Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».
Submitted by Людмила Викторовна Уланова on Fri, 17/08/2012 - 11:33
Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке
С. Прокофьева «Петя и волк».
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Используемые учебники и учебные пособия :
«Музыка» 3 класс, авторы В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
Используемая методическая литература:
Алеев В.В., Кичак Т.Н.Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М.: Просвещение, 2010.
Используемое оборудование:
Мультимедийный проектор;
презентация урока;
ноутбук;
экран;
фортепиано.
Все мультимедийные пособия выполнены в программе PowerPoint.
Средства обучения:
Музыкальный материал (Фрагменты из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
Кроссворды – загадки - 8 шт.
Плакат «Симфонический оркестр»;
Карточки с названиями музыкальных инструментов.
Текст: «Песня о дружбе» В. Пшеничников – 10 шт.
Фонограмма: «Песня о дружбе» В. Пшеничников(минус)
Краткое описание:
Урок музыки в 3 классе по теме«Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».
Цель: Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Задачи:
Обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), музыкальных тем героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.
Методы:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления;
метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности на уроке:
Хоровое пение.
Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
Выполнение творческих заданий.
Работа обучающихся с наглядными пособиями.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Со звонком дети входят в класс под музыку. (Звучит «Шествие» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). На экране проектора приветствие “Доброе утро, юные любители симфонической музыки!”
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнем с поэтической загадки…
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Квартет, и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери- страницы,
В нее поскорей отвори.
Учитель: Ребята, работаем активно, за каждый верный ответ получаем нотку. Самый эрудированный ученик в конце урока становится дирижером нашего оркестра.
О каком музыкальном произведении рассказывает это стихотворение?
Дети: О сказке «Петя и волк».
Учитель: Кто написал эту сказку?
Дети: Сергей Прокофьев.
Учитель: Это обычная сказка? Что отличает её от других сказок?
Дети: Это музыкальная симфоническая сказка.
Учитель: А почему сказка называется «симфоническая»?
Дети: Её играет симфонический оркестр. Симфоническая - от слова симфония. Это сказка, как симфония.
Учитель: Совершенно верно! Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. О действующих лицах этой сказки мы сейчас вспомним с помощью кроссвордов-загадок, которые вы отгадаете, используя знания инструментов симфонического оркестра. В выделенном столбике необходимо прочитать кодовое слово.
(Раздаются карточки с кроссвордами, в которых зашифрованы герои сказки. Работа в парах).
Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.
III. Актуализация знаний.
Учитель: Сказка «Петя и волк» была написана в 1936 году. Нужно вам сказать, ребята, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Она научит узнавать звучание инструментов симфонического оркестра не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях. Для того чтобы написать такую сказку-учебник, нужно очень хорошо знать оркестр, слышать внутренним слухом, «про себя», звучание каждого инструмента в отдельности и представлять себе, хорошо ли они звучат вместе при исполнении той или иной мелодии; твердо помнить достоинства и недостатки каждого инструмента. Музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. Мы в этом убедились, познакомившись с симфонической сказкой Сергея Сергеевича Прокофьева “Петя и волк” на прошлом уроке.
IV. Содержание и организация учебного занятия.
Учитель: Итак, у каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).
На сегодняшнем уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду, определять героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Мы должны определить какие музыкальные инструменты необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения сказки.
На доске вы видите сцену оперного театра, которую мы будем заполнять инструментами для исполнения нашей сказки.
Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева.
Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации вы услышали в этой мелодии? (Слушание).
Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.
Учитель: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?
Дети: Это марш.
Учитель: Какие инструменты исполняют тему Пети?
Дети: Тему Пети исполняет квартет струнных смычковых инструментов. Учитель: Выберите необходимые инструменты и начинайте заполнять сцену театра. (Две скрипки, альт и виолончель).
(Обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ»).
Учитель: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке.
Послушайте тему Дедушки у С.Прокофьева, определите характер звучавшей интонации. (На экране – Дедушка).
Дети: Дедушка сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю.
Учитель: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации.
Учитель: Какой инструмент исполняет тему Дедушки?
Дети: Фагот.
Учитель: Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
Учитель: В состав оркестра включается новый инструмент.
Обучающиеся прикрепляют карточку с названием инструмента «ФАГОТ».
На экране – Кошка, Утка, Птичка
Учитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Дети: Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Учитель: К какой группе инструментов относится флейта?
Дети: Флейта – деревянный духовой инструмент.
Обучающиеся прикрепляют карточку с названием инструмента «ФЛЕЙТА»).
На экране – Кошка, Дедушка, Волк.Звучит тема.
Учитель: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
Учитель: Почему вы решили, что это кошка?
Дети: Тему исполняет кларнет. Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький, острожный.
(Проверка ответов: на экране – Кошка).
Учитель: Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится?
Прикрепляется карточка с названием инструмента «КЛАРНЕТ».
III. Физкультминутка.
А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.
«Зверобика»
Текст
Описание движений
1 куплет
Уселась кошка на окошко.
Стала лапкой ушки мыть.
И мы движения за кошкой
Сумеем тоже повторить.
1,2,3 — ну-ка, повтори.
3,4,5 — повтори опять.
Наклоны головы вправо-влево. Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха.
2 куплет
Змея ползет лесной тропою,
Как лента по земле скользит.
И мы движение такое
Рукою можем повторить.
1,2,3 — ну-ка, повтори.
3,4,5 — повтори опять.
Извивающие движения туловищем.
Волнообразные движения руками.
3 куплет
Мартышка к нам спустилась с ветки.
Мартышка хочет погулять.
Ведь обезьяны наши предки,
А предков, дети, надо уважать!
1,2,3 — ну-ка, повтори.
3,4,5 — повтори опять.
Имитация движения спуска по канату.
Подскок на месте.
Имитация движения спуска по канату.
Молодцы! У вас получилось очень похоже на этих зверят. А теперь продолжим нашу работу.
На экране – Утка, Охотники, Волк.
Учитель: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Дети: Уточка! Тему исполняет гобой. Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
(Проверка ответов: на экране – Уточка).
Учитель: Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов он относится?
Дети: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, в нижнем регистре. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
Прикрепляется карточка с названием инструмента «ГОБОЙ».
На экране – Петя, Кошка, Охотники, Волк.
Учитель:Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Дети: Появился волк! Звучат валторны!
(Проверка ответов: на экране – Волк).
Учитель: Какой тембр у валторны? К какой группе инструментов она относится?
Дети: Валторна – самый высокий по звучанию из группы медных духовых инструментов оркестра. Её голос - поэтичный, мягкий и нежный.Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка..
Прикрепляется карточка с названием инструмента «ВАЛТОРНА».
Учитель: Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили?
Дети: Охотников!
Учитель: Как же изобразил охотников Прокофьев?
Дети: Звучанием литавр и большого барабана (изображение выстрелов).
Прикрепляется карточка с названием инструмента «ЛИТАВРЫ» и «БОЛЬШОЙ БАРАБАН».)
Учитель: Вот мы и заполнили наш симфонический оркестр необходимыми инструментами. Молодцы!
IV. Вокальная работа.
Учитель: Ребята! Как вы думаете, что помогло Пете, Уточке, Птичке и Кошке не попасть в зубы злому Волку?
Дети: Дружба!
Учитель: Конечно же, дружба! Давайте исполним «Песню о дружбе».
Распевание. Исполнение «Песни о дружбе».
V. Подведение итогов.
Учитель: Ещё раз вспомним всех героев в том порядке, как они появляются в нашей симфонической сказке.
На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».
Учитель:Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? Мы научиться различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду. Определили героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии. Выяснили, какие музыкальные инструменты необходимо ввести в состав симфонического оркестра для исполнения сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева.
Учитель: Вы работали очень активно. Молодцы! С большим удовольствием ставлю сегодняшние оценки следующим ученикам ___________________ .
А вот и настал момент определить, кто же будет дирижером нашего оркестра. Пересчитайте их и покажите, сколько каждый из вас заработал на уроке ноток за ответы? Самым эрудированным музыкантом сегодня был _____________, ему я вручаю дирижерскую палочку, с помощью которой он продирижирует заключительным маршем сказки «Петя и волк», а вы покажите движениями рук как играет тот инструмент оркестра, который понравился больше всего.
Звучит музыка «Шествия», выбранный дирижер руководит вымышленным оркестром.
VI. Домашнее задание.
Сегодняшнее домашнее задание вы выбираете сами. На доске вы видите домик, из окошек которого выглядывают разные по сложности задания.
1 задание - Нарисовать героев сказки «Петя и волк».
2 задание - Нарисовать инструменты, которые изображают героев сказки «Петя и волк» и подписать их названия.
3 задание – Выучить наизусть стихотворение «Симфоническая сказка», которое вы уже слышали в начале нашего урока.
Прошу подойти к домику и выбрать то задание, которое вы ходите сделать дома.
Спасибо за внимание! Выход из класса под музыку «Шествия».