Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Многоликая гармония»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Уланова Людмила Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Горельская СОШ", учитель музыки

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

 

Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости обучающихся, формирование умения мыслить.

Задачи:

  • показать учащимся единство музыкального, художественного и литературного материала в описании морской стихии;
  • формировать интерес к искусству на основе эмоционального восприятия классической  музыки;
  • прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
  • развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
  • способствовать формированию потребности  в общении с музыкой.

 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

«Музыка» 6 класс, авторы Т.И.Науменко и В.В.Алеев.

Алеев В.В."Музыка" Учебно-методический комплект (УМК)

  • Музыкальный материал: И.С. Бах  Прелюдия, Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко», Дебюсси «Море» (фрагмент «Диалог ветра с морем»);
  • Вокальный материал: «Синяя вода» сл.Энтина, муз. Шаинского,

                                                         «Парус» сл. Лермонтова, муз. Варламова;

  • Литературный материал: Ф.И.Тютчев «Певучесть есть в морских волнах»;
  • Дополнительный материал: таблица эмоциональных терминов.
Используемая методическая литература: 

 

  • Алеев В.В.,  Науменко Т.И.Уроки музыки: 5-8 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
  • Рабочая программа "Музыка" 5-8 классы.
  • Программы для общеобразовательных школ 5-8 класс.
Используемое оборудование: 

 

  • Мультимедийный проектор;
  • презентация урока;
  • ноутбук;
  • экран;
  • фортепиано.
Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> Урок музыки в 6 классе по теме&laquo;Гармония&raquo;.</p>

 

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • метод контрастного сопоставления;
  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

 

Формы работы: индивидуальная,  фронтальная.

 

Виды деятельности на уроке:

  • Хоровое  пение.
  • Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Работа обучающихся с наглядными пособиями.

 

Ход урока

 

I. Организация класса

II. Работа по теме урока

Введение в тему

 

                                                                       «Кто музыки не носит сам в себе,

                                                                Кто холоден к гармонии прелестной,

                                                            Тот может быть изменником, лгуном,

                                                                        Грабителем, души его движенья,

                                                                                                     Темны, как ночь

                                                                              И как Эреб черна его приязнь.

                                                                           Такому человеку ты не верь…»

В. Шекспир

 

Слово учителя: В эпиграфе к нашему уроку звучат слова английского поэта и драматурга В. Шекспира.

Как вы думаете, почему Шекспир не доверял человеку холодному к гармонии? Это поможет нам понять сегодняшний урок.

 Совершенство окружающей природы в любое время года, красота и соразмерность форм и линий архитектурного сооружения, возвышенное, божественное звучание музыки, неповторимость цвета и одухотворенность лиц на картинах великих художников. Все это делает жизнь человека богатой чувствами и ощущениями, движет его к познанию различных видов искусства.

Древняя индийская пословица гласит:

«Человек, не знающий  ни музыки, ни литературы, ни другого искусства - это только животное, пусть даже без хвоста и рогов»

- Почему так сказали мудрецы Индии? Как вы думаете?

- Что же помогает нам почувствовать неповторимость любого выдающегося произведения искусства?

- Какое слово выражает слияние нашей души с окружающим миром?

III. Углубление темы.

Учитель: На нашем сегодняшнем уроке мы вспомним все, что знаем о гармонии, попробуем увидеть и доказать многогранность, изменчивость и многоликость ее проявлений в жизни человека.

- Что означало слово «гармония» у древних греков?

- Что выражает слово «гармония» в музыке?

- Что означает «благозвучный»?

 С давних пор поэты, музыканты и художники создавали свои произведения взяв за эталон силы природы в их первозданном виде.

 Послушаем поэта Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах»

(стихи читает ученица)

 

Певучесть есть в морских волнах,

 Гармония в стихийных спорах,

 И стройный мусикийский шорох

 Струится в зыбких камышах.

 

Невозмутимый строй во всем,

 Созвучье полное в природе, —

 Лишь в нашей призрачной свободе

 Разлад мы с нею сознаем.

 

Откуда, как разлад возник?

 И отчего же в общем хоре

 Душа не то поет, что, море,

 И ропщет мыслящий тростник?

 

И от земли до крайних звезд

 Всё безответен и поныне

Глас вопиющего в пустыне,

 Души отчаянной протест?

 

-  Почему поэт считает стихийные споры гармоничными?

- Где впервые люди познакомились с гармонией, как с единством противоположных начал?

- Что олицетворяет Гармония?

IV. Вокальная работа

Учитель: Посмотрим на примерах изучаемых песен, может ли быть красивой и гармоничной музыка разных настроений, но сначала нам необходимо пропеть наши распевки и настроиться на пение.

(исполнение хором песни «Синяя вода», музыка В. Шаинского)

- Какая мелодия этой песни по характеру?

- Какую картину рисует музыка?

- Что бы вы нарисовали в иллюстрацию к этой песне?

А теперь исполним другую изученную песню.

(исполнение хором песни «Парус», муз. Варламова)

- Какое настроение передает мелодия этой песни?

- Какая иллюстрация больше всего передала настроение и замысел песни?

- Какая песня вам понравилась больше?

- А другая кому-нибудь понравилась?

 - Кому понравились обе песни одинаково?

- Такое может случиться?

- Всегда ли приятна на слух музыкальная гармония?

- Какие виды искусств показали нам красоту песен?

Объясните  почему? Попрошу аргументировать ответ.

V. Беседа-сравнение.

Учитель:А теперь обратимся к содружеству музыки и живописи. Гармония не только звучит, она поражает взгляд и чувства человека в картинах. Давайте попробуем соединить звучание музыки Н.А.Римского-Корсакова к опере-былине «Садко». Звучит фрагмент «Океан-море» и на экране мы видим картины замечательного художника-мариниста Ивана Айвазовского. За время звучания музыки вы должны внимательно слушать и смотреть для того, чтобы описать свое впечатление от этого содружества при помощи таблицы эмоциональных терминов, которая будет дана в конце на экране.

 Термины, которые будут подходить по настроению изображению и мелодии нужно будет записать в своих тетрадях.

 (Звучит фрагмент «Океан-море» и идет показ слайдов с картинами И.Айвазовского)

Ученики зачитывают выбранные термины.

Учитель: Мы с вами знаем, однако, что гармония - это единство противоположностей. Если величаво и красиво спокойное море, значит нужно внимательно прислушаться и к бурному морю. Сравним звучание музыки К.Дебюсси «Диалог ветра с морем» и картины И.Айвазовского, изображающие разные степени волнения на холсте бурные волны, порывы ветра, столкновение двух могучих стихий - воды и воздуха.

(Звучит фрагмент «Диалог ветра с морем» и идет показ слайдов с картинами И.Айвазовского)

Учитель:На таблице эмоциональных терминов найдите подходящие к описанию происходящего и запишите в тетради.

- Передает ли музыка содержание картин?

- Являются ли картины иллюстрацией к музыке?

- Гармоничны ли они?

 Прочитайте записанные вами термины. Обсудим их...

VI. Вывод.

Учитель: На протяжении всего урока мы искали и находили гармонию в разных видах искусства. Перечислим их…..

А сейчас вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Вспомним его текст….

  • Так почему же Шекспир призывал не верить человеку, не понимающего гармонию?
  • Какой этот человек?

 Даже смена времен года всегда вносит гармонию в природу. Почему? Значит, гармония имеет множество различных проявлений и во всех она показывает свое прекрасное лицо.

VII. Домашнее задание.

Учитель: На ваших столах  лежат карточки с домашним заданием к следующему уроку, выберите его сами.

Карточка №1 - написать сочинение-миниатюру на тему «Гармония в нашей жизни».

Карточка №2 - письменно ответить на заданные вопросы.

Карточка №3 - нарисовать иллюстрацию к одной из мелодий сегодняшнего урока.

VIII. Подведение итогов урока.

Прикрепленный файл Size
гармония.ppt 3.33 MB
И-С-Бах-Рихтер-I-т-ХТК---Прелюдия-и-фуга-1-до-мажор(mp3-sait.info).mp3 4.22 MB
к.дебюсси диалог ветра с морем.mp3 7.25 MB
Римский-Корсаков, Садко - Вступление. Океан Море синее..mp3 2.59 MB
Ф.Тютчев.docx 13.56 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн