Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий "Знатоки города Балаково"
Submitted by Альфия Александровна Молдованова on Tue, 04/09/2012 - 23:04
Ход:
1 Орг. момент. Учитель-логопед зачитывает стихотворение С. Дрожжина
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летной зной!
Привет тебе, мой край родной!
- Что такое Родина? Родина – это земля, где родился. В какой стране вы живете? (В России.)
- Родину любят, берегут, защищают – так было всегда, во все времена. Но есть еще и малая родина. Это город, в котором ты родился и живешь. В каком городе мы с вами живем?
- Балаково.
- А вот насколько хорошо вы знаете наш город, мы сейчас узнаем.
Предлагаю вам игру-викторину «Знатоки города Балаково»
Дети делятся на две команды.
Первая команда называется «Знайки», вторая - «Умейки».
За правильные ответы команды получают фишки, чья команда наберет больше фишек, та и побеждает.
Первый раунд. Разминка. «Похвали свой город»
Команды по очереди называют как можно больше признаков о нашем городе.
- Наш город какой? (большой, красивый, уютный, замечательный, родной, любимый, молодой, строящийся, чистый, зеленый, многолюдный и т. д.)
Второй раунд. «Знатоки города»
Командам задаются вопросы о родном городе. За правильный ответ – фишка.
Вопросы для команды «Знайки»
· На берегу какой реки стоит наш город (Балаково)
· Как называется наш областной город (Саратов)
· Как называют людей, которые живут в городе Балаково? (Балаковцы)
· На каких предприятиях нашего города вырабатывают электроэнергию? (АЭС, ГЭС)
· На каком предприятии нашего города изготавливают резиновые изделия для автомобилей? (РТИ)
Вопросы для команды «Умейки»
· На какой улице находится наш детский сад (на улице Свердлова)
· В честь кого назван драматический театр в нашем городе? ( в честь артиста Евгения Лебедева)
· Какое дерево засыпает «снегом» наш город летом? (тополь)
· Чей дом-музей находится в нашем городе? (дом музей В. И. Чапаева)
· Какой музыкальный инструмент прославил Саратовскую область? (гармошка)
Третий раунд. «Символика»
Команде «Знайка» дается задание собрать на фланелеграфе изображение герба города Балаково, а команде «Умейки» - герб города Саратова.
Дети собирают изображения гербов из частей, а затем рассказывают, что изображено на гербе и что символизируют элементы на них.
Примерный ответ команды «Знайки»: герб Балаково - на голубом щите серебряная ладья с золотым снопом пшеницы, перевязанным тремя красными ленточками, наверху щита выходящее золотое солнце. В правом верхнем углу - герб Саратовской области. Ладья с золотым снопом символизирует большой хлебной край на Волге. Восходящее солнце указывает на Саратовскую ГЭС и Балаковскую АЭС, дающих городу и стране электроэнергию.
Примерный ответ команды «Умейки»: герб Саратовской области представляет собой щит лазоревого цвета, на котором расположены три серебряные стерляди. Над щитом расположена корона золотого цвета, Лазоревый цвет щита обозначает речные просторы и красоту Волги. Стерляди символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки Волги.
Четвертый раунд. «Достопримечательности города» (с использованием ИКТ)
На экране появляются слайды с изображением достопримечательностей города. Команды по очереди называют.
- Драматический театр им Е. Лебедева
- Обелиск
- Дом- усадьба Мальцевых
- Дом музей В. И. Чапаева
- Музей истории города Балаково
- Саратовская ГЭС
- Храм Святой Троицы
- Здание вокзала
- Балаковская АЭС
- Кинотеатр «Мир»
Подводим итоги по результатам первого, второго, третьего и четвертого раунда.
Город наш украшает Волга
Каналы в свете лучей,
Наш город живет очень долго,
С годами становится лучше, родней.
Предлагаю немного отдохнуть и сходить на нашу Волгу искупаться.
Динамическая пауза «На реке купаемся»
Диск «Логоритмика для малышей» трек №17)
Пальчиковая гимнастика «Наш город»
Один – я - России гражданин
Два – о Балаково идет молва
Три – как прекрасен Балаково, посмотри
Четыре – нет улиц его шире
Пять - город электричества можно назвать
Шесть – сокровищ в Балаково не счесть
Семь – много вокруг деревень
Восемь - к нам в гости просим
Девять – идем в Волгу купаться опять
Десять – Балаково – красивый город,
который нам очень дорог.
Пятый раунд. «Буква за буквой»
На доске изображены квадраты с буквами разной величины. Если расположить буквы по порядку – от самой высокой до самой низкой – то можно прочитать слово
Команде «Знайки» (Балаково)
в
а
о
Б
к
о
а
л
Команде «Умейки» (Саратов)
т
а
в
а
с
о
р
Шестой раунд. «Следопыты»
Каждому ребенку предлагается карта, на которой изображены известные места города.
Необходимо по указанию учителя-логопеда «пройти» от детского сада до Городского дворца культуры.
Начало пути – детский сад,
Одна клетка влево – где оказались? (у дома-музея Чапаева), одна клетка вверх (гостиница «Балаково»), одна клетка вниз, одна клетка влево (драматический театр), одна клетка вверх, три клетки вправо (храм Святой Троицы), одна вверх, две влево (усадьба Мальцева), две влево (ГЭС), одна вверх, две вправо (Обелиск), две вправо (дом Шмитта), одна вверх, две влево (вокзал), две влево (дворец культуры).
Седьмой раунд. «Родственные слова»
Команда «Знайки» подбирают родственные слова к слову ДОМ
(домик, домишко, домовой, домище, домашний, домочадцы, домина и т. д.)
Команда «Умейки» подбирают родственные слова к слову ГОРОД
( городишко, городской, городовой, городище, загородный, пригород, Новгород и т. д.)
Восьмой раунд. «Буквы разлетелись»
На фланелеграфе шары красного, синего, зеленого и желтого цвета с буквами.
Необходимо собрать буквы и прочитать получившиеся слова.
Команда «Знайки» собирает буквы на шарах красного (М, Ы) и синего цвета (Л, М, Ю, И, Б) – получаются слова МЫ ЛЮБИМ
Команда «Умейки» собирает буква на шарах зеленого (Н, Ш, А) и желтого цвета (О, Р, О, Г, Д) – получаются слова – НАШ ГОРО
Затем объединяем получившиеся слова первой и второй команды в одно предложение, получается - МЫ ЛЮБИМ НАШ ГОРОД.
Подведение итогов.
На этом викторина о нашем городе подошла к концу.
Подсчитывается количество фишек, подводятся итоги.
Победившая команда награждается медалями «Знатоки города».
Учитель-логопед хвалит детей и благодарит их за участие в викторине.
Края привольные, бескрайние,
где Волга с дочками бежит...
Давным-давно, а может ранее
здесь наши деды стали жить.
Мой Балаково - край бесценный.
Как часто я к тебе душой
Стремлюсь и вдохновенно
Рисую образ твой родной.
На: Конспект непосредственно образовательной деятельности по фор
Очень интересное, методически грамотное занятие. В своей работе буду использовать ваши педагогические идеи.
Елена Пестрякова