония - это единство противоположностей. Если величаво и красиво спокойное море, значит нужно внимательно прислушаться и к бурному морю. Сравним звучание музыки К.Дебюсси «Диалог ветра с морем» и картины И.Айвазовского, изображающие разные степени волнения на холсте бурные волны, порывы ветра, столкновение двух могучих стихий - воды и воздуха.
(Звучит фрагмент «Диалог ветра с морем» и идет показ слайдов с картинами И.Айвазовского)
Учитель:На таблице эмоциональных терминов найдите подходящие к описанию происходящего и запишите в тетради.
- Передает ли музыка содержание картин?
- Являются ли картины иллюстрацией к музыке?
- Гармоничны ли они?
Прочитайте записанные вами термины. Обсудим их...
VI. Вывод.
Учитель: На протяжении всего урока мы искали и находили гармонию в разных видах искусства. Перечислим их…..
А сейчас вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Вспомним его текст….
Так почему же Шекспир призывал не верить человеку, не понимающего гармонию?
Какой этот человек?
Даже смена времен года всегда вносит гармонию в природу. Почему? Значит, гармония имеет множество различных проявлений и во всех она показывает свое прекрасное лицо.
VII. Домашнее задание.
Учитель: На ваших столах лежат карточки с домашним заданием к следующему уроку, выберите его сами.
Карточка №1 - написать сочинение-миниатюру на тему «Гармония в нашей жизни».
Карточка №2 - письменно ответить на заданные вопросы.
Карточка №3 - нарисовать иллюстрацию к одной из мелодий сегодняшнего урока.