Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщающий урок по теме "Наречие"

Фото пользователя Маргарита Беляева
Submitted by Маргарита Беляева on Tue, 11/09/2012 - 18:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Беляева М.В.
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №10, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

1)обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;

2)наблюдения за употреблением наречий в текстах различного стиля, составление своих текстов с наречиями.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемое оборудование: 

 

1)таблица орфограмм в наречиях;

2)карточки;

3)словари

Краткое описание: 
Урок закрепления знаний. Используются тексты различных стилей, таблицы.

 

Обобщающий урок по теме «Наречие»

Цель урока : 1)обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;

2)наблюдения за употреблением наречий в текстах различного стиля, составление своих текстов с наречиями.

 

Оборудование урока: 1)таблица орфограмм в наречиях;

2)карточки;

3)словари

 

Ход урока.

  1. Орг момент.
  2. «Мудрые мысли»

На доске записана пословица: «Умную речь хорошо и слушать»

  • Ребята, объясните смысл данной пословицы, как вы её понимаете?
  • Давайте определим часть речи каждого слова?

(Прилагательное, существительное, наречие, союз, глагол)

  • А сколько в русском языке всего частей речи?
  • На какие группы их можно разделить? (Самостоятельные и служебные)
  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количества и бывают членами предложений. Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи употребляются только с самостоятельными и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества.)
  • К какой группе мы отнесём наречие? (К самостоятельным частям речи.)
  • А какие ещё части речи являются самостоятельными? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие)
  • Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи? (Наречие не изменяется и не склоняется.)
  • Сообщение темы и целей урока.
    • Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим, расширим знания о наречии как части речи и правилах правописания наречий.
    • Откройте тетради. Запишите число и тему урока: «Повторение изученного по теме «Наречие»».
    • За каждый верный и полный ответ вы будете получать схемы слов, в конце урока мы их подсчитаем и поведём итог.
  • «Здесь каждое слово важно…»: роль наречий в предложенном учителем тексте.
    • Ребята, сейчас мы будем работать с текстом. У вас на партах находятся карточки с записанным текстом. Вы должны внимательно прочитать текст, выписать наречия и определить их смысловую группу.

«Клиопа спохватился, умолк и стал таскать мешки, мельник же продолжал браниться. Ворчал он лениво, посасывая после каждой фразы трубку и сплёвывая. Когда иссяк рыбный вопрос, он вспомнил о каких-то его собственных двух мешках, которые якобы «зажулили» когда-то монахи, и стал браниться из-за мешков, потом, заметив, что Евсей пьян и не работает, он оставил в покое монахов и набросился на работника, оглашая воздух отборною, отвратительною руганью.

Монахи сначала крепились и только громко вздыхали, но скоро Клиопа не вынес…»

(А.П.Чехов «На мельнице»)

   Лениво, громко – как? (образа действия), когда, когда-то, потом, сначала – время.

 

«Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку – и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: не дать ли и тунеядцу частичку?»

 

(М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Сперва-наперво, потом, наконец – время, оттуда – места, столько – мера)

 

«Мы выбрались наконец из оврага. «Подождите здесь», - шепнул мне лесник, нагнулся и, подняв ружьё кверху, исчез между кустами. Я стал прислушиваться с напряжением. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки: топор осторожно стучал по сучьям, колёса скрипели, лошадь фыркала… «Куда? Стой!» – загремел вдруг железный голос … . Другой голос закричал жалобно, по-заячьи… Началась борьба.»

 

(И.С.Тургенев «Бирюк»)

Наконец - время, здесь, кверху, невдалеке, куда – места, осторожно, вдруг, жалобно, по-заячьи – образа действия.

 

Проверка выполненного задания. Называются наречия и их смысловые группы.

  • Ребята, из каких произведений взяты данные отрывки? Назовите автора и произведение.
  • Для чего авторы используют в своих текстах наречия? Попробуйте прочитать текст без наречий, будет ли текст таким же красочным, образным? (Наречия украшают речь, делают её выразительной, образной. Наречия обозначают признак действия . Описывать действия очень непросто, нужно сохранить точность, четкость, последовательность в описании. И наречия нам в этом помогают.)
  • А сейчас послушайте насколько отрывков из поэтических текстов и попробуйте определить, кто автор и как называется произведение. Определите роль наречий в данных текстах.

 

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

 

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу.»

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

 

«Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел»

(«Сказка о золотом петушке»)

«Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна»

 

«И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.»

  1. Работа с таблицей.
    • Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы эту ёлку будем украшать, но украшать не новогодними игрушками, а орфографическими правилами.

Первая наша таблица – «Дефис между частями слова в наречии»

  • Мы знаем, что наречие – очень интересная часть речи. Только в наречиях приставки на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно и через дефис, реже раздельно.
  • Давайте вспомним, в каких случаях в наречиях пишется дефис. (Ребята рассказывают правило)
  • Словарная работа.
    • Перед вами карточки с заданием. Вы должны выписать: I ряд – наречия, приставки в которых пишутся со словом раздельно, II ряд – наречия, приставки в которых пишутся слитно, III ряд – наречия, которые пишутся через дефис.

По…новому, по…привычке, по…пусту, точь…в…точь, почему…то, по…нарошку, от…куда, в…близи, на…миг, на…скаку, в…четвёртых, до…сыта, с…разбегу, бок…о…бок, кое…где.

(По-новому                  по привычке       попусту

почему-то           на миг                 понарошку

в-четвёртых        на скаку              откуда

точь-в-точь                   с разбегу             вблизи

кое-где                бок о бок             досыта)

 

  1. «Этимологическая минутка»: из истории наречий, откуда и как они появились.

-А сейчас послушайте сообщения ваших одноклассников. Они познакомят вас с происхождением некоторых наречий. Вы эти наречия запишите в тетрадь.

Дотла – от тьло – почва, пол, основание; слияние предлога до с формой родительного падежа.

Невмоготу – собств. русское, является сращённым сочетанием не в моготу, в котором могота – сила, мочь, возможность.

Начеку – собств. русское, от сущ. Чек – стража, ожидание и предлога на.

Наружу – собств. русское, от сущ. Ружь – внешность, вид (в вин. падеже) и предлога на

Сегодня образовалось из местоимения сего (сей – «этот» и имени существительного дня. Сегодня – значит «этого дня»

Завтра – это старый творительный падеж имени существительного утро: заутро. Звук у превратился в в. Получилось завтра.

 

  • Попробуйте и вы объяснить, как образовалось наречие сейчас.
  • Ребята, какой литературой вы пользовались, чтобы подготовить данный материал? (Этимологическим словарём)
  • А какие словари вам ещё известны, какими вы уже пользовались? (Орфографический словарь, «Толковый словарь» Ожегова, Даля, словарь синонимов, антонимов, омонимов, орфоэпический словарь, фразеологический  и др.)       

Некоторые словари вы видите у нас на выставке, многие из них вам уже знакомы.

 

  1. Обобщение: упражнения.
    • Ребята, назовите, пожалуйста, основные способы образования наречий? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный, переход их других частей речи) Как способ образования влияет на правописание наречий?

Работа по таблице «Правописание наречий с приставками из-, до-, с-.»

Ученики выполняют работу письменно в тетрадях с объяснением. В это время 2 человека выполняют синтаксический разбор предложений у доски.

Предложения для разбора.

1.Вдруг над пр..брежными зар..слями осоки часто(часто) махая крылышками промелькнула крупная яркая бабочка. 

 2.Пройдись по р..дному городу (не)т..ропливо и внимательно.

 

Вправо, запросто, слева, досуха, изжелта, докрасна, засветло, досыта, снова, добела, наскоро, издавна, изредка, досрочно.

 

Два ученика получают индивидуальные карточки на данное правило.

Карточка 1.

Созвучн.., изобильн.., доверительн.., исправн.., извилист..,  стеснительн.., достаточн..,   запрост.., доходчив.., изнеженн.. .

 

Карточка 2.

Зажив.., догол.., допьян.., накрепк.., начерно.., дочерн.., наскор.., надолг.., замертв.., снов.. .

 

(Карточка 1. Созвучно, изобильно, доверительно, исправно, извилисто, стеснительно, достаточно, запросто, доходчиво, изнеженно.

Карточка 2. Заживо, догола, допьяна, накрепко, начерно, дочерна, наскоро, надолго, замертво, снова.)

 

Проверка выполненного задания у доски.

 

  • Почему мы не всегда можем найти в словаре ответ на вопрос, как пишутся такие слова, как вдали – в дали, вглубь – в глубь и т.д.? (Нам нужно определить часть речи данных слов. Это можно сделать только в контексте. Если это существительное или прилагательное, то слово будет писаться раздельно, если это наречие – то слитно или через дефис.) ) Сейчас вы будете записывать словосочетания и показывать мне карточки (слитно, раздельно, через дефис). Внимательно выполняйте задание, верно определяйте часть речи.

Вдали виден лес – в дали голубой скрылся пароход; на лицо упала прядь волос - –налицо были ошибки; по весеннему лесу – одеться по весеннему; кверху поднять голову – к верху палатки прикрепить флажок; наверх подняться – на верх горы взобраться.

 

Самостоятельная работа. Разбор слов по составу.

Испуганно, направо, вкрутую, по-летнему, сверху, слева, изредка.

 

На доске записано стихотворение.

Мелькнуло солнце из-за туч(?),

И был горяч(?) последний луч(?).

Стал вечер ясен и хорош(?).

Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).

Бил под горой студёный ключ(?).

Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?).

Вдруг вышел на поляну ёж(?).

Спросить его мне невтерпёж(?):

«Кому спешиш(?) ты ёж(?), помоч(?)?»

  • Слова с какими орфограммами встретились в стихотворении? Устно объясните их написание.

(Если время остаётся мало, то выполняем следующее задание.

Определите наречие в столбике, объясните орфограмму.

Невмоч(?)           мелоч(?)

Лож(?)                 задач(?)

Замуж(?)             наотмаш(?)

Дремуч(?)           вскач(?)

Работа по таблице «Правописание ь после шипящих»

 

  1. Занимательные упражнения.

 

Ребусы. В.Волина «Весёлая грамматика» с.260

 

Шуточные вопросы.

1.Как перечислить пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

2.Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня.)

3.Какое наречие пишется с двумя чёрточками и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь.)

 

 

Взберитесь по горке.

                            Свеж..        нечая..о      (на)зло

                     (по)немецки      настеж(?)       безветре..о

         замуж(?)              певуч..                 издавн..

    где(то)                      (не)заметно                         горяч..

беше..о                         (по)моему                     (в)близи

ждать н..когда                       н..когда не приедет           н..когда поесть

(Свежо, нечаянно, назло, по-немецки, настежь, безветренно, замуж, певуче, издавна, где-то, незаметно, горячо, бешено, по-моему, вблизи, ждать некогда, никогда не приедет, некогда поесть)

«Четвёртое лишнее»

1.Сплошь, навзничь, мелочь, далеко

2.(Не)подвижно, (не)чаянно, (не)громко, (не)интересно.

3.Ещ.., певуч.., тягуч.., зловещ.. .

4.(По)новому, (в)пятых, (в)лево, (по)русски.

 

  • Вот мы уже повторили почти все орфографические правила. Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении наречий? (Возможны речевые ошибки при употреблении наречий)

Прочитайте правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.

 

  1. Итог урока.

У многих из вас есть схемы, которые вы заработали на уроке. Посмотрите внимательно на них и ответьте на вопрос: почему на схемах нет окончания? Слова какой части речи подойдут к данным схемам? Придумайте к данным схемам слова.

Итак, чем мы занимались сегодня на уроке? Что мы повторили? О какой части речи говорили?

Сейчас я называю начало предложения, а вы его конец.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает …

И отвечает на вопросы …

В предложении наречия чаще всего бывают …

Наречия делятся на следующие смысловые группы …

В наречиях на –о, -е пишется одна н , если …

На конце наречий после шипящих пишется …

Мягкий знак на конце наречий пишется после шипящих …

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если …

В отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка …

  • Молодцы, на уроке вы работали хорошо. (Выставление оценок.)

 

  1. Домашнее задание.

1.Подобрать отрывки худ. текстов с наречиями.

2.Записать 5 предложений (на одну тему), используя все изученные части речи.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн