Submitted by Светлана Викторовна Полякова on Tue, 11/09/2012 - 21:01
1.Название урока: «Силы всемирного тяготения».
2.Урок изучения нового материала в 10 классе по учебнику «Физика 10» авторы: Г.Я Мякишев , Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Урок рассчитан на 2 учебных часа.
3. Учебный предмет – физика.
4.Уровень образования учащихся – базовый.
5.Форма учебной работы – классно – урочная.
6.Приобретаемые навыки детей: учащиеся учатся работать с различной учебной литературой, выделять в тексте основные структурные элементы знаний, составлять план ответа, находить в тексте ответы на вопросы, сравнивать и сопоставлять изложение темы в различных источниках, высказывать свою точку зрения.
Особенности роли учителя: На данном уроке учитель является организатором учебной деятельности учащегося, работа в классе выстраивается через организацию коллективно – распределенной деятельности между учителем , учеником и учеником – учеником. Основной формой является – диалог.
Технологические особенности– на уроке используется - Компьютер, мультимедиапроектор, Интерактивная доска марки Interwriteworkspace. Презентация, сделанная в интерактивном режиме.
Организация работы: Класс заранее был разбит на группы, каждая группа получила индивидуальное задание, которое требуется выполнить с учетом знаний о гравитационных силах из курса физики 9 класса. Обобщенный материал включили в презентацию для урока.
Тема урока: « Закон всемирного тяготения»
Цель урока: ознакомить учащихся с законом всемирного тяготения, формировать умение рассчитывать силу всемирного тяготения , ускорения свободного падения на земле и других небесных телах, Дать представление об искусственных спутниках Земли, раскрыть понятие первой, второй и третьей космических скоростей. Показать учащимся на примерах научное значение закона всемирного тяготения .
Образовательные задачи: формировать умения работать с различной учебной литературой, выделять в тексте основные структурные элементы знаний, составлять план ответа, находить в тексте ответы на вопросы, сравнивать и сопоставлять изложение темы в различных источниках, высказывать свою точку зрения, применять знания на практике при решении задач.
Оборудование:на уроке используется - компьютер, мультимедиапроектор, Интерактивная доска марки Interwriteworkspace. Презентация, сделанная в интерактивном режиме.
Ход урока.
1. Создание проблемной ситуации(слайд 2)
Учитель: Что общего между этими природными явлениями?
-Падение тел на Землю, Движение планет вокруг Солнца. Приливы и отливы. Существование воздушной атмосферы.
2. Изучение нового материала. (Класс заранее был разбит на группы, каждая группа получила индивидуальное задание, которое требуется выполнить с учетом знаний о гравитационных силах из курса физики 9 класса. )
Каждая группа по заранее подготовленным слайдам презентации излагает свой подготовленный материал.
1. Прочитать §30 «Силы всемирного тяготения». ( слайд 4)
2.Построить свое выступление по плану:
А) опытные факты. Послужившие основанием для разработки теории.
Б) Основные понятия теории.
В) Основные положения теории.
Г) Математический аппарат теории.
Д) Круг явлений , объясняемых данной теорией.
Задание №3
Исторические сведения. (энциклопедия) (слайд 5- 7 )
1.Рассказать о выдающих ученых (Н.Коперник, И.Кеплер, И. Ньютон, Э.Галлей)
2.Какова их роль в открытии закона всемирного тяготения.
Задание №4
1.Прочитать §31 « Закон всемирного тяготения».
2.Построить выступление по плану: ( слайд 8 )
А) Между какими величинами закон выражает связь.
Б) Формулировка закона.
В) Математическое выражение закона.
Г) Опыты , подтверждающие справедливость закона.
Д) Границы применимости закона.
Задание №5
1. Прочитать §31 ( можно использовать учебник физики 9 класса ) «Гравитационная постоянная». (слайд 9)
2.Подготовить ответ по плану:
А) Какое явление или свойство тел характеризует данная величина?
Б) Определительная формула.
В) какая это величина скалярная или векторная?
Г) Физический смысл данной постоянной.
Д) Способ измерения величины. ( сравнить в различных источниках)
Учитель: Каково значение закона всемирного тяготения? (слайд 10,11)
1.Объясняется устойчивость Солнечной системы.
2. Возможность вычисления массы планет, ускорения свободного падения на других планетах.
3.Определение места и времени Солнечных и лунных затмений .
4.Открытие планет Урана, Нептуна и других небесных тел (комет, астероидов)
5.Составляет основу небесной механики.
Задание №6
1. Прочитать §31 ( можно использовать учебник физики 9 класса ) «Ускорение свободного падения. Сила тяжести» . (слайд 12,13, 14)
2.Ответьте на вопросы:
А) Какую силу называют силой тяжести?
Б) Чему равна сила тяжести?
В) Что называется ускорением свободного падением?
Г) От чего зависит ускорение свободного падения?
Решите задачу: (слайд 15,16)
-Почему при разговоре друг с другом мы не ощущаем взаимного притяжения?
-Почему же человек не может взлететь вверх подобно птице, а вынужден создавать самолеты и ракеты?
-Почему большинство спутников планет и астероидов не имеют атмосферы?
-Как изменится сила тяжести, действующая на тело, при перенесении тела с полюса на экватор? Почему?
-При проведении соревнований по подъёму тяжестей или прыжкам в высоту нужно ли учитывать, в каком месте земного шара происходит состязание?
Задача №1 (слайд 17)
На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения космического корабля к ней станет в 100 раз меньше, чем на поверхности Земле?
(Один ученик работает у доски)
Задача №2 (слайд 18)
Тело имеет массу 10 кг. Какая сила тяжести действует на это тело на Юпитере?
( Работа с таблицей. В таблице найти массу и радиус планеты.)
Людей всегда манили дали,
Их вечно океаны звали.
И космос жил не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
(А.Семенов) (слайд 19)
Учитель: Согласны ли вы с утверждением: «Любое тело может стать искусственным спутником планеты»? При каком условии?
(слайд 20)
1.Формирование представлений о первой космической скорости - как минимальной скорости. Которую нужно сообщить телу у поверхности земли , чтобы превратить его в искусственный спутник.
1.Вывод формулы.
2. υ= 7,9 км/с
(слайд 21)
2.Формирование понятия о второй космической скорости, которую надо сообщить телу для преодоления силы тяготения Земли и безвозвратного ухода в космос.
υ=11, 19 км/с – при такой скорости тело становится спутником Солнца.
3.Информация о третьей космической скорости, равной 16,7 км/с, которая необходима для преодоления телом притяжения Солнца и выхода за пределы Солнечной системы.
Задача№3 (слайд 22)
Найдите первую космическую скорость для Луны.
(Работа с таблицей. В таблице найти массу и радиус Луны.)