Submitted by Мария Владимировна Понизова on пн, 10/09/2012 - 17:50
Предмет: ОРКиСЭ 4 класс
Урок №2
Тема урока: Что такое светская этика.
Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.
Задачи урока:
· Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.
· Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.
Оборудование: компьютер, презентация, работы детей
Этапы урока
1. Организационный момент
2. Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы и целей урока
4. Изучение нового материала
5. Физкультминутка-игра
6. Первичное осмысление и закрепление материала.
7. Домашнее задание
8. Подведение итогов.
Ход урока
1. Оргмомент.(Проверка готовности к уроку)
2. Актуализация знаний по теме «Россия – наша Родина». Проверка домашнего задания.
Вопросы к учащимся:
- О чём беседовали с родными и друзьями?
- Что нового узнали для себя?
- Что их особенно заинтересовало?
Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.
4. Изучение нового материала.
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.
Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах?
- А как одним словом всё это можно назвать? /этика/
- Значит, о чём мы сегодня будем беседовать?
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.(Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова в тетради задание №1)
Это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)
Аристотель (IV век до н.э.) - греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Жил он в Древней Греции, где все науки назывались философией. (Дается определение философии). Аристотель считал, что этика это часть философии.
Работа с иллюстрациями учебника /слайд/
На слайде представлена фреска Рафаэля. «Афинская школа», которая имеет и другое название «философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в другой стране. Некоторым он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».
Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы это сделали?
Ответ на слайде (стадион, школа, театр – это светские сооружения; все остальные – церковные), светские профессии – учитель, строитель, врач. Т.е.светский(на виду, на свету, публичный, общественный …)? Различают этику религиозную и светскую
Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.
Работа с учебником стр.7 абзац 3-4
А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? – является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.
Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Слайд №
- Всё это можно назвать словом НРАВ, от которого в русском языке произошло слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.
Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда – безнравственно?
5. Физкультминутка-игра.
Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)
· Поздороваться при встрече …(вежливо)
· Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
· Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
· Перебивать старших…(невежливо)
· Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
· Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
6. Закрепление изученного материала.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?
- Какое поведение вы не одобряете?
7. Итог урока. Домашнее задание.
- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?