Submitted by Татьяна Владимировна Екушенко on пн, 06/08/2012 - 10:42
«Мой дом! Моя семья!»
Цели:обучающиеся смогут сформировать представления о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии; определить собственное отношение к понятию «семья», «дом моей мечты»;
Задачи:обучающиеся смогут освоить понятия «любовь», «компромисс», «конфликт», «терпение», «воспитание», «понимание»;продолжить обучение самостоятельному решению проблем в процессе открывания новых знаний. Формировать коммуникативные компетенции обучающихся, способности применять полученные знания для решения творческих заданий. Формировать нравственное мировоззрение, представления о неразрывной связи семьи и общества.
Форма проведения:беседа, игра.
Этапы подготовки:
- подборка материалов: литература, интернет источники;
- создание презентаций для привлечения детей к участию в мероприятии;
- разучивание стихов, подборка пословиц по теме «Мой дом! Моя семья!»;
- всех учащихся разделила на группы по 5 человек (жеребьевка).
Этапы проведения:
1.Организационный момент.
2.Целеполагание и мотивация.
- Дорогие ребята. Я расскажу вам рассказ, а вы попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на нашем мероприятии. ( Притча о семье)
Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Послушай! - сказал старик. Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась … Семья
- Итак, вы догадались, о чем пойдет речь? (Ответы детей)
- Конечно о семье.
3. Основная часть.
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
11
13
16
14
14
*
12
16
17
13
18
17
12
18
11
15
Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары? Ответ:15
- Итак, Международный день семьи отмечается 15 мая.
- А как появилось слово семья? (Ответы детей).
- Послушайте об этом стихотворение.
Как появилось слово семья? И Ева покорно ответила: «Я!»
Когда-то о нем не слыхала Земля. «Кто платье сошьет, постирает белье?
Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Меня приласкает, украсит жилье?
«Сейчас я тебе семь вопросов задам! Ответь на вопросы подруга моя»
Кто деток родит мне богиня моя?» «Я, я – тихо молвила Ева, - я, я.»
И Ева тихонько ответила: «Я» Сказала она незаметных семь «я» -
"Кто их воспитает, царица моя?"» Вот так на земле появилась семья.
- Послушайте стихи о семье.
Проект «Дом моей мечты». Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть; место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая группа может построить дом своей мечты. А из чего строится дом? (ответы детей). Верно, из кирпичей. А где же их взять? Сейчас мы с вами будем играть, а за правильные ответы и рассуждения я буду вручать вам «кирпичики» мудрости и понимания, которые понадобятся при постройке вашего дома. (Каждая группа должна заработать не менее 6 кирпичиков, в противном случае им выдаются пустые).
1. «Народная мудрость гласит» (5 пословиц: надо закончить пословицы)
2.Сейчас я поведаю вам легенду. В давние времена жила одна большая семья -100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела да правителя страны, и он спросил у старейшего члена семьи: "Как вам удается жить и никогда не ссорится, не обижать друг друга?" Старец взял бумагу и стал писать. Затем передал бумагу правителю. Тот посмотрел и удивился. На листе было начертано сто раз одно и то же слово.
- Как вы думаете, какое? Это слово "понимание" (за правильный ответ – кирпичик).
- Я предлагаю разгадать кроссворд, ключевым словом которого является «понимание» и выяснить, какие понятия оно включает.
1
к
о
м
п
р
о
м
и
с
с
2
л
ю
б
о
в
ь
3
к
о
н
ф
л
и
к
т
4
т
е
р
п
е
н
и
е
5
м
а
м
а
6
п
а
а
п
а
7
в
о
с
п
и
т
а
н
и
е
8
д
е
т
и
9
с
е
м
ь
я
1.Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок. Ответ: компромисс
3.Как мы можем назвать сложные ситуации в семье, одним словом. Ответ: конфликт.
4.Вспомните пословицу: ... и труд все перетрут. Ответ: терпение.
5.О ком говорится в этом четверостишии?
Что бы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
Ответ: мама.
6.Глава семьи (ласково). Ответ: папа.
7.Вспомните пословицу: человек без … всё равно, что дерево без фруктов. Ответ: воспитание.
8.Самые близкие родителям люди. Ответ: дети
9.Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: опора, давление, контроль, защита, ценность, тыл. Ответ: семья.
(за правильные ответы – кирпичики)
3.Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками (мать, отец, дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходуют их сообща. Эти особенности отличают семейный коллектив от любого другого, например трудового.
Каждому из нас нужно такое место, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в вашей семье? Раздаются листы бумаги с заданиями: Как разделяются обязанности в вашей семье? После выполнения задания учащимся предлагается посмотреть, могут ли они взять часть маминых обязанностей на себя. (Каждой группе за участие вручается по кирпичику).
4. Групповая работа над проектом.
- Каждая группа набрала «кирпичики». На некоторых уже написаны слова, остальные нужно подписать. Подумайте, какие кирпичи вы возьмете для строительства своего чудесного дома.
- С чего начинается строительство дома? (с фундамента)
- Подумайте, какой кирпич вы положите в основу дома, в стены, крыше тоже можно дать свое название. (На доске показываю образец)
Учащиеся выполняют практическое задание.
Защита проекта «Дом моей мечты».
4.Заключительное слово учителя.
- Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого вы можете прийти в любое время дня и ночи, когда на пороге вас встретят самые дорогие вам люди. И если есть это в вашей жизни, если мы знаем, что нас любят и ждут, что у нас есть семья, то все остальное ерунда. Ведь все-таки главное в жизни человека – это семья