Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию 6 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Цель программы – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, рабочая программа призвана решать следующие задачи:
- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
Распределение учебной нагрузки Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов по 1 часу в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 6 классе.
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Раздел 1. Общество и человек
|
7
|
3
|
Раздел 2. Экономическая сфера общества
|
6
|
4
|
Раздел 3. Социальная сфера общества
|
3
|
5
|
Раздел 4. Политика и право
|
7
|
6
|
Раздел 5. Духовная сфера общества
|
3
|
7
|
Раздел 6. Ребенок в обществе
|
4
|
8
|
Контрольные работы
|
4
|
|
Итого
|
35
|
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 6 класс. – М.: Русское слово, 2011г.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная; - групповая; - фронтальная.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
· устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование);
· письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, тестирование).
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:
- сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
- взаимосвязи человека, общества и природы;
- сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
- место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Уметь:
· получать социальную информацию из разнообразных источников;
· решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
· давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
3. Учебно-тематический план
Наименование раздела
|
Кол-во часов
|
Контр. работы
|
Введение
|
1
|
|
Раздел 1. Общество и человек
|
7
|
1
|
Раздел 2. Экономическая сфера общества
|
6
|
1
|
Раздел 3. Социальная сфера общества
|
3
|
|
Раздел 4. Политика и право
|
7
|
1
|
Раздел 5. Духовная сфера общества
|
3
|
|
Раздел 6. Ребенок в обществе
|
4
|
|
Резерв
|
4
|
1
|
Итого
|
35
|
|
4. Содержание учебного курса предмета
Раздел IОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Тема 1. Что такое общество?Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество». Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Тема 2. Происхождение и развитие человекаСпособность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо. Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека
Тема 3. Исторические ступени развития обществаВыделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.
Тема 4. Современное обществоСовременное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени. Мировое сообщество. Проблемы современного общества.
Тема 5. Человечество как сумма поколенийПоколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.
Тема 6. Человек, общество, природаВзаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.
Раздел IIЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Тема 7. Что такое экономика?Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.
Тема 8. РынокРынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.
Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.
Тема 10. Домашнее хозяйствоДомашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета. Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.
Тема 11. Экономическая деятельность подростковТруд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере. Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.
Тема 12. Труд с точки зрения законаПраво на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы. Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Раздел IIIСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Тема 13. Социальная структура обществаОбщество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.
Тема 14. СемьяСемья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.
Тема 15. Правила и нормы поведения в обществеСоциальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.
Раздел IVПОЛИТИКА И ПРАВО
Тема 16. Государство и гражданеГосударство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи. Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство. Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим-„ волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.
Тема 17. Право на службе человекаПраво. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.
Тема 18. Конституция — Основной закон страныКонституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) — Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.
Тема 19. Право и правопорядокЗаконность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.
Тема 20. Как защититься от несправедливостиСуд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.
Раздел VДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Тема 21. Наука и образованиеСущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.
Тема 22. МоральМораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.
Тема 23. Идеал и ценностиИдеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Раздел VIРЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ
Тема 24. Ребенок в семьеДетство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.
Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей
Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания — решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.
Тема 26. Ребенок в школеИстория школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.
Тема 27. Друзья и ровесники Дружба. Отношения дружбы. Верность
- График контрольных работ
Четверть
|
Дата по плану
|
Дата факт.
|
Тема
|
1
|
|
|
Контрольная работа № 1: «Общество и человек»
|
2
|
|
|
Контрольная работа № 2: «Экономическая сфера общества»
|
3
|
|
|
Контрольная работа № 3: «Политическая сфера общества»
|
4
|
|
|
Итоговая контрольная работа
|