На какие группы их можно разделить? (Самостоятельные и служебные)
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количества и бывают членами предложений. Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи употребляются только с самостоятельными и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества.)
К какой группе мы отнесём наречие? (К самостоятельным частям речи.)
А какие ещё части речи являются самостоятельными? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие)
Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи? (Наречие не изменяется и не склоняется.)
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим, расширим знания о наречии как части речи и правилах правописания наречий.
Откройте тетради. Запишите число и тему урока: «Повторение изученного по теме «Наречие»».
За каждый верный и полный ответ вы будете получать схемы слов, в конце урока мы их подсчитаем и поведём итог.
«Здесь каждое слово важно…»: роль наречий в предложенном учителем тексте.
Ребята, сейчас мы будем работать с текстом. У вас на партах находятся карточки с записанным текстом. Вы должны внимательно прочитать текст, выписать наречия и определить их смысловую группу.
«Клиопа спохватился, умолк и стал таскать мешки, мельник же продолжал браниться. Ворчал он лениво, посасывая после каждой фразы трубку и сплёвывая. Когда иссяк рыбный вопрос, он вспомнил о каких-то его собственных двух мешках, которые якобы «зажулили» когда-то монахи, и стал браниться из-за мешков, потом, заметив, что Евсей пьян и не работает, он оставил в покое монахов и набросился на работника, оглашая воздух отборною, отвратительною руганью.
Монахи сначала крепились и только громко вздыхали, но скоро Клиопа не вынес…»
(А.П.Чехов «На мельнице»)
Лениво, громко – как? (образа действия), когда, когда-то, потом, сначала – время.
«Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку – и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»
(М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Сперва-наперво, потом, наконец – время, оттуда – места, столько – мера)
«Мы выбрались наконец из оврага. «Подождите здесь», - шепнул мне лесник, нагнулся и, подняв ружьё кверху, исчез между кустами. Я стал прислушиваться с напряжением. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колёса скрипели, лошадь фыркала… «Куда? Стой!» – загремел вдруг железный голос … . Другой голос закричал жалобно, по-заячьи… Началась борьба.»
(И.С.Тургенев «Бирюк»)
Наконец - время, здесь, кверху, невдалеке, куда – места, осторожно, вдруг, жалобно, по-заячьи – образа действия.
Проверка выполненного задания. Называются наречия и их смысловые группы.
Ребята, из каких произведений взяты данные отрывки? Назовите автора и произведение.
Для чего авторы используют в своих текстах наречия? Попробуйте прочитать текст без наречий, будет ли текст таким же красочным, образным? (Наречия украшают речь, делают её выразительной, образной. Наречия обозначают признак действия . Описывать действия очень непросто, нужно сохранить точность, четкость, последовательность в описании. И наречия нам в этом помогают.)
А сейчас послушайте насколько отрывков из поэтических текстов и попробуйте определить, кто автор и как называется произведение. Определите роль наречий в данных текстах.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.»
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел»
(«Сказка о золотом петушке»)
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна»
«И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.»
Работа с таблицей.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы эту ёлку будем украшать, но украшать не новогодними игрушками, а орфографическими правилами.
Первая наша таблица – «Дефис между частями слова в наречии»
Мы знаем, что наречие – очень интересная часть речи. Только в наречиях приставки на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно и через дефис, реже раздельно.
Давайте вспомним, в каких случаях в наречиях пишется дефис. (Ребята рассказывают правило)
Словарная работа.
Перед вами карточки с заданием. Вы должны выписать: I ряд – наречия, приставки в которых пишутся со словом раздельно, II ряд – наречия, приставки в которых пишутся слитно, III ряд – наречия, которые пишутся через дефис.
«Этимологическая минутка»: из истории наречий, откуда и как они появились.
-А сейчас послушайте сообщения ваших одноклассников. Они познакомят вас с происхождением некоторых наречий. Вы эти наречия запишите в тетрадь.
Дотла – от тьло – почва, пол, основание; слияние предлога до с формой родительного падежа.
Невмоготу – собств. русское, является сращённым сочетанием не в моготу, в котором могота – сила, мочь, возможность.
Начеку – собств. русское, от сущ. Чек – стража, ожидание и предлога на.
Наружу – собств. русское, от сущ. Ружь – внешность, вид (в вин. падеже) и предлога на
Сегодня образовалось из местоимения сего (сей – «этот» и имени существительного дня. Сегодня – значит «этого дня»
Завтра – это старый творительный падеж имени существительного утро: заутро. Звук у превратился в в. Получилось завтра.
Попробуйте и вы объяснить, как образовалось наречие сейчас.
Ребята, какой литературой вы пользовались, чтобы подготовить данный материал? (Этимологическим словарём)
А какие словари вам ещё известны, какими вы уже пользовались? (Орфографический словарь, «Толковый словарь» Ожегова, Даля, словарь синонимов, антонимов, омонимов, орфоэпический словарь, фразеологический и др.)
Некоторые словари вы видите у нас на выставке, многие из них вам уже знакомы.
Обобщение: упражнения.
Ребята, назовите, пожалуйста, основные способы образования наречий? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный, переход их других частей речи) Как способ образования влияет на правописание наречий?
Работа по таблице «Правописание наречий с приставками из-, до-, с-.»
Ученики выполняют работу письменно в тетрадях с объяснением. В это время 2 человека выполняют синтаксический разбор предложений у доски.
Почему мы не всегда можем найти в словаре ответ на вопрос, как пишутся такие слова, как вдали – в дали, вглубь – в глубь и т.д.? (Нам нужно определить часть речи данных слов. Это можно сделать только в контексте. Если это существительное или прилагательное, то слово будет писаться раздельно, если это наречие – то слитно или через дефис.) ) Сейчас вы будете записывать словосочетания и показывать мне карточки (слитно, раздельно, через дефис). Внимательно выполняйте задание, верно определяйте часть речи.
Вдали виден лес – в дали голубой скрылся пароход; на лицо упала прядь волос - –налицо были ошибки; по весеннему лесу – одеться по весеннему; кверху поднять голову – к верху палатки прикрепить флажок; наверх подняться – на верх горы взобраться.
Слова с какими орфограммами встретились в стихотворении? Устно объясните их написание.
(Если время остаётся мало, то выполняем следующее задание.
Определите наречие в столбике, объясните орфограмму.
Невмоч(?) мелоч(?)
Лож(?) задач(?)
Замуж(?) наотмаш(?)
Дремуч(?) вскач(?)
Работа по таблице «Правописание ь после шипящих»
Занимательные упражнения.
Ребусы. В.Волина «Весёлая грамматика» с.260
Шуточные вопросы.
1.Как перечислить пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
2.Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня.)
3.Какое наречие пишется с двумя чёрточками и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь.)
Взберитесь по горке.
Свеж.. нечая..о (на)зло
(по)немецки настеж(?) безветре..о
замуж(?) певуч.. издавн..
где(то) (не)заметно горяч..
беше..о (по)моему (в)близи
ждать н..когда н..когда не приедет н..когда поесть
Вот мы уже повторили почти все орфографические правила. Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении наречий? (Возможны речевые ошибки при употреблении наречий)
У многих из вас есть схемы, которые вы заработали на уроке. Посмотрите внимательно на них и ответьте на вопрос: почему на схемах нет окончания? Слова какой части речи подойдут к данным схемам? Придумайте к данным схемам слова.
Итак, чем мы занимались сегодня на уроке? Что мы повторили? О какой части речи говорили?
Сейчас я называю начало предложения, а вы его конец.
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает …
И отвечает на вопросы …
В предложении наречия чаще всего бывают …
Наречия делятся на следующие смысловые группы …
В наречиях на –о, -е пишется одна н , если …
На конце наречий после шипящих пишется …
Мягкий знак на конце наречий пишется после шипящих …
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если …
В отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка …
Молодцы, на уроке вы работали хорошо. (Выставление оценок.)
Домашнее задание.
1.Подобрать отрывки худ. текстов с наречиями.
2.Записать 5 предложений (на одну тему), используя все изученные части речи.