– Ребята, послушайте эпиграф нашего сегодняшнего урока, подумайте, о чём пойдёт речь?
Д. – О том, что музыка может воздействовать на общество и на одного человека
- Музыка, как никакое другое искусство объединяет людей для общих дел, для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают, терпят поражение.
Слайд №3
- Приведите примеры.
Д. – Музыка Орфея оказалась более могущественной, чем сладкоголосное пение сирен.
- В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил. Приведите примеры из жизни людей, кино, произведений искусств (размышления детей) .
- Когда мы слушаем мессы Баха, симфонии Моцарта, оперы Глинки, то мы находим эту вечную проблему. Какой ответ даёт нам музыка?
Слайд №4
-Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен в последней своей симфонии № 9 воплотил замысел своей жизни - от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Иногда 9-ю симфонию называют «Симфонией Радости».
Этот замысел Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал Шиллера, продумывая как в симфонию можно вставить слова. В финальную часть , он как и планировал, ввел хор и певцов – солистов, поручая им слова из оды Шиллера « К радости»:
Люди – братья меж собой!
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
3. Слушание фрагментов Девятой симфонии Л Бетховена. Слайд №5
Первое исполнение Девятой симфонии стало величайшим триумфом композитора. Количество желающих попасть на концерт было так велико, что у входа произошла драка.
Оркестром дирижировал Умлауф. Совершенно глухой Бетховен стоял у рампы и давал темпы для каждой части. Гром аплодисментов раздался после последнего аккорда. Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и только Бетховен никак не реагировал на восторженные воз гласы публики – он их просто не слышал.
Тогда молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал – зрители аплодировали, подбрасывая вверх шапки.
Бетховен достиг своей цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью.
Слайд №6, №7.
- Что нам с вами даёт эта симфония? Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету, как вы понимаете это?
Д. К радости через страдания.
- Л. Н Толстой утверждал, что музыка, как одно из могущественнейших средств воздействия на душу человека, должна исполняться перед совершением какого – либо важного дела.
- Девятая симфония, зовущая всех людей к строительству новой красивой жизни, нужна нам или нет?
Д. – эта музыка позитивна, несет в себе радость, показывает выход из трудной жизненной ситуации, призывает дружбе народов мира.
Повторное слушание: на фоне видеоролика (фрагмент из фильма о Бетховене)
4. Вокально – хоровая работа
Распевание: 1. – упражнения на дыхание
2.- артикуляционный тренаж
3. – мелодии припева песни « Прекрасное далеко» с закрытым ртом (вокализ)
Слайд №8 название песни
Е. Крылатова «Прекрасное далёко»
Слайд №8 – текст песни.
Доучивание текста и мелодии песни; отработка певческих навыков дыхания, дикции, кантиленного пения, чистоты интонации.
- посмотрите на таблицу эмоциональных терминов, какие слова помогут нам почувствовать душу этой песни и передать мысли, чувства и эмоции которые родились в нашей душе.
Ответы ребят. Исполнение песни под аккордеон и под минусовку.
5. Итог урока.
- Можно ли познать мир через музыкальные произведения?
- Приведи примеры, как музыка может объединять ради общих благих целей? (ответы ребят)
Слайд №10 – тема урока.
6. Оценивание.
Сегодня вы были внимательны во время слушания и восприятия музыки, многие принимали участие в обсуждении темы урока, я думаю, что главная тема из девятой симфонии Л. Бетховена останется с вами на всю жизнь, и будет звучать в вашей душе ликующей радостью.
Но оценку за урок вы получите за исполнение песни « Прекрасное далеко».
Сегодня песня прозвучала ярко, вдохновенно, эмоционально, и я ставлю всем оценку « 5»- класс - хор .
Домашнее задание: мини – сочинение « Как музыка помогла мне познать мир»
Здравствуйте, Ольга Константиновна. Нашла Вашу разработку урока "Музыка объединяет людей". Очень понравилось настроение урока. Спасибо за то, что делитесь опытом. Подскажите пожалуйста, есть ли ссылка на презентацию к этому уроку? Заранее благодарю, Уколова Наталья Анатольевна)
На: Музыка объединяет людей
Здравствуйте, Ольга Константиновна. Нашла Вашу разработку урока "Музыка объединяет людей". Очень понравилось настроение урока. Спасибо за то, что делитесь опытом. Подскажите пожалуйста, есть ли ссылка на презентацию к этому уроку? Заранее благодарю, Уколова Наталья Анатольевна)