Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная технология на уроках истории и обществознания

 «Велеть кому-либо дать тебе готовые мысли – это поручить другой женщине  родить твоё дитя. Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные. Если хотите быть настоящим мастером, не ждите, когда кто-то родит Вам Ваше дитя. Наилучшим, наиболее эффективным будет тот метод, в который вы вдохнёте свой ум, свою живую мысль».

                                                                                        Бердяев.

 

  

 

 

Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

   

    Один  из примеров такого образовательного проекта предлагается в данной работе.

В связи с 200- летием Отечественной войны 1812г. в  кабинете истории еще  в ноябре 2011г. была  начата работа над проектом «Отечественная война 1812г.». В ней приняли участие ученики 8 и 10-х классов. Руководителем и координатором  учеников работавших над этим проектом являлся, конечно, учитель. 

  Мы посвятили ее всем солдатам и генералам, крестьянам и ополченцам, вставшим на защиту в 1812г.

Целинашей работы:

-создание электронного пособия для работы учителя и ученика по этой теме;

-обучение   навыкам работы с различными компьютерными программами;

-активизация мыслительной деятельности;

-воспитание коллективизма и опыта работы в группе;

-воспитание патриотизма и гражданственности.

По каким направлениям шла работа?

1. Создание  презентаций, фильмов, видео-роликов.

2.Подготовка  модульных уроков.

3.Проведение  игры «Человек в истории»

4. Разоблачение мифов о войне 1812г.

5.Овладение навыками работы с программами  MovieMaker, PowerPoint, Smart.

Новизна работы заключается в том, что:

   1.Создан  медиа-продукт (электронное пособие), с помощью которого можно работать на уроке в компьютерном классе по теме «Отечественная война 1812г.». Он в себя включает

 -документы;

 -теоретические материалы;

 -презентации;

 -модульные уроки;

 -исследования учеников;

 -тесты;

 -разработки обычных уроков по этой тематике;

 

 

Надо отметить, что подобные электронные пособия уже создавались и используются при изучении курса «История России» (например,  пособие по теме «Внешняя политика ПетраI»), обществознания ( темы « Сложные системы» , « Демографическая модернизация»).  Я не исключаю,  что такие пособия уже есть, что  они, возможно, гораздо качественнее сделаны и в эстетическом, и в техническом, и в методическом плане, но мы захотели сделать это сами.

Технология работы с пособием:

- созданный диск загружается на рабочие столы в двух компьютерных классах;

- уроки  по теме «Отечественная война 1812г.» в 8-х и 10-х классах ( в первую очередь в профильном гуманитарном классе) проводятся с компьютером;

-  накануне  ученики получают опережающее задание: прочитать соответствующий параграф учебника;

-   в начале урока ребята слушают инструктаж учителя-тьютора,  который также  определяет,  кому  над каким заданием работать. Сами задания мы назвали модульными уроками. В них  даны пошаговые вопросы для  самостоятельного изучения темы. После инструктажа идет рекламный ролик, который может  обозначить проблему, рассмешить, заставить гордиться или критиковать, словом заинтересовать;

-  чтобы ответить на вопросы надо поработать с теорией вопроса, документами, картами, мемуарами участников войны;

- для получения оценки ученику надо создать документ  MicrosoftOfficeWord, в котором записывать ответы. Для того, чтобы проверяющему легче было понять с каким модулем работал учащийся, я разрешаю ребятам копировать в свой документ вопросы, а рядом уже размещать ответы. В результате на рабочем столе должен остаться документ с  координатами учащегося и ответами.  В перспективе  запланирована работа по созданию электронных рабочих тетрадей, которые войдут в наше пособие, чтобы уменьшить затраты времени учеников и дать им возможность посмотреть больше материалов, в том числе и  видеоматериалов.   

 

   3.Также новым элементом нашей работы было то, что внутри большого проекта возникло несколько субпроектов. Самым интересным из них оказался    проект-игра  «Человек в истории».

Суть игры: каждый участник, координируя свой поиск с другими,  ищет как можно больше (минимум 6)  людей , знавших,  друживших, служивших, любивших человека(историческую личность), которую мы выбрали для игры.

В игре могут принимать участие все ученики среднего звена.

Обычно все участники получают положительные оценки.

Обязательное условие—презентация с портретами, информацией о людях.

Итог работы—обработка всех материалов, систематизация и видеофильм.

 

  В этом году  ребята искали всех людей, живших в к.XVIII- н. XIXв.в., близко и далеко знавших  героя Отечественной войны 1812г. князя Петра Ивановича Багратиона.  Нам хотелось непросто знать факты,  а понять людей из того времени, почувствовать их беды и радости.  

   Отношения между людьми:  служебные, дружеские, интимные лучше дали возможность понять события этого времени, нежели чем сухие строки учебника.   Кстати сама идея игры возникла после того, как мы узнали, что героя Бородинской битвы князя П.И. Багратиона не любила жена. Как это могло быть? Да кто она такая?  Начали искать всех, кто знал Багратиона и мог объяснить сложные отношения между ними. Оказалось, познакомил их Павел I, и он же был шафером на их свадьбе. Потом ветреная красавица укатила в Париж и не приехала даже тогда, когда раненый на Бородинском поле Багратион умирал  в имении Голицыных. Это возмутило всех, даже тех, кто был в стороне от проекта. Стали искать тех,  кто его любил.  А так как  вопросы любви волнуют людей в этом возрасте гораздо сильнее, чем война, революция и политика,  то в нашу игру постепенно  втянулись все восьмиклассники и десятиклассники.  По программе только в этих классах изучается история России  XIXвека.  

Потом   увлеклись и просто искали друзей, боевых товарищей, сослуживцев, адъютантов, ординарцев Петра Ивановича.  Соревновались: кто больше найдет.  

Технически  этапы работы можно продемонстрировать следующим образом: сначала были презентации отдельных учеников, где ребята демонстрировали портреты тех людей, которых они нашли, указывали или степень родства,  или характер взаимоотношений их с П.И. Багратионом. Затем наступила стадия систематизации и поиска формы готового продукта -  итоговой   презентации, а фильм делали уже десятиклассники. 

 

Им так понравился сам процесс, что они сделали еще один фильм о Н.Дуровой, знаменитой по фильму «Гусарская баллада».

  Результаты игры также вошли в наш диск.

Научно-исследовательский аспектработы проявился  в следующем:

 -обобщение и систематизация итогов игры «Человек в истории»;

 - поиск и попытка собственного опровержения  мифов о войне 1812г. В ходе работы над проектом мы столкнулись с большим количеством слухов , домыслов, мифов о событиях этого страшного и великого года в истории России. Явно вырисовывалась новая линия в наших исследованиях. Мифы собирали и опровергали  также всем миром. Вот такие мифы мы нашли:

  1.  Миф о причинах войны
  2. Миф о стратегии Наполеона
  3. Миф о результатах Бородино
  4. Миф о поджоге Москвы
  5. Миф о народном единстве
  6. Мифы и о причинах поражения французской армии
  7. Миф о Кутузове

  Итак,объектом нашего исследования  стала война 1812года.

Предмет исследования– влияние войны на русское общество, отношения между людьми во время войны, искаженное восприятие войны со временем.

Социальная направленностьпроекта очевидна:

 - первоначально  он создавался как пособие  по истории России XIXвека, которое можно использовать на уроках в 8, 10 классах,  а затем возникла идея создания сайта для привлечения всех учеников, интересующихся  историей,  и учителей, ищущих новые подходы к преподаванию истории.

 - над проектом  работали группами, разбивка на которые была сделана учителем. В процессе создания презентаций, поиска новых имён изменились отношения между ребятами; они стали дружнее, терпимее друг к другу, изменился и психологический климат в классе;

 новая форма работы ( игра, опровержение мифов, создание модульных уроков, медиа - пособия)  изменила отношение детей  и к предмету история, и к учителю, который её преподаёт;

возникло ощущение причастности к людям, жившим в далеком XIXвеке, сопереживание событий.

Перспективы:

Работа над пособием может продолжаться по следующим направлениям:

- составление тестов в специальных программах  (Tester, MyTestStudent), модульных уроков, рабочих  тетрадей  по теме;

- опровержение мифов (поиск новых аргументов);

- совместно с учителями литературы исследование скрытого подтекста в баснях Крылова, написанных по следам событий 1812года.

- продолжение игры « Человек в истории» по линии Багратиона и, возможно, с другими классами начнем поиск по линии Барклая де Толли, так несправедливо обзываемого современниками « Болтай да и только».

    Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта.  Данный проект объединяет историю, информатику, литературу. Ребята работали группами, но у каждого была возможность выбора индивидуального маршрута: создание модуля, видео, поиск по Багратиону или разоблачение мифа.

Таким образом, существенными особенностями работы над проектом являются субъективность школьника, диалогичность, креативность,  контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе создания электронного пособия.

Организация обучения на уроках истории по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в "субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников, на основание этого качество знаний заметно повышается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
1этап войты 1812года.pptx 1.77 MB
тест.notebook 596.15 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Проектная технология на уроках истории и обществознания


Работа интересная, полезная, хотелось бы узнать авторов.

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294



Сообщество учителей истории

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн