Направленность программы «Познавай-ка» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.
Программа направлена на:
· создание условий для развития ребенка;
· развитие мотивации к познанию и творчеству;
· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
· профилактику ассоциативного поведения;
· интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
· укрепление психического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
· принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
· дифференцированное обучение;
· владение методами контроля.
Эффективным для математического развития является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Цели программы:
1. Обеспечить числовую грамотность.
2. Дать геометрические представления.
3. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей.
4. Сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к предмету через занимательные упражнения.
2. Обучить методике выполнения логический заданий.
3. Формировать усидчивость, терпение.
4. Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части.
5. Создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Отличительные особенностипрограммы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-8 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы.
Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 35 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающиеся будутзнать:
· названия арифметических действий;
· способы сравнения и измерения предметов;
· разрядный состав чисел первого десятка;
· названия геометрических фигур;
· способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Обучающиеся будут уметь:
· устно выполнять вычислительные приемы;
· использовать знания для решения заданий;
· узнавать и изображать геометрические фигуры;
· строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
· анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
· осуществлять самостоятельный поиск решений;
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Форма занятия
Количество часов
Всего
(66) теория практ
1.
Удивительный мир чисел.
Познавательная игра. Вводная беседа.
2.09
1
2.
В математику тропинки одолейте без запинки.
Игровая форма.
7.09
1
3.
Тропинка наблюдений и поиска закономерностей.
Работа в парах.
9.09
1
4.
Тропинка отсеивания несущественного.
Работа в группах.
14.09
1
5.
Пересечение и разветвление тропинок.
Творческая работа.
16.09
1
6.
В путь по тропинкам математики.
Тематический диспут.
21.09
1
7.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку – две награды.
Конкурс.
23.09
1
8.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку – две награды.
Интеллектуальный марафон.
28.09
1
9.
И фокусы покажем и секрет расскажем.
Познавательная игра.
30.09
1
10.
И фокусы покажем и секрет расскажем.
Работа в группах.
5.10
1
11.
Изучаем чисел ряд – числовой отряд ребят.
Творческая работа.
7.10
1
12.
Наш конструктор числовой, поработай головой.
Тематический диспут.
12.10
1
13.
Соедини точки по порядку (составление рисунка на знание порядка чисел).
Работа в группах.
14.10
1
14.
Соедини точки по порядку (составление рисунка на знание порядка чисел).
Конкурс.
19.10
1
15.
Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые (решение простых и составных задач).
Творческая работа.
21.10
1
16.
Игра «Где спрятались цифры?» Придумай свои рисунки.
Познавательная игра.
26.10
11
17.
Сосчитай и раскрась.
Работа в группах.
28.10
1
18.
Математические игры и тренажёры.
Работа в парах.
2.11
1
19.
Решение и составление задач- шуток.
Тематический диспут.
11.11
1
20.
Натуральные числа (ознакомление).
Конкурс.
16.11
1
21.
Натуральное число в арифметику вошло, тайн немало принесло.
Работа в группах.
18.11
1
22.
Математические игры. Примеров много - ответ один.
Работа в парах.
23.11
1
23.
Математические игры. Торопись, да не ошибись.
Творческая работа.
25.11
1
24.
Знакомство с математическими головоломками.
Интеллектуальный марафон.
30.11
1
25.
Ребусы из цифр.
Работа в парах.
2.12
1
26.
Это ребусы из цифр, буквы, звездочки – их шифр.
Познавательная игра.
7.12
1
27
Математические цепочки.
Познавательная игра.
9.12
1
28
Математические цепочки.
Интеллектуальный марафон.
14.12
1
28.
Задачи-шутки.
Творческая работа.
16.12
1
29.
Решение задач на сообразительность.
Конкурс.
21.12
1
30.
Стихи-шутки.
Конкурс.
23.12
1
31.
Загадки.
Творческая работа.
28.12
1
32.
Считалки.
Работа в парах.
13.01
1
33.
Математические кроссворды.
Интеллектуальный марафон.
18.01
1
34.
Занимательные квадраты.
Конкурс.
20.01
25.01
1
35.
Игра «Танграм» (составление фигурок из геометрических фигур).
Работа в группах.
13.01
1
36.
Математический калейдоскоп (Попробуй отгадай!).
Познавательная игра.
27.01
1
37.
Сосчитай и раскрась.
Конкурс.
1.02
1
38.
Математические фокусы.
Творческая работа.
3.02
1
39.
Забавная геометрия. Расшифруй.
Тематический диспут.
8.02
1
40.
Сказки-загадки.
Конкурс.
10.02
1
41.
Рассказы-головоломки.
Беседа-игра.
22.02
1
42.
Числа чётные и нечётные.
Работа в парах.
24.02
1
43.
Круглые числа.
Викторина.
29.02
1
44.
Если делится число, то решенье подошло.
Интеллектуальный марафон.
2.03
1
45.
Математические цепочки.
Конкурс.
7.03
1
46.
Какие мы все разные (многоугольники).
Работа в группах.
9.03
1
47.
Игра «Танграм» (составление фигурок из геометрических фигур).
Тематический диспут.
14.03
1
48.
Игра на сообразительность «Сколько спряталось многоугольников».
Работа в парах.
16.03
1
49.
Смекай, отгадывай.
Творческая работа.
21.03
1
50.
Найди закономерность (добавь недостающую фигуру).
Конкурс.
24.03
1
51.
Приключения великого Нуля.
Интеллектуальный марафон.
23.03
1
52.
Весёлая таблица сложения.
Работа в группах.
4.04
1
53.
Старинные занимательные задачи.
Тематический диспут.
6.04
1
54.
Задачи-скороговорки.
Конкурс.
11.04
1
55.
Задачи в стихах.
Творческая работа.
13.04
1
56.
Задания олимпиадного характера.
Интеллектуальный марафон.
18.04
1
57.
Забавная геометрия.
Конкурс.
20.04
1
58.
Волшебные превращения цифр.
Работа в парах.
25.04
1
59.
Математические игры и тренажёры.
Работа в группах.
27.04
1
60.
Длина.
Конкурс.
2.05
1
61.
Измерение длин предметов (практическая работа).
Работа в парах.
4.05
1
62.
Вес.
Интеллектуальный марафон.
11.05
1
63.
Емкость.
Работа в группах.
16.05
1
64.
Математические игры и тренажёры.
Работа в парах.
18.05
1
65.
Думай. Считай. Отгадывай (математический КВН).
Работа в группах.
23.05
1
66.
Приключения в городе математиков.
Подведение итогов работы кружка.
Творческая работа.
25.05
1
Список литературы.
Занимательные задачи для маленьких. –М : Просвещение.2010 г.
Играя, учимся математике. Чилингирова Л. –М : Просвещение.2011 г.
Праздник чисел. Волина.В.- М. Знание.2011 г.
Я иду на урок в начальную школу. Матаматика.- М. Первое