Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Выберите действие:

 

 

Эта страничка предназначена для психологов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Вопросы проведения грамотной диагностики развития детей крайне актуальны. Предлагаю собрать пакет надежных и валидных методик для диагностической работы в детских садах и начальной школе.

 
 
Рабочая таблица
 по использованию психодиагностических методик
 в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
 
Дошкольный возраст (3-7 лет)
Основными направлениями работы являются: сопровождение адаптации детей к детскому саду; сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов; исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений; оценка сформированности ведущего вида деятельности
1. Сопровождение адаптации детей к детскому саду
Диагностическое направление: выявление дошкольников «группы риска»

Предмет
диагностики
Стандартные методики, тесты, опросники
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
Другие средства и методы работы
Выявление «группы риска»
 
Наблюдение
опросники

 
 
2. Сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов
Диагностическое направление: исследование познавательной деятельности и ее отдельных компонентов
 

Предмет
диагностики
Стандартные методики, тесты, опросники
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
Другие средства и методы работы
Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка
Методика Пьерона - Рузера
Ссылка
 
 
 
Корректурные пробы
 

 Таблицы Шульте

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Ссылка

 
Методика В.М. Когана
Ссылка
 
Исследование особенностей мнестической деятельности
Запоминание двух групп слов
 
Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия)
Ссылка
 
Запоминание двух фраз
 
Исследование опосредованного запоминания ( по А.Н. Леонтьеву)
 
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма)
 
Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
 
 
Методика доски Сегена
ссылка
Разрезные картинки
Методика Коса
Прогрессивные матрицы Дж. Равена
ссылка
Исследование особенностей сформированности понятийного мышления
Методика Выготского – Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
 
 
Предметная классификация (вариант для детей 3-8- лет)
Исключение предметов (4 – й лишний)
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности
Подбор парных аналогий (с 7 лет)
ссылка
 
 
Выбор простых аналогий (с 7 лет)
Выделение существенных признаков (с 7 лет)
Определение понятий (с 6,5 лет)
Исключение понятий (с 6,5 лет)
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок
Установление последовательности событий
Уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики
 
Свободный рисунок
 
Развитие мышления и воображения
 
Свободная игра
 

 
 
 
 
 
3. Психологическая помощь в обеспечении процесса личностного развития
Диагностическое направление: исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений

Предмет
диагностики
Стандартные методики, тесты, опросники
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
Другие средства и методы работы
Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка
 
Методика «Метаморфозы»
Рисуночные тесты: «Нарисуй человека», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное»
«Рисунок семьи»
 
Тест "Рука"
ссылка
«КАТ»
 
Контурный САН-Н
 
«Три желания»
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)
«Шапка-невидимка»
Цветовой тест отношений
Ссылка
 
«Лестница»
Методика «Эмоциональные лица»
 
 
Развитие крупной моторики
 
«Повторяй за мной»
«Игра в мяч»
 
Общая моторная зрелость
Шкала психо-моторного развития (Озерецкий – Геллнитц)
 
 
Умственное развитие и предпосылки учебной деятельности
Учебная деятельность (Л.И. Цеханская)
 
 
 
«Эталоны» (О.М. Дьяченко)
 
 
Перцептивное моделирование (В.В. Холмовская)
 
 
«Схематизация» (Р.И. Бардина)
 
 
«Систематизация (Венгер)
 
 

 
4. Определение уровня сформированности ведущего вида деятельности (игра)
Диагностическое направление: определение уровня сформированности компонентов социальных компетентностей.

Уровень сформированности компонентов игровой деятельности
 
наблюдение, анализ игровой деятельности, разработанный В.А. Новодворской
 
методика Л.Б. Баряевой

 
Младший школьный возраст (7 – 11 лет)
 
Основными видами работы являются: сопровождение адаптации на новом этапе обучения, сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»), сопровождение перехода на новый образовательный уровень (основное общее образование)
 
  1. Сопровождение к адаптации к школе
Диагностическое направление: мониторинг адаптированности ребёнка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребёнка к школе, причины неуспеваемости)
 

 
Предмет диагностики
 
Стандартные методики, тесты, опросники
 
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
Другие средства и методы работы
 
Определение уровня тревожности
1)      Проективная методика для диагностики школьной тревожности (E.W.Amen, N.Renison , модификация А.М.Прихожан)
ссылка
2)      Шкала явной тревожности для детей CMAS (Дж. Тейлора, модификация А.М.Прихожан)
ссылка
 
1)      Проективные рисуночные методики «Школа зверей», «Моя учительница» и др.
2)      Карта наблюдения Стотта
3)      Опросник школьной тревожности Филипса
 
1)Наблюдение
2) Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (Для учителей и родителей)
 
Самооценка
 
1) Методика «Лесенка» (модификация методики Т.Дембо)
 
 
Позиция в группе сверстников, социальный статус
Социометрия
1)      Проективная методика Рене Жиля (Для исследования межличностных отношений) В кн. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – СПб., 1992.
2)      Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992)
 
 
Особенности мотивации
1) Анкета на определение уровня мотивации (Н.Г.Лускановой)
 ссылка
1) Осознаваемые мотивы учения (Матюхиной М.В.)
2) Методика «Направленность на отметку»  (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)
3) Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)
 
Изучение познавательной потребности ребенка (предложена В.С. Юркевич, предназначена для учителей)
 
 
 
 
 
Особенности познавательной сферы
Внимание:
1)      Корректурная проба
2)      Чёрно-красная таблица
3)      Перепутанные линии (
4)      Методика Пьерона-Рузера
Память:
1)      Методика «Запоминание цифр»
2)      Методика «Запоминание образов»
3)      Методика опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому)
4)      Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)
 
Мышление:
1)      Методика «Матрицы Равена»
  2) Методика «Исключение лишнего»
3) исследование особенностей словесно-логического мышления детей
ссылка

 

 
Мышление:
1)      Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (на материале теста интеллекта Амтхауэра Р., модифицированного Л.И. Переслени и др.):
ü     Субтест на выявление осведомлённости
ü     Классификация, способность к обобщению
ü     Умозаключения по аналогии
ü     Обобщение
 
 
Уровень произвольности поведения и познавательных процессов
2) Методика «Образец и правило»
 
1)      Тест Розенцвейга (детский вариант)
Ссылка
2)      Тест «Пиктограмма»
 
Наблюдение для оценки волевых качеств школьника (методика А.И. Высоцкого)
 

 
  1. Участие в формировании «умения учиться»
Диагностическое направление: определение уровня сформированности общеучебных навыков
 

 
Предмет диагностики
 
Стандартные методики, тесты, опросники
 
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
Другие средства и методы работы
 
Определение уровня сформированности учебных навыков
 
1) ШТУР
 
1) Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В.Заика)
Экспертная оценка учителем учебных навыков детей

 
  1. Сопровождение к переходу к обучению в среднем звене
Диагностическое направление: изучение особенностей педагогического стиля педагога (3 класс), изучение особенностей поведения учащихся в учебных ситуациях, выявление потенциальной «группы риска», определение готовности обучения детей в среднем звене
 

 
Предмет диагностики
 
Стандартные методики, тесты, опросники
 
Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям
Другие средства и методы работы
Характер реакции педагога в разных ситуациях
 
 
1)      «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998)
2)      опросник Басса-Дарки)
«Оценка способов реагирования в конфликте» (тест Томаса, адаптированный Н.В. Гришиной)
 
Отношение к учебным предметам учащихся, активность поведения на переменах
 
Методика Г.Н. Казанцевой «Отношение к учению и к учебным предметам»
 
Наблюдение, беседа, анкетирование
Контактность школьников и содержание этих контактов с новыми для них взрослыми
 
 
Наблюдение
Содержание учебных и внеучебных интересов
 
 
Беседа и анкетирование   детей и родителей
Особенности учебной самооценки и уровня притязаний
Тест Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта Психодиагностические методы изучения личности. – М., 1998)
 
 
Изучение индивидуально-психологических особенностей
 
1)      Детский личностный опросник Кетелла
2)      4) Тест Г.Айзенка (детский вариант
1.Карта наблюдения Стотта
2.Проективные методики «ДДЧ», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
3.Тест школьной тревожности Филлипса (для начальной школы)
4.Тест Люшера
Наблюдение, беседа с использованием сб. Методические материалы для психодиагностического обследования ребенка 5-7 лет /Сост. В.И. Чирков, О.В. Соколова. Ярославль, 1993. («Психодиагностика») 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


Диагностика готовности к обучению в школе

Методика "Домик"

Елена Коточигова



Фото пользователя Наталия Владимировна Зайцева

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Г. Вицлака (1972 г.)


Цель: Диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Материалы: Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), стимульный материал в виде картинок.

ССЫЛКА

 

Комментарий был изменен с момента создания (pfggjkbyfhbz, пн, 27/04/2009 - 22:59).
С уважением, Наталия Владимировна



Фото пользователя Александр Сергеевич Медведев

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


Не нашел в описании методики - сколько по времени занимает проведение данного исследования?




Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


 Александр Сергеевич, авторы приводимой ниже статьи говорят о 30 минутах - смотреть

"Апробация теста была произведена нами на 50 воспитанниках (две полные подготовительные группы) московского детского сада и 14 воспитанниках (полная подготовительная группа) специального детского сада для детей с задержками психического развития в г. Горьком. Тестирование проводилось индивидуально. Время работы с каждым ребенком отмечалось на листах регистрации, в среднем оно занимало по 30 мин. "

Мой опыт подсказывает: от 20 до40 минут, в зависимости от темповых характеристик ребенка, уровня интеллектуального развития, ситуативных характеристик и пр.

Комментарий был изменен с момента создания (kev, Wed, 17/06/2009 - 22:07).
Елена Коточигова



Фото пользователя Наталия Владимировна Зайцева

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА

ГУДИНАФ–ХАРРИСА

Исследование проводится следующим образом:

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительна плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш – обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.

Подробнее...

С уважением, Наталия Владимировна



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


 

Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)

(разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

ссылка

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


 

 

 

 

Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития.

Читать

 

 

 

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


Тест школьной зрелости

ссылка

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет

Предлагаемые задания для диагностики развития внимания можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

Смотреть

Елена Коточигова



Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова

На: Психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школь


Методика "Времена года"

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

ссылка

Елена Коточигова


Сообщество "От А до Я"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн