ОСОБЕННОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Любовь и интерес к родному городу и Краю, уважение к людям, живущим в красивом городе Ачинске, который, является гордостью Красноярского края вот уже несколько лет прививаем своим воспитанникам и маленьким гражданам Ачинска через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки по Ачинску, беседы, сопровождаемые мультимедийными презентациями городских достопримечательностей и слайдами, где представлена природа великого и могучего Красноярского края. Такие формы работы с детьми способствуют формированию у детей представлений о городе, особенностях его основания, истории архитектурных сооружений, развитию интереса к культурному наследию Красноярского края. Безусловно, на этапе дошкольного детства невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптированными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребенку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает изначально в семье, через детские книги, радио и телепередачи, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведенью, делая ее систематичной. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее.
Содержание работы по краеведению состоит из нескольких
направлений;
· История города и Края;
· Культурное наследие;
· Архитектурно – скульптурный облик города и Края.
· Производство.
Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно – образовательного процесса современного детского сада. Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и Краем является предметно – развивающая среда. Именно в определенном предметно – развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус.
Предметно– развивающая среда в нашей группе выполняет две
важные функции: информационную и развивающую. Организовывая предметно – развивающее пространство, мы включили максимальное количество этноспецефических предметов (настольный и строительный материал, пазлы, наборы для ручного труда, предметы народной культуры, музыкальные инструменты), предоставили детям свободное пространство для игр, носящих этнокультурный оттенок, украсили помещение группы декоративной росписью, произведениями искусства, отражающими своеобразный колорит культуры родного Края.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая с детьми историю нашего города, мы знакомим их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Сибирская земля на протяжении веков славится и на Руси, и за рубежом своим ремеслами, сказками, преданиями, которые сохранились еще во многих семьях, поэтому перед коллективом педагогов встала задача, как эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий. Посоветовавшись с родителями, решили создать в группе «ларец идей». Так родилась, а потом осуществилась идея создания народного театра «Сударушка», где дети вместе с родителями ставили русские народные сказки, роли исполняли как дети, так и взрослые. Руководит «Сударушкой» мама воспитанницы. Создали подгруппы детей по интересам – вышивание, вязание, ручной труд. В целях создания единого пространства, отражающего специфику нашего Сибирского края, по инициативе родителей и детей, мы организовали фотохрестоматию.
В фотохрестоматии четыре раздела по основным направлениям, отражающим содержание работы по краеведенью, где имеются фотографии: здание детского сада, администрации, драматического театра, центра культуры, краеведческого музея, памятника скорбящей матери, новых жилых микрорайонов, природы нашего края и города, животный мир и растительный мир. Материалы фотохрестоматии используем для занятий с детьми и в дальнейшем планируем перейти к разработке и реализации проекта - издание «Фотохрестоматии для детских садов города».
В нашей стране немало красивых, чистых городов, которые возникли в результате освоения природных ресурсов и профессиональной деятельности человека. Ачинск один из таких городов и не любить его невозможно, сразу же вспоминаются строки из стихотворения «Родина» В. Степанова.
«…Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которым мы идем…»
Анализ результатов диагностики показал положительную динамику. Наши дети вырастут и, может быть, уедут в другие города учиться, работать, но мы уверены, что они всегда будут вспоминать свой город Ачинск, который навсегда останется в их сердцах, как самый лучший и любимый.