Схема конспекта урока (занятия)
ФИО педагога: Ушаков Алексей Вячеславович
Полное название ОУ: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
Предмет (форма занятия) информатика Класс (группа) 8А, УМК «Информатика и ИКТ», автор Семакин И.Г.
Тема урока (занятия): «Файлы и файловые структуры»
Дата проведения урока (занятия): 15.12.2011
Этапы урока, время
|
Планируемый результат в области
|
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Методы и приемы
|
|
|
Организационный момент
(2 мин)
|
Создание нормальной рабочей обстановки
|
Владение формами самоконтроля и самоорганизации
|
Приветствует учеников, настраивает учеников на доброжелательный лад и продуктивную работу.
Проверяет отсутствующих.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на работу в классе
|
Беседа
Наблюдение
|
|
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
(5 мин)
|
Учащиеся успешно справились с домашним заданием
|
Классификация информации, самопроверка учащихся, анализ, коррекция знаний
|
Опрашивает учащихся по теме «О системном ПО и системах программирования»,
акцентирует внимание на типичные ошибки, указывает критерии оценивания домашнего задания
|
Отвечают на вопросы,
Сверяют правильность выполнения задания, выставляют оценки
|
Фронтальный опрос, групповой самоконтроль, разъяснение
|
|
|
Объяснение нового материала
(20 мин)
|
Формирование понятий: файл, файловая система, логический диск, файловая структура, каталог, имя файла, путь к файлу
|
Постановка цели образовательной деятельности,
Самостоятельное определение учебных задач и способов их достижения. Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других
|
Объявляет цели и задачи урока.
Цель: изучить файлы и файловую структуру.
Задачи:определить понятия файл, имя файла, логический диск, файловая структура диска, путь к файлу, полное имя файла.
Актуализация знаний: Презентация-схема «Первое знакомство с компьютером»
Создание мотивации учащихся на достижение цели: «Как вы думаете, что такое файл? Где файлы можно встретить в современной жизни?»
Объяснение новой темы:
Файл – именованная область на внешней памяти. Аналогия между книгой и диском.
Презентация-схема «Файлы и файловые структуры»
Примеры имен файлов, расширения файлов.
Презентация-схема «Файловая структура диска»
Логический диск – один из разделов диска. Имена логических дисков.
Иерархическая файловая структура – многоуровневая организация файлов на дисках. Каталоги и подкаталоги. Путь к файлу.
Презентация-схема «Имя файла. Путь к файлу».
|
Слушают учителя
Записывают тему урока
Вспоминают по презентации программное обеспечение и осознают место изучаемой темы в общей схеме.
Отвечают на вопросы
Смотрят презентации
|
Рассказ, беседа, объяснение,
Презентация
Рассказ, беседа
Объяснение
|
|
Закрепление учебного материала
(10 мин)
|
Формирование умений: навигация по файловой структуре, создание, копирование, перемещение, удаление файлов и каталогов
|
Учебно-познавательный интерес.
Работа с учебником, использование справочной литературы, работа с файлами и папками
|
Организует индивидуальную работу над практическим заданием «Файловая система», объявляет критерии оценивания Индивидуально проверяет правильность выполнения практического задания
|
Выполняют практическое задание
|
Практическая работа на компьютере
|
|
Задание на дом
(3 мин)
|
Определение полного пути к файлу, определение графических файлов из списка, запись информации о файлах
|
Работа с учебником, работа с таблицами и структурами, адекватное оценивание своей учебной деятельности
|
Подводит итоги урока, дает и поясняет домашнее задание (§11-12 + Домашнее задание №8 из ЦОР в бумажном виде), указывает критерии его оценивания.
|
Слушают учителя, записывают задание на дом, задают вопросы
|
Рассказ, объяснение
|
|
Проект самоанализа урока (занятия)
ФИО педагога: Ушаков Алексей Вячеславович
Полное название ОУ: образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
Предмет (форма занятия) информатика Класс (группа) 8А, УМК «Информатика и ИКТ», автор Семакин И.Г.
Тема урока (занятия): «Файлы и файловые структуры»
Дата проведения урока (занятия): 15.12.2011
Этапы урока
|
Уровень достижения планируемого результата
|
Возможные риски
|
Коррекционная работа
|
организационный момент
|
Спокойная комфортная обстановка для обучения
|
Есть опоздавшие на урок
Класс возбужден
|
Спросить причину опоздания, попросить не опаздывать.
Выяснить причину возбуждения, успокоить класс
|
опрос учащихся по заданному на дом материалу
|
Учащиеся успешно выполнили домашнее задание: знают названия разных ОС, системное ПО, системы программирования и их назначение
|
Задание не выполнено
Задание выполнено не полностью
|
Выяснение причины невыполнения
Учитель просит объяснить успешно выполнивших задание учеников. При необходимости дополнительно сам разъясняет.
|
объяснение нового материала
|
Учащиеся знают понятия: файл, файловая система, логический диск, файловая структура, каталог, имя файла, путь к файлу
|
Нет мотивации в достижении цели и задач урока,
Теоретический материал понятен не полностью: отличие имени файла от полного имени файла и пути к файлу.
|
Создание интереса к теме путем приведения примера хранения важных системных фалов, документов.
Дополнительные пояснения на различных примерах
|
закрепление учебного материала
|
Учащиеся могут выполнять навигацию по файловой структуре, создавать, копировать, перемещать, удалять файлы и каталоги
|
Есть проблемы с навигацией по файловой структуре и с операциями над файлами и каталогами
|
Индивидуальный подход к ученикам, объяснение
|
задание на дом
|
Задание понятно и записано
|
Задание не понятно
Задание не записано
|
Дополнительное пояснение задания
Проверка записи задания
|
|