Образовательные: Сформировать представления о гомологическом ряде алканов, химическом и электронном строении алканов.
Развивающие: Развивать умения называть алканы и составлять формулы углеводородов этого класса по правилам номенклатуры ИЮПАК.
Оборудование:
Таблица “Строение метана”, компьютер и мультимедийный проектор, наборы для собирания моделей молекул, раздаточные таблицы
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний. Фронтальная беседа
- Что такое углеводороды?
- Какова валентность углерода в органических веществах?
- Химические связи какого типа присутствуют в молекулах углеводородов?
II. Электронное и пространственное строение молекулы метана
Формула
Гибридизация орбиталей
Валентные углы
Химические связи
Для закрепления учащимися особенностей строения метана предлагается собрать модель молекулы метана, используя наборы шариков для составления моделей молекул.
III. Гомологический ряд алканов
Образование линейных цепей атомами углерода
Общая формула алканов
Определение алканов
Гомологический ряд
IV. Изомерия и номенклатура алканов
Вид изомерии – изомерия углеродного скелета (структурная изомерия)
Правила номенклатуры ИЮПАК для алканов.
- Выбрать самую длинную углеродную цепь;
- Пронумеровать ее с того конца, к которому ближе разветвление;
- Указать номера атомов углерода у которых содержатся заместители, если их несколько, то их располагают в порядке старшинства. Если заместителей несколько, но они одинаковые, то их число указывается греческими числительными (2 - ди, 3 - три, 4 - тетра, 5 - пента и т.д.)
- Назвать главную углеродную цепь.
V.Закрепление изученного материала
1. Упражнения по сборнику задач и упражнений Г.П. Хомченко
Домашнее задание: текст параграфа, упражнения после параграфа