В школьной программе по физической культуре уроки лыжной подготовки проводятся с 1 по 11 классы в третьей четверти, после зимних каникул по 3 раза в неделю.
Программой предусмотрено овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах, навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений, повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств.
Программой предусматривается выполнение учащимися домашних заданий, что особенно важно в старших классах, где проводятся сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный урок в неделю обеспечивает непрерывность занятий на лыжах и способствует закреплению изученного материала и поддержанию необходимого темпа в повышении уровня физической подготовленности школьников учитывая особые условия их организации и проведения.
Эти требования следующие:
1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.
2. Высокая эмоциональность урока способствует повышению его качества.
3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью школьников.
Требования к уровню физической подготовленности учащихся повышаются от класса к классу за счет удлинения дистанции и сокращения времени их прохождения.
В 1 классах дистанция для учащихся составляет 1 км.
Во 2-4 классах – от 1,5 до 2,5 км; в 5-9 классах – от 3 до 5 км; в 10-11 классах – от 5 до 8 км.
Не смотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов предвидения на лыжах от 1 до 11 класса.
Уроки по лыжной подготовке в начальной школе проводятся 3 раза в неделю по 40 минут, сдваивать их запрещается.
Лыжная подготовка в 1 классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью 10-15 минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним.
На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовки, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движения.
В процессе уроков лыжной подготовки в 1 классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращаться с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3 км.
В 1-2 классах ставятся следующие задачи по обучению школьников передвижению на лыжах:
1. Научить управлять лыжами при поворотах на месте.
2. Научить передвижению ступающим и скользящим шагом.
3. Научить преодолению небольших подъемов и спусков.
Для того, чтобы успешно реализовать все поставленные задачи, все школьники не зависимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться должны освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Стоит обратить внимание на правильное положение туловища.
В 1 классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2 классе ставиться задача его освоения, в 3, 4 классах продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.
В школьных программах в разделе лыжная подготовка в 5-9 классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двушажного хода. Изучаются и совершенствуются одновременные ходы, способы подъемов, спусков и поворотов в движении, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода.
Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается в 5 классе с бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход достаточно прост, по координации движений, и особых трудностей при его изучении школьники не испытывают.
В начале обучения в 6 классе главное овладеть схемой движения в этом ходе. Изучение хода проходит достаточно успешно, так как он относительно прост по координации. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе в6 классе, обычно обращают внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине скользящие шаги, маховая нога при выносе вперед слишком рано ставится на снег, нарушение согласованности в выносе палок вперед.
В следующих классах при совершенствовании техники одновременного двухшажного хода продолжается исправление ошибок в цикле хода.
В 7-8 классахпараллельно с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход – основной и стартовый вариант. При изучении одновременного одношажного хода, у школьников может проявиться несогласованность рук и ног.
Коньковый ход – новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8 класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают коньковый ход. Главное при изучении конькового хода — освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.
Наиболее сложным для изучения в этих классах, начиная с 9‚ является попеременный четырехшажный ход. После объяснения и показа на обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь ход в целом по создавшемуся у них представлению. К окончанию лыжной подготовки в 8 классе по существу заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В 9 классе изучаются переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона. Способы передвижения с хода на хода изучаются в 9 классе после повторения попеременных и одновременных ходов с тем, чтобы на первых уроках восстановились навыки в технике передвижения.
На уроках лыжной подготовки‚ в 9 классе заканчивается изучение нового материала по способам передвижения на лыжах. В связи с этим основное внимание в старших классах должно быть обращено на совершенствование изученных ходов и их применение в соответствие с рельефом местности, состоянием внешнего покрова и другими внешними условиям.
Для школьников 10-11 классов, овладевшим основными способами передвижения на лыжах, изучение приемов преодоления препятствий не составляет большого труда.
При совершенствовании способов передвижения на лыжах необходимо подобрать учебные круги с разнообразными условиями с тем, чтобы микрорельеф лыжни стимулировал постоянную смену ходов и различное их применение в зависимости от состояния лыжни и снежного покрова.
Нагрузка планируется в зависимости от подготовленности школьников. В домашние задания включаются упражнения на развитие физических качеств, в первую очередь выносливости и быстроты прохождения отрезков ‘с максимальной скоростью.
В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
В процессе уроков лыжной подготовки ‚учитель физической культуры должен не только планировать материал на развитие фиэических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий с тем, чтобы ученики могли дополнительно заниматься в свободное от учебы время.
Для развития физических качеств программой предусмотрено начиная с первого класса, длительное передвижение на лыжах и пробеганные коротких отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной школе длительность передвижения в медленном темпе с 1 км в первом классе постепенно увеличивая до З км в четвертом классе.
Во время длительного передвижения на лыжах очень важно научить школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя и не мешая друг другу.
Начиная с 5 класса дистанции проходимые с равномерной скоростью, постепенно увеличиваются и достигают к 8 классу 4 км у мальчиков и З км у девочек. Но на уроке нет времени для увеличения нагрузки в этом виде, так как значительная часть урока уходит на обучение способам передвижения.
В процессе урока учащимся необходимо ознакомиться с переменным методом тренировки, включая в уроки прохождение дистанции с ускорением на отрезках 300-500 метров у мальчиков и 250-300 метров у девочек.
В старших классах нагрузка соответственно увеличивается. Юноши в 11 классе должны проходить дистанцию до 8 км с учетом выбора оптимального темпа (девушки до 5 км). В старших классах планируется передвижение в переменном темпе, а также повторное прохождение отрезков с соревновательной и максимальной скоростью.
Развитие физических качеств также осуществляется на уроках, для этого следует в документах учебного планирования предусмотреть средства .и методы тренировки. Но, кроме этого, повышение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств достигается повышением общей и моторной плотности урока.
Вывод:
Проанализировав школьную программу по лыжной подготовке, можно сделать вывод, что каждый будущий учитель физической культуры должен знать и строго выполнять все положения программы. Только в этом случае уроки по лыжной подготовке станут насыщенно-интересными, увлекательными и познавательными.
|