Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Лингвистическая сказка.
В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:
- Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие - нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!
Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.
Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
Начнем урок, тема которого…. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке?
Прослушивание сказки, формулировка и запись темы урока «Правописание –з и –с на конце приставок»
· личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
· коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
2.Проблемное объяснение нового материала.
Цель этапа: постановка учебной проблемы урока с мотивирующим приемом.
Понаблюдаем и исследуем.
Почему слова записаны в два столбика?
( Анализируем материал в учебнике).
От каких условий зависит написание –з, -с?
Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.
Чтение слов.
1 столбик – с
2 столбик – з
Формулировка правила
Работа в паре – составление шагов алгоритма; два человека – у доски.
Сигнал выполнения работы – встать около парты (физминутка).
· личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
· регулятивные (целеполагание, планирование);
· логические (анализ, обобщение);
· познавательные (постановка и формулирование проблемы).
3.Первичное закрепление.
Цель этапа: научить при помощи анализа, сравнения и обобщения подводить под понятие.
Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы.
Ребята, вы любите отгадывать загадки? А я люблю их загадывать. Только загадки будут не простые. Посмотри те доску, вспомните тему нашего урока и запишите ответы. Не забудьте выделить орфограмму.
Найдите в данном ряду слов (расческа, рассвет, возраст) «третье лишнее».
Запись слов, графическое обозначение орфограммы.
Поиск слов с приставками на –з, -с, графическое обозначение орфограммы
Анализ словарного ряда, выбор критерия объединения слов в группу
· регулятивные (волевая саморегуляция);
· познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
· коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
4. Физминутка.
А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
Чтение отрывков из стихотворений.
Листья, листья листопад,
Не расчистить школьный сад.
У солнышка есть правило: оно лучи расправило,
Раскинуло с утра. И на земле жара.
Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.
Разбираюсь правильно, как пинать мячи».
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой,
Раздаются три звонка.
Нет, в жизни мне не повезло:
Однажды я разбил стекло.
Поднять вверх руки и делать один хлопок, если слышишь слово с приставкой, оканчивающейся на
–з или -с
5.Самостоятельная работа.
Цель этапа: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
Продолжим нашу работу. Вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А, может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.
Чтение заданий, выбор посильного вида работы; решение задач на применение. Обратная связь: сигнальные карточки
· познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
· личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
· коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание –з, -с на конце приставок» вы подружились, подружились так же, как и герои этого отрывка. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложениями. Составьте предложения так, чтобы получился текст.
Каковы отношения отца и сына?
Найдите ключевые слова в тексте, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями.
Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание
–з, -с на конце приставок».
Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу.
Чтение предложений; составление текста из разрозненных предложений; формулировка темы текста и его идеи.
Повторение алгоритма рассуждения выбора написания –з или –с на конце приставок.
6. Итоги урока.
Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет снова сделать выбор: придумать лингвистическую сказку по данной теме, либо составить задание «Четвертый лишний» с изученной орфограммой.
Запись домашнего задания.
· личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);