ОРИГАМИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ГОДА ЖИЗНИ
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимания развитию и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, некоординированные). Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).
Современная дидактика придает большее значение педагогической диагностике. Используемые методики не исчерпывают всех сторон готовности детей к школе, но помогают выявить некоторые закономерности, тенденции и проблемы по развитию мелкой моторики, т.е. позволяют уже в детском саду выявить детей, которые в том или ином плане отстают от сверстников, и в дальнейшем им уделять особое внимание в процессе работы.
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Уроки по оригами способствуют сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась по методике «Домик» (Н.И. Гуткина). Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методику «Домик» проводилась как индивидуально, так и в небольших группах.
Проведенная диагностика в начале года по результатам развития мелкой моторики в средней группе МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14» выявили низкий уровень.
Как мы уже отмечали, оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях и мелкую моторику детей дошкольного возраста.
Цель программы кружка по обучению детей 4-6 лет искусству оригами «Умелые пальчики» (составитель воспитатель Кулагина Наталья Владимировна): развитие познавательного интереса и логического мышления дошкольников через работу с бумагой по типу оригами.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Вводная часть.
- гимнастика для рук.
- повторение пройденного материала.
2. Основная часть.
- новая тема.
- упражнения на отработку умений и навыков.
3. Заключительная часть.
- гимнастика для глаз.
На занятиях дети запоминают названия заготовок и приемов, способы выполнения, так как в оригами все взаимосвязано: как правило, группы фигурок имеют общую основу – заготовку, или, как принято называть в оригами, базовую форму.
Таким образом, упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе. В комплекс упражнений включаются задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей руки. Следует проводить работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития ребенка.
После проведения работы с оригами с целью развития мелкой моторики была проведена повторная диагностика, которая выявила улучшение в развитии мелкой моторики детей, что свидетельствует о том, что занятия оригами положительно влияют на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста 4- 5 года жизни.