Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сила и слабость Катерины (по пьесе А. Островского "Гроза")

Submitted by Елена Петровна Алексеева on Fri, 31/08/2012 - 16:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Алексеева Е.
Место работы, должность: 
учитель Сергиевской средней школы №1
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

развитие ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, решение проблем 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

А. Островский "Гроза"

Используемое оборудование: 

изображения с сайта Урок в формате А4

Краткое описание: 
Урок по технологии "Дебаты" развивает умение спорить, аргументируя позицию. Участники: команда утверждения и команда отрицания по 3 человека. Основное содержание урока: 7 выступлений спикеров каждой команды, подготовленные как домашние задания. Судейство осуществляет одиннадцатиклассник. Формат: обучающий (Дебаты К. Поппера). Информационный пакет – цитаты из пьесы А. Островского «Гроза», – помогающие проанализировать образ Катерины, зачитывает учитель или подготовленный ученик.

 

Первая цитата (Детство)

«Катерина: Такая я уж зародилась горячая. Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уже темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять».

Примерные ответы учащихся

(Отметив самостоятельность суждений и свежесть мышления (в особенности, авторов кейса отрицания), учитель должен делать выводы соответственно позиции авторов изучаемого учебника, подчёркивать моменты, важные с точки зрения позитива и корректности.)

Кейс утверждения

Кейс отрицания

 - Катерина – человек тонкой душевной организации. Она могла бы стать творческим человеком, для этого у нее есть все данные.

-  Она более глубоко чувствует, чем обычные люди, поэтому выражения ее эмоций непривычны для окружающих.

- Она имела сильный характер уже тогда. Не каждый способен совершить такой поступок.

- Чувство собственного достоинства она умела защищать уже в детстве. Ребенок личность, и его надо уважать.

- С раннего детства мы видим  в Катерине признаки избалованной и взбаломошной натуры.

- Она неосторожная: что взбредет в голову, то и делает. Человек эмоций.

- Не любит своих родителей. Эгоистка. Думает только о своей боли и страданиях.

 - Не умеет прощать. К семи годам характер человека почти уже сложился. Представляете, такое сделает ваш ребенок из-за какой-то обиды! Да вы его потом ещё сильнее накажете.

- Обида была по пустяку, иначе  Катерина могла бы вспомнить, из-за чего она сбежала.

Вторая цитата (Юность)

«Катерина: Такая ли я была! Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках?... Встану, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь…А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина: Да здесь все как будто из-под неволи».

Примерные ответы учащихся

Кейс утверждения

Кейс отрицания

- Катерина – романтик. Это сегодня работают все: и романтики, которые по сути работать не любят, и прагматики.

- Как это она ничего не делает? Цветоводством увлекается. Это целый мир. Рукоделие – это тоже кропотливая и тяжелая работа. Радость от общения с природой привносили в её жизнь поэзию.

 - Тогда «ничего не делать» бездельем не считалось: нравится – делай, нет – отдыхай. Это был образ жизни всех богатых людей.

-Она родилась необычной, и кто,  как не мать,  это почувствует! Вот и давала ей волю в выборе занятия.

- Катерина любознательная. Её все в этом мире интересно. Может быть, рассказы странниц заменяли её географию или даже философию. Пение стихов – литературу и музыку. А церковь развивала в ней художественный вкус. Церковь и странницы тоже привносили в её жизнь поэзию. По тем временам она была очень развитой девушкой.

- Дело в том, что она ни к чему не приучена. Вышивала и цветы поливала. И теперь ничего не делает. От безделья и полезли её в голову дурные мысли об измене.

 

- Разве можно цветы ключевой водой поливать? Они же погибнут: вода холодная.

 

- Её работать не принуждали, а она и рада не работать. Ленивая она была!

 

- У неё нет смысла жизни. Катерина страдает, что у неё нет детей. Можно же себя чем-то другим было занять, например, благотворительностью: она же верит в Бога.

 

- В родной семье она была в центре внимания. А здесь у неё вместо роли быть обожаемой всеми появились определенные обязанности.

Третья цитата (О любви к мужу)

«Варвара: Ну а парни поглядывали на тебя?

Катерина: Как не поглядывать!

Варвара: Что же ты? Не любила никого?

Катерина: Нет, смеялась только.

Варвара: А ведь ты Тихона не любишь.

Катерина: Нет, как не любить! Мне жалко его очень!»

«Тихон в разговоре с Кулигиным:

- Мать всё приставала: «Женись да женись, я хоть поглядела на тебя, женатого!» А теперь поедом ест, проходу не дает».

Примерные ответы учащихся

Кейс утверждения

Кейс отрицания

- В Древней Руси жалость часто считалась неотъемлемой частью любви.

Ни один из мужчин не затронул  ее душу, а Тихон, возможно, единственный, к кому она испытывала хоть какое-то чувство, кроме равнодушия. Тихон – очень добрый человек, хотя и слабохарактерный.

- Это как раз говорит о силе характера героини. Часто сильные натуры выходят замуж за более слабые, чтобы быть им нужными.

- Может быть, она надеялась полюбить? Говорили же, стерпится – слюбится.

- Если бы был у неё ребенок от Тихона, она была ему преданнейшей женой, любила как отца своего ребенка.

-Тихон был выгодной партией для замужества, притом нравился. Тогда часто выдавали замуж по сговору.

- Зачем же Катерина вышла замуж, если не любила? Не разбиралась в людях абсолютно.

 

 - Она даже не знает, что такое любовь. Для неё любовь – это жалость, «жаление».

А Бориса полюбила  за что? Такой же слабохарактерный, как и Тихон, «только культурный».

 

- Для неё на первом месте внешняя красота, а не внутренняя.

Четвёртая цитата (Жизнь в доме Кабановых)

«Кабаниха: Что ты выскочила в глазах-то поюлить? Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь.

Кабаниха: Эка важна птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина: Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

«(В разговоре с Варварой) Катерина: Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Здесь всё как будто из-под неволи».

Примерные ответы учащихся

Кейс утверждения

Кейс отрицания

- Творческий человек в клетке «вянет», руки опускаются. Катерина со своей тонкой натурой не могла вынести давления. Такие люди без свободы не могут. И гордостью своей поступиться им трудно.

 

- Тихон не способен её защитить, поэтому она и мечтает о добром и сильном человеке, «который бы обнял её и пошла она за ним хоть на край света».

 

- Это очень сильная натура, способная защищать себя  сама. Кабаниху весь город боится, даже Дикой. А героиня не дает себя в обиду.

- Живя в одном доме с такой женщиной, властным самодуром, давно надо было понять характер свекрови: ей ничего не докажешь, а разожжешь еще больше огонь ненависти по отношению к самому себе. Или молчи. Или держись от неё подальше. 

 - Все девушки до замужества поют, резвятся. А потом появляется другой статус.  Да и не может никогда настоящая жена  жить так  вольготно, как жила до замужества. Столько дел!

- Кто им, богатым, мешал поселиться отдельно? Тогда бы никто их не унижал  и жили бы они своим умом, и доказали бы, что могут жить.

Пятая цитата (Любовь к Борису)

«Катерина Варваре: Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы не идет. Об чем  ни  задумаю, а он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак».

«Катерина Борису: Что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла.

Борис: А я и не знал, что ты меня любишь…

Катерина: Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой».

Примерные ответы учащихся

Кейс утверждения

Кейс отрицания

- Необычный человек, истинная женщина, которая живет не разумом, а ощущениями, чувством, интуицией. В ситуации страшного давления со стороны Кабанихи она сникла, но, почувствовав свободу на подсознательном уровне, воодушевилась, расправила крылья, начала снова  чувствовать полноту жизни. В таком состоянии любой способен наговорить лишнего.

- Это прекрасная сцена, рассказывающая о прекрасной любви. Здесь и уважение друг к другу, и тяга, и стыд, и возможность раскаяния…

- Островский для сравнения описывает сцену свидания Варвары с Кудряшом. Они грубы друг к другу, бесцеремонны. У них встреча скучная, без эмоций и чувств.

- Столько высокопарных слов… При первой же встрече.

 

- Понятно, что Катерина влюблена. Но разве это любовь: не узнав,  как следует,  друг друга, кидаться в объятия. Здесь страсть греховная, а не любовь – соединение душ.

 

- Как пылко, не соображая ни о чем, находясь во власти одних лишь эмоций, а не разума, Катерина восклицает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»  Не пройдет и десяти дней, как она и людского суда будет бояться, и греха своего.

Шестая цитата (Гроза в Калинове и гроза в душе Катерины)

«Катерина:    Ах! Ад! Ад! Геенна огненная! Всё сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого, кроме тебя! Помнишь! Помнишь!  А знаешь, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…

Тихон (растерявшись, дергает ее за рукав): Не надо, не надо, не говори! Матушка здесь!

Кабаниха: Ну, ну, говори, коли уж начала.

Катерина (рыдая):  И все-то десять ночей я гуляла… С Борисом Григорьевичем».

Примерные ответы учащихся

Кейс утверждения

Кейс отрицания

- Изображение ада на стене было только последним толчком к этому состоянию аффекта. Катерина, встречаясь с Борисом, наверняка мучилась от угрызений совести. Просто восторг свободы их перекрыл. А как только ощущения сменились, прорвало плотину накопившихся мучений по поводу измены.

- Катерина – глубоко верующий человек. Раскаявшись, она очистила свою душу перед Богом. Она предельно честна перед всеми, открыта. Искренна.

- Нормальный человек ли человек перед нами? В смысле психическом. У неё уже и галлюцинации: ад, геенна.

- Кроме вреда себе, мужу  и  свекрови, это признание никому ничего не принесло.

- Она ни о ком, кроме себя,  не думает в данной ситуации. Главное, ей –  признаться в своем грехе, а то вдруг её молния убьет, не покаявшуюся. О том, что она позорит мужа и свекровь, она не думает.

Седьмая цитата (Самоубийство)

«Катерина: Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно. [ ] В могиле лучше. [ ] Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен. [ ] Не пойду туда!  [ ] Всё равно, что смерть придёт, что сама…. А жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… [ ] Друг мой! Радость моя! Прощай!

Один из возвратившихся. Молодец Кулигин! Тут близёхонько, в омуточке, у берега с огнём оно в воду-то далеко видно; он платье и увидал и вытащил её.

Кабанов. Жива?

Другой. Где уж жива! Высоко бросилась: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови.

Примерные ответы учащихся

Кейс утверждения

Кейс отрицания

- Самоубийство, возможно, было единственным выходом. Как остаться жить после такого позора и смотреть людям в глаза? Как быть рядом с Борисом, который от нее отступился? Никакой поддержки, стимула жить у Катерины не было. Ожидала ее  жизнь среди людей, знающих о ее позоре, только теперь сравнимая не с «клеткой», а с тюрьмой строгого режима. Какой смелой должна была быть Катерина, чтобы переступить через боязнь Бога и уже библейской, а не человеческой морали!

- Н. Добролюбов написал: «Зато какой отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилою жизнью, во что бы то ни стало!» Катерина ушла из жизни, оставаясь  гордой цельной натурой. Смерть, чем унижение.

- Она своим поступком пробудила в Тихоне протест против матери. Изменения произошли и в смиренном Кулигине. Читатель надеется, что и другие люди осознают необходимость борьбы за свои человеческие права, (конечно, не таким способом). Не случайно Добролюбов назвал её «лучом света в темном царстве».

Катерина не слабая, а сильная натура.

 

 - Разве не было иного выхода, кроме самоубийства? Можно было уговорить Бориса уехать в другой город. Могли бы устроиться на работу. Если у Катерины нет никакой профессии,  могла бы устроиться няней: ведь она признавалась, что любит детей. А Борис работал бы так же на почте. Для них богатство, наследство превыше человеческого достоинства.

- Если Борис слабый по характеру, тогда пусть возьмет на себя всю ответственность за будущую жизнь Катерина, раз она такая сильная. И почему обязательно всегда должен отвечать мужчина? Женщина вполне могла бы сама создать  семью.

 - За счастье надо бороться. Если вы нарушаете нормы морали и брака, разведитесь, поженитесь и живите в счастии. Но нет. Грешат, а потом хотят, чтобы никто не попрекал. 

- Слабая натура: чуть что – в истерику. Натворила дел и выход нашла самый легкий –  самоубийство.

- Это не протест против несвободы, а месть, задуманная для того, чтобы потом люди, не оценившие её, страдали. Разве это не слабость? 

 

Результаты урока. Рефлексия.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн