Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа внеурочной деятельности

Submitted by Татьяна Ивановна Балашова on Fri, 07/09/2012 - 06:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Балашова Т.И.
Место работы, должность: 
учитель технологии МБОУ "Сергиевская СОШ"
Регион: 
Орловская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами и квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги. 

Краткое описание: 
данная программа предназначена для внеурочной деятельности.Она содержит 2 блока: оригами и квиллинг

 

 

Раздел I. Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

 

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Программа «Бумажная пластика» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста, то есть для 1 класса и состоит из двух блоков «Оригами» и «Квиллинг».

Первый блок – оригами (32ч.). Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

В этом блоке детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

Дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

Таким образом, в процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ.

Второй блок:  бумажная филигрань (36ч.) - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Данный блок как продолжение первого: построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, аппликация).

“Бумажная пластика” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами и квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

·        знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами, квиллинга;

·        обучать различным приемам работы с бумагой;

·         формировать умения следовать устным инструкциям;

·        знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

·        создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

·        развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

·        развивать мелкую моторику рук и глазомер;

·        развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

·        развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

·        развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

·        воспитывать интерес к искусству оригами и квиллинга;

·        формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

·        способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

·        совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).                                                                                         

Главная задача учителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы уч-ся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Бумажная пластика ”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа “Бумажная пластика ” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) 2 занятия по 1 ч. Группа формируется из детей в возрасте 6-7 лет.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Формы контроля:

  • Рейтинг готового изделия.
  • Наблюдение
  • Беседа, объяснения учащихся.
  • Практический контроль.

    Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе, 
– в школе, 
– в сельской библиотеке.

• Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Раздел II. Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.      

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

1

2.      

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1

-

1

3.      

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами. Что такое оригами? Виды бумаг

1

-

1

4.      

Базовая форма «Треугольник»

0,5

0,5

1

5.      

Кот

0,5

0,5

1

6.      

Щенок- 1

0,5

0,5

1

7.      

Полосатый котик

0,5

0,5

1

8.      

Летящий голубь

0,5

0,5

1

9.      

Черепашка

0,5

0,5

1

10.                        

Елочная звезда

0,5

0,5

1

11.                        

Салфетка «Лилия»

0,5

0,5

1

12.                        

Золотая рыбка

0,5

0,5

1

13.                        

Лягушонок

0,5

0,5

1

14.                        

Зайчонок

0,5

0,5

1

15.                        

Собака

0,5

0,5

1

16.                        

Базовая форма «Книжка». Коробка

0,5

0,5

1

17.                        

Салфетка «Веер»

0,5

0,5

1

18.                        

Подушечка

-

1

1

19.                        

Коллективная работа «Праздничный торт»

1

6

7

20.                        

Коллективная работа «Лебедь»

1

6

7

21.                        

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

-

1

22.                        

 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

1

1

2

23.                        

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

2

3

24.                        

 Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

2

3

25.                        

 Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

2

3

26.                        

 Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

1

3

4

27.                        

 Изготовление простых, несложных цветов.

1

2

3

28.                        

 Изготовление бахромчатых цветов.

1

3

4

29.                        

 Гофрированный картон. Занимательные игрушки.

1

1

2

30.                        

Коллективные работы с использованием техники квиллинга.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы

-

4

4

31.                        

Викторины, конкурсы, соревнования.

1

1

32.                        

 Изготовление сувениров к празднику.

1

2

3

33.                        

 Тематические праздники.

-

1

1

34.                        

 Посещение выставок прикладного творчества.

2

2

Всего

 

24

44

68

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Программа

 

На первом занятии проводится вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, организационная беседа. Учащееся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с истории возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течение нового года обучение дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основами её создания. После нового года учащиеся продолжают знакомство с искусством оригами, оперируя основными геометрическими понятиями в ходе создания различных моделей. Постепенно происходит переход от простых моделей к более сложным, от плоскостного конструирования к объемному. В течение года дети учатся выполнять более сложные композиции, составлять коллективную работу, создавать свои неповторимые модели.

Содержание программы

Вводный блок.

1. Инструменты и материалы.

Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал — бумага.

2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.

3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

 

Конструирование.

4. Вырезание полосок для квиллинга.

Основные правила работы. Разметка.

5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

6. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Техника изготовления. Применение формы в композициях.

7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Технология изготовления. Применение формы в композициях.

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

 

Изготовление цветов в технике квиллинга.

9. Изготовление простых, несложных цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

10. Изготовление бахромчатых цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

Изготовление животных в технике.

13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.

Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

14. Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.

Творческие работы.

15. Коллективные работы.

Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.

16. Викторины, конкурсы.

Праздники и подготовка к ним.

17. Изготовление сувениров к праздникам.

18. Тематические праздники.

Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.

Задания: выполнение работ по темам: “Животные, насекомые, зоопарк”, “Цветы и вазы”.

19.Посещение выставок прикладного творчества.

Техническое оснащение занятий:

1.     Белая бумага

2.     Цветная бумага

3.    Картон

4.    Ножницы

5.    Карандаш

6.    Цветные карандаши

7.    Фломастеры

8.     Бумажные  салфетки

9.    Клей ПВА

10.                       Кисточки для клея

11.                       Клеёнка

12.                        Коробочки для мусора

 

Раздел IV. Предполагаемые результаты обучения

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

К концу обучения детей должны

 

знать:

·       Виды бумаги и правила работы с ней;

·       Обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;

·       Базовые формы оригами, искусства бумагокручения. квиллинга последовательность изготовления; основные геометрические понятие (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.

Уметь:

·        Различать виды бумаги;

·        Разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;

·        Определять виды геометрических фигур;

·        Конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;

·         создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

·        Соблюдать правила ТБ, порядок на рабочем столе.

 

 

 

 

           Раздел V. Список использованной литературы

 

1.    366 моделей оригами/ Т. Б. Сержантова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.: ил. – (Внимание: дети!).

2.    100 оригами/ Г.И.Долженко. Ярославль: Академия холдинг, 2003.

3.    «Делаем 50 моделей из оригами», сборник. Минск: Попурри, 2001.

4.    Уроки мастерства/ Т.Н.Пряснякова.  М.: Учебная литература,2003.

5.    Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.:Просвещение, 1992.

6.    Агапова И.М., Давыдова М.А. Лучшие модели оригами для детей.- М., «Рипол.  Классик дом.XXIвек», 2007г.

7.     А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.

8.    Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.

9.     Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.

10.                       Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.

 

Прикрепленный файл Size
Бумажная пластика внеурочка.doc 186.5 KB
Бумажная пластика внеурочка.doc 186.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн