Цель:оценить стиль взаимодействия учителя с учениками.
№
Действия
Часто
Редко
1.
Указывает людям, что надо делать
5
4
3
2
1
2.
Выслушивает мнения других людей
5
4
3
2
1
3.
Дает другим возможность участвовать в принятии решения
5
4
3
2
1
4.
Дает возможность другим действовать самостоятельно
5
4
3
2
1
5.
Настойчиво объясняет, как надо что-либо делать
5
4
3
2
1
6.
Обучает людей умению работать
5
4
3
2
1
7.
Советуется с другими
5
4
3
2
1
8.
Не мешает другим работать
5
4
3
2
1
9.
Указывает, когда надо делать работу
5
4
3
2
1
10.
Учитывает успехи других
5
4
3
2
1
11.
Поддерживает инициативу
5
4
3
2
1
12.
Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими
5
4
3
2
1
13.
Показывает, как надо работать
5
4
3
2
1
14.
Иногда дает другим принимать участие в обдумывании проблем
5
4
3
2
1
15.
Внимательно выслушивает собеседника
5
4
3
2
1
16.
Если вмешивается в дела других, то по-деловому
5
4
3
2
1
17.
Мнения других не разделяет
5
4
3
2
1
18.
Прилагает усилия с целью улаживания разногласий
5
4
3
2
1
19.
Старается улаживать разногласия
5
4
3
2
1
20.
Считает, что каждый должен применить свой талант как может
5
4
3
2
1
Обработка результатов:
А. Действия 1, 5, 9, 13, 17 = 8 баллов Стиль: директивный
Б. Действия 3, 7, 11, 15, 19 = 18 баллов Стиль: коллегиальный
В. Действия 4, 8, 12, 16, 20 = 12 баллов Стиль: невмешательство
Г. Действия 2, 6, 10, 14, 18 = 15 баллов Стиль: деловой
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально - творческие.
Учитель – одна из центральных фигур в системе образования. Его знания и увлеченность учебным предметом, отношение к детям, некоторые его личностные качества во многом определяют то, как будет происходить взаимодействие с учеником и как этот ученик будет включен в учебный процесс.
Одна из наиболее важных характеристик профессиональной деятельности учителя – стиль педагогического руководства, или стиль общения с классом.
Практика показала, что мой стиль взаимодействия с учащимися смешанный. Я более привержена коллегиальному стилю, потому что этот стиль - единственный реальный способ организации сотрудничества с учащимися. Так как основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация, на уроках каждый учащийся был привлечен к решению общих дел. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно со мной приходили к тому или иному решению.
Для меня как педагога, придерживающегося этого стиля, были характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. А также свойственны глубокое понимание школьников, целей и мотивов их поведения.
Также в мой стиль вошли элементы делового стиля общения,опирающегося на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися.
Но при этом, не были исключены из арсенала некоторые частные приемы директивного стиля общения, так как они оказывались иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае я была в целом ориентирована на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
От стиля взаимодействия зависит психологическая атмосфера и эмоциональное благополучие. При выбранных стилях социально-психологический климат в классах всегда был благополучен.Межличностные отношения в них отличались доверием.На уроках для учащихся были организованы все условия для самореализации.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. А какой ваш стиль педагогического общения?
Методика «Стиль взаимодействия».
Цель: оценить стиль взаимодействия учителя с учениками.
№
Действия
Часто
Редко
1.
Указывает людям, что надо делать
5
4
3
2
1
2.
Выслушивает мнения других людей
5
4
3
2
1
3.
Дает другим возможность участвовать в принятии решения
5
4
3
2
1
4.
Дает возможность другим действовать самостоятельно
5
4
3
2
1
5.
Настойчиво объясняет, как надо что-либо делать
5
4
3
2
1
6.
Обучает людей умению работать
5
4
3
2
1
7.
Советуется с другими
5
4
3
2
1
8.
Не мешает другим работать
5
4
3
2
1
9.
Указывает, когда надо делать работу
5
4
3
2
1
10.
Учитывает успехи других
5
4
3
2
1
11.
Поддерживает инициативу
5
4
3
2
1
12.
Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими
5
4
3
2
1
13.
Показывает, как надо работать
5
4
3
2
1
14.
Иногда дает другим принимать участие в обдумывании проблем
5
4
3
2
1
15.
Внимательно выслушивает собеседника
5
4
3
2
1
16.
Если вмешивается в дела других, то по-деловому
5
4
3
2
1
17.
Мнения других не разделяет
5
4
3
2
1
18.
Прилагает усилия с целью улаживания разногласий
5
4
3
2
1
19.
Старается улаживать разногласия
5
4
3
2
1
20.
Считает, что каждый должен применить свой талант как может
5
4
3
2
1
Обработка результатов:
А. Действия 1, 5, 9, 13, 17 = 8 баллов Стиль: директивный
Б. Действия 3, 7, 11, 15, 19 = 18 баллов Стиль: коллегиальный
В. Действия 4, 8, 12, 16, 20 = 12 баллов Стиль: невмешательство
Г. Действия 2, 6, 10, 14, 18 = 15 баллов Стиль: деловой
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально - творческие.
Учитель – одна из центральных фигур в системе образования. Его знания и увлеченность учебным предметом, отношение к детям, некоторые его личностные качества во многом определяют то, как будет происходить взаимодействие с учеником и как этот ученик будет включен в учебный процесс.
Одна из наиболее важных характеристик профессиональной деятельности учителя – стиль педагогического руководства, или стиль общения с классом.
Практика показала, что мой стиль взаимодействия с учащимися смешанный. Я более привержена коллегиальному стилю, потому что этот стиль - единственный реальный способ организации сотрудничества с учащимися. Так как основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация, на уроках каждый учащийся был привлечен к решению общих дел. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно со мной приходили к тому или иному решению.
Для меня как педагога, придерживающегося этого стиля, были характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. А также свойственны глубокое понимание школьников, целей и мотивов их поведения.
Также в мой стиль вошли элементы делового стиля общения, опирающегося на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися.
Но при этом, не были исключены из арсенала некоторые частные приемы директивного стиля общения, так как они оказывались иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае я была в целом ориентирована на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
От стиля взаимодействия зависит психологическая атмосфера и эмоциональное благополучие. При выбранных стилях социально-психологический климат в классах всегда был благополучен. Межличностные отношения в них отличались доверием. На уроках для учащихся были организованы все условия для самореализации.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. А какой ваш стиль педагогического общения?