Эта страничка предназначена для психологов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы проведения грамотной диагностики развития детей крайне актуальны. Предлагаю собрать пакет надежных и валидных методик для диагностической работы в детских садах и начальной школе.
Рабочая таблица
по использованию психодиагностических методик
в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Основными направлениями работы являются: сопровождение адаптации детей к детскому саду; сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов; исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений; оценка сформированности ведущего вида деятельности
1. Сопровождение адаптации детей к детскому саду
Диагностическое направление: выявление дошкольников «группы риска»
Предмет
диагностики
|
Стандартные методики, тесты, опросники
|
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
|
Другие средства и методы работы
|
Выявление «группы риска»
|
|
Наблюдение
|
опросники
|
2. Сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов
Диагностическое направление: исследование познавательной деятельности и ее отдельных компонентов
Предмет
диагностики
|
Стандартные методики, тесты, опросники
|
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
|
Другие средства и методы работы
|
Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка
|
Методика Пьерона - Рузера
Ссылка
|
|
|
Корректурные пробы
|
|
Таблицы Шульте
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Ссылка
|
|
Методика В.М. Когана
Ссылка
|
|
Исследование особенностей мнестической деятельности
|
Запоминание двух групп слов
|
|
Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия)
Ссылка
|
|
Запоминание двух фраз
|
|
Исследование опосредованного запоминания ( по А.Н. Леонтьеву)
|
|
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)
|
|
Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности
|
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
|
|
|
Методика доски Сегена
ссылка
|
Разрезные картинки
|
Методика Коса
|
Прогрессивные матрицы Дж. Равена
ссылка
|
Исследование особенностей сформированности понятийного мышления
|
Методика Выготского – Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
|
|
|
Предметная классификация (вариант для детей 3-8- лет)
|
Исключение предметов (4 – й лишний)
|
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности
|
Подбор парных аналогий (с 7 лет)
ссылка
|
|
|
Выбор простых аналогий (с 7 лет)
|
Выделение существенных признаков (с 7 лет)
|
Определение понятий (с 6,5 лет)
|
Исключение понятий (с 6,5 лет)
|
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок
|
Установление последовательности событий
|
Уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики
|
|
Свободный рисунок
|
|
Развитие мышления и воображения
|
|
Свободная игра
|
|
3. Психологическая помощь в обеспечении процесса личностного развития
Диагностическое направление: исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений
Предмет
диагностики
|
Стандартные методики, тесты, опросники
|
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
|
Другие средства и методы работы
|
Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка
|
Методика «Метаморфозы»
|
Рисуночные тесты: «Нарисуй человека», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное»
«Рисунок семьи»
|
|
Тест "Рука"
ссылка
|
«КАТ»
|
Контурный САН-Н
|
«Три желания»
|
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)
|
«Шапка-невидимка»
|
Цветовой тест отношений
Ссылка
|
«Лестница»
|
Методика «Эмоциональные лица»
|
|
|
Развитие крупной моторики
|
|
«Повторяй за мной»
«Игра в мяч»
|
|
Общая моторная зрелость
|
Шкала психо-моторного развития (Озерецкий – Геллнитц)
|
|
|
Умственное развитие и предпосылки учебной деятельности
|
Учебная деятельность (Л.И. Цеханская)
|
|
|
«Эталоны» (О.М. Дьяченко)
|
|
|
Перцептивное моделирование (В.В. Холмовская)
|
|
|
«Схематизация» (Р.И. Бардина)
|
|
|
«Систематизация (Венгер)
|
|
|
4. Определение уровня сформированности ведущего вида деятельности (игра)
Диагностическое направление: определение уровня сформированности компонентов социальных компетентностей.
Уровень сформированности компонентов игровой деятельности
|
|
наблюдение, анализ игровой деятельности, разработанный В.А. Новодворской
|
|
методика Л.Б. Баряевой
|
Младший школьный возраст (7 – 11 лет)
Основными видами работы являются: сопровождение адаптации на новом этапе обучения, сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»), сопровождение перехода на новый образовательный уровень (основное общее образование)
- Сопровождение к адаптации к школе
Диагностическое направление: мониторинг адаптированности ребёнка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребёнка к школе, причины неуспеваемости)
Предмет диагностики
|
Стандартные методики, тесты, опросники
|
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
|
Другие средства и методы работы
|
Определение уровня тревожности
|
1) Проективная методика для диагностики школьной тревожности (E.W.Amen, N.Renison , модификация А.М.Прихожан)
ссылка
2) Шкала явной тревожности для детей CMAS (Дж. Тейлора, модификация А.М.Прихожан)
ссылка
|
1) Проективные рисуночные методики «Школа зверей», «Моя учительница» и др.
2) Карта наблюдения Стотта
3) Опросник школьной тревожности Филипса
|
1)Наблюдение
2) Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (Для учителей и родителей)
|
Самооценка
|
|
1) Методика «Лесенка» (модификация методики Т.Дембо)
|
|
Позиция в группе сверстников, социальный статус
|
Социометрия
|
1) Проективная методика Рене Жиля (Для исследования межличностных отношений) В кн. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – СПб., 1992.
2) Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992)
|
|
Особенности мотивации
|
1) Анкета на определение уровня мотивации (Н.Г.Лускановой)
ссылка
|
1) Осознаваемые мотивы учения (Матюхиной М.В.)
2) Методика «Направленность на отметку» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)
3) Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)
|
Изучение познавательной потребности ребенка (предложена В.С. Юркевич, предназначена для учителей)
|
Особенности познавательной сферы
|
Внимание:
1) Корректурная проба
2) Чёрно-красная таблица
3) Перепутанные линии (
4) Методика Пьерона-Рузера
Память:
1) Методика «Запоминание цифр»
2) Методика «Запоминание образов»
3) Методика опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому)
4) Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)
Мышление:
1) Методика «Матрицы Равена»
2) Методика «Исключение лишнего»
3) исследование особенностей словесно-логического мышления детей
ссылка
|
Мышление:
1) Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (на материале теста интеллекта Амтхауэра Р., модифицированного Л.И. Переслени и др.):
ü Субтест на выявление осведомлённости
ü Классификация, способность к обобщению
ü Умозаключения по аналогии
ü Обобщение
|
|
Уровень произвольности поведения и познавательных процессов
|
2) Методика «Образец и правило»
|
1) Тест Розенцвейга (детский вариант)
Ссылка
2) Тест «Пиктограмма»
|
Наблюдение для оценки волевых качеств школьника (методика А.И. Высоцкого)
|
- Участие в формировании «умения учиться»
Диагностическое направление: определение уровня сформированности общеучебных навыков
Предмет диагностики
|
Стандартные методики, тесты, опросники
|
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
|
Другие средства и методы работы
|
Определение уровня сформированности учебных навыков
|
1) ШТУР
|
1) Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В.Заика)
|
Экспертная оценка учителем учебных навыков детей
|
- Сопровождение к переходу к обучению в среднем звене
Диагностическое направление: изучение особенностей педагогического стиля педагога (3 класс), изучение особенностей поведения учащихся в учебных ситуациях, выявление потенциальной «группы риска», определение готовности обучения детей в среднем звене
Предмет диагностики
|
Стандартные методики, тесты, опросники
|
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
|
Другие средства и методы работы
|
Характер реакции педагога в разных ситуациях
|
|
1) «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998)
2) опросник Басса-Дарки)
«Оценка способов реагирования в конфликте» (тест Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной)
|
|
Отношение к учебным предметам учащихся, активность поведения на переменах
|
|
Методика Г.Н. Казанцевой «Отношение к учению и к учебным предметам»
|
Наблюдение, беседа, анкетирование
|
Контактность школьников и содержание этих контактов с новыми для них взрослыми
|
|
|
Наблюдение
|
Содержание учебных и внеучебных интересов
|
|
|
Беседа и анкетирование детей и родителей
|
Особенности учебной самооценки и уровня притязаний
|
Тест Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998)
|
|
|
Изучение индивидуально-психологических особенностей
|
1) Детский личностный опросник Кетелла
2) 4) Тест Г.Айзенка (детский вариант
|
1.Карта наблюдения Стотта
2.Проективные методики «ДДЧ», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
3.Тест школьной тревожности Филлипса (для начальной школы)
4.Тест Люшера
|
Наблюдение, беседа с использованием сб. Методические материалы для психодиагностического обследования ребенка 5-7 лет /Сост. В.И. Чирков, О.В. Соколова. Ярославль, 1993. («Психодиагностика»)
|
|
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Диагностика готовности к обучению в школе
Методика "Домик"
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Г. Вицлака (1972 г.)
Цель: Диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Материалы: Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), стимульный материал в виде картинок.
ССЫЛКА
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Не нашел в описании методики - сколько по времени занимает проведение данного исследования?
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Александр Сергеевич, авторы приводимой ниже статьи говорят о 30 минутах - смотреть
"Апробация теста была произведена нами на 50 воспитанниках (две полные подготовительные группы) московского детского сада и 14 воспитанниках (полная подготовительная группа) специального детского сада для детей с задержками психического развития в г. Горьком. Тестирование проводилось индивидуально. Время работы с каждым ребенком отмечалось на листах регистрации, в среднем оно занимало по 30 мин. "
Мой опыт подсказывает: от 20 до40 минут, в зависимости от темповых характеристик ребенка, уровня интеллектуального развития, ситуативных характеристик и пр.
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА
ГУДИНАФ–ХАРРИСА
Исследование проводится следующим образом:
Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительна плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш – обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.
Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.
По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.
Подробнее...
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)
(разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)
Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
ссылка
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития.
Читать
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Тест школьной зрелости
ссылка
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Предлагаемые задания для диагностики развития внимания можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.
Смотреть
На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь
Методика "Времена года"
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
ссылка