Детская школа искусств №.1
г.Энгельс Саратовская обл.
Подготовка учащихся к концертному выступлению
Методическая работа
преподавателя фортепиано
Муховой Татьяны Николаевны
Существующая форма проверки успеваемости учеников ДМШ предусматривает несколько зачётов и переводной экзамен. Как помочь ребёнку возможно лучше донести до слушателя то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Многие факторы оказывают влияние на исполнительство. Не говоря уже о музыкальных способностях ученика, имеют значение его физическая и нервная конституция, общий культурный, интеллектуальный уровень. Но решающим, доминирующим фактором является метод обучения музыке.
Публичное выступление есть итог всей системы обучения ребёнка-подростка музыке, где всё взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, слышания, памяти, двигательных навыков, контроль педагога и родителей над режимом домашних занятий.
Если в _ сложном педагогическом процессе были допущены ошибки, то перед "финишем", выходом на эстраду, не помогут никакие увещевания. Стало быть важен весь путь выбора порграммы и кончая поведением на эстраде.
Мы чаще имеем дело с музыкальными детьми и подростками, крайне редко с талантливыми. Воспитуема ли у них способность увлекаться и хотеть? Этот эмоциональный комплекс можно выманить, развивая и воспитывая ряд способностей необходимых для успешного выступления на эстраде. В первую очередь это:
-
творческое воображение;
-
творческое внимание;
-
творческое эстрадное самочувствие.
Остановимся на каждом из них.
Творческое воображение имеет целью развитие его инициативности,
гипкости, ясности и рельефности. Для ученика, воображение которого мало развито, в нотном тексте сказано очень мало; он не умеет ещё читать "между строк". Воспитание воображения — трудная задача, ведь музыкант оперирует лишь звуками и ритмами. Повседневная жизнь не даёт ребёнку готового музыкального материала для воображения. Он нуждается в постоянном приобретении специального музыкального опыта, он должен уметь слушать, слышать и делать отбор, т.е. воспитывать слуховую культуру. Одним из способов развития является работа над музыкальным произведением без инструмента. Им пользовались многие великие музыканты ( Лист, Рубинштейн). Всем известны четыре способа Гофмана разучивания произведения:
-
за ф-но с нотами;
-
без ф-но с нотами;
-
за ф-но без нот;
-
без ф-но и без нот.
2-й и 4-й наиболее утомительны для ума, но зато развивают память и то, что мы называем охватом. Польза работы без инструмента заключается в том, что музыкальное воображение может проявиться с большей гибкостью и свободой. При беспредметном действии волей-неволей приходиться приковывать внимание к самой маленькой составной части большого действия. Большую роль в развитии творческого воображения играют сопоставления и сравнения, они как бы становятся возбудителями фантазии.
Но эти сравнения и сопоставления должны быть эмоционально действенными.
Нередко ученикам советуют представить себе элементы фортепианного изложения в исполнении оркестровых инструментов. Эти сопоставления способны разбудить фантазию исполнителя и повлечь за собой поиски своеобразной фортепианной звучности. Но очень важным для учащихся является не только использовать предложенное педагогом, но и самому искать нужное сравнение, нужный образ. Как только ученик что-то вспомнил или представил себе, создаётся "короткий момент мечтания". Однако самые интересные сравнения ни к чему не приведут, если не найдены средства для воплощения замыслов. Двигательная память( точн. Аппликатура) — особое место. Процесс разбора — самый важный этап в разучивании музыкального произведения. Запас артикуляционных приёмов( legato, staccato, non legato) требует разнообразия и гибкости. Задача педагога — научить ученика включать нужную группу мышц, перестраивая их работу, выключая крупные мышцы и включая мелкие. Развитие творческого воображения находится в прямой зависимости от воспитания внимания.
Сосредоточенное внимание — это центр творчества. Творчество есть, прежде всего полная сосредоточенность нашей полной духовной и физической природы.
Воспитанию внимания должно быть уделено значительное место, чтобы научить ребёнка во время работы ставить перед собой ясные и конкретные задачи. "Играть — значит соображать". В работе над произведением полезно расчленить его на части. Само по себе расчленение ещё не несёт за собой сосредоточенности в работе, но характер работы изменится, если суметь в каждом отрезке поставить нужную и посильную задачу. Такая целевая ориентация направит психическую деятельность играющего в определённое русло и сосредоточит его внимание. Предложить ученику ни на мгновение не забывать о своей задаче и преложить к этому всю свою волю.
Воспитание внимания нуждается в специальных упражнениях.Например:
-
закрыть глаза и сосредоточиться на слуховых восприятиях ( не музыкальных) и затем перечислить слуховые впечатления;
-
дослушать звук до полного затухания в среднем или низком регистре;
-
играя медленную прелюдию с предельной сосредоточенностью следить за переходом одного звука в другой.
Для ребят постарше можно давать более сложные упражнения, например:
-
сыграть гамму в восходящем движении очень медленно, добиваясь постепенного ( обязательно постепенного ) усиления звучности;
-
или сыграть эту же гамму идеально ровно;
-
в расходящемся движении можно правую играть пиано, левую меццо форте и т.д. Отсюда следует вывод: воспитание внимания у учащихся сводится к тому, чтобы научить его во время работы ставить перед собой ясные и конкретные задачи от маленьких до больших.
И наконец, решающее значение для успеха исполнения музыкальных произведений имеет творческое эстрадное самочувствие. Предконцертное и концертное состояние имеет довольно чёткую периодичность со своими психологическими особенностями, позволяющими выделить в них 5 фаз.
1 фаза — это длительное предконцертное состояние.Она не имеет чётких временных границ ,т.к. наступает как только ученик узнаёт о дате выступления. В зависимости от подготовленности к нему волнение возникает с той или иной силой. По мере приближения к установленной дате мысль о концерте всё чаще посещает и будоражит исполнителя. Появляется раздражительность, бессоница.
Всё это усиливается в день концерта и становится болезненно острым - наступает 2 фаза. У некоторых детей изменяется давление, повышается температура. Если не побороть это состояние,то оно будет сопутствовать всегда в аналогичных ситуациях.
Волнение-подъём — это лёгкая эйфория, желание скорее выйти на сцену, это наиболее желательное предконцертное состояние.
Но бывает и волнение-паника, внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, руки потеют и тревога вырастает в страх. Преодолеть это состояние трудно, но можно, если педагог поможет ученику переключить внимание со своего самочувствия на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана.
Волнение-апатия тоже приносит отрицательные результаты, у ребёнка угнетённое и подавленное состояние, когда настойчиво звучит одна мысль — скорее бы всё кончилось.
Но вот наступает время выхода на сцену. Это самая острая и самая короткая фаза — 3 фаза. Ученик остаётся один на один, и педагог уже ничем не может ему помочь. Третья фаза проходит как в тумане и редко остаётся в памяти выступающего. Возможность такого состояния педагогу необходимо предусмотреть, чтобы ученик осознанно выполнял все предконцертные действия. Для этого надо прорепетировать выход к инструменту, расположение стула и прочее. Эти внешние атрибуты помогают возникновению спокойного и делового настроения у выступающего.
4 фаза_это начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, представить себе динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которому вдумчивые педагоги придают большое значение.
Именно темп и звучность наиболее уязвимые стороны для учащихся.Если программа хорошо проработана и предконцертные репетиции закрепили основные детали выступления и поведения, исполнение должно быть устойчивым.
5 фаза к сожалению недооценивается или даже игнорируется многими педагогами. Между тем переживание продолжается ещё довольно долго. Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога. Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным переживаниям.
В чём же причина эстрадного волнения? Известный композитор и педагог Майкапар считал причиной волнения неправильную работу учащихся. Коган видел причину волнения в переоценке своих способностей.Выступление перед публикой — действительно тяжёлое испытание для учащихся, но оно является необходимой проверкой возможностей ребёнка.
В случаях волнения-паники и волнения-апатии возникают отрицательные стороны этого феномена — тревожность, напряжённость, неуверенность памяти, подавленность. Но в чём же причина подавляющего волю страха и тревоги? Ведь концертное исполнение не угрожает ни жизни ни здоровью. Это испытание в сфере социальных отношений. Репетиция в том же зале, но лишённая публики не вызовет такого волнения, как на концерте.В чём же дело? А в том, что в концерте и на экзамене повышается ответственность за свои знания,умения, действия. У учащихся волнение трансформируется в боязнь забыть, напутать.И их трудно убедить,что это не главное. Эстрадное волнение проявляется только в особых условиях, социальных взаимоотношениях.Устранить волнение чрезвычайно сложно, желательно научиться спокойно волноваться.
Учащийся должен черпать свою уверенность в доверии и симпатии к учителю, а они воспитываются благодаря великому терпению и любви к ученику.Индивидуальный подход помогает выявить уровень эиоциональной возбудимости и музыкальности.Способные учащиеся как правило волнуются силнее. В предконцертной работе их возбуждение, приводящее к форсированию звука, ускорению темпов. У менее эмоциональных учащихся, напротив, увеличивать эмоциональную насыщенность. Но главное, чтобы формирование художественного образа доминировало во всеё работе с учащимся, тогда их выступления будут более устойчивыми и успешными.
Но многое зависит и от коллектива педагогов. Так немалое значение имеют организация и само проведение концерта: к ним нужно относиться с максимальным вниманием, поскольку они во многом могут предопределить дальнейший путь ученика. Не допустимы любые разговоры преподавателей во время выступления ученика. Очень важно в самых сложных ситуациях во время концерта сохранять педагогу спокойствие и доброжелательность. Его нервозность легко передаётся учащимся, а иронические реплики и окрик совершенно недопустимы.
Учеников выпускать спокойно, без бравады, и без пренебрежения к слушателям, без подчёркивания ответственности и без подробных наставлений: они могут стать доминантой, объектом притяжения, и камнем преткновения для исполнителя, для которого всё остальное потускнеет — здесь возможны любые срывы!
Педагогу следует держать в поле внимания сильно волнующихся. Обсуждение выступления лучше проводить на следующий день, в спокойной обстановке: что было хорошо, что неудачно. Ленивого ученика утешать за неудачное выступление незачем! Напротив, полезно лишний раз подчеркнуть,что чудес не бывает.
Волнение и взволнованность — однозначны ли эти понятия? Они различны во времени и в эмоциональном их содержании. Волнение кратковременно и вызвано единоличным каким-то действием. Взволнованность — качество, без которого немыслим педагогический труд, качество, которое заражает тех, кого мы учим.
Список литературы
-
-
Г.Нейгауз « Искусство фортепианного исполнительства».
-
Ройзман « Методические записки по вопросам музыкального образования».
-
Яворский « Воспоминания, статьи, письма» том 1
|