Официальный сайт filipoc 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание З и С на конце приставок

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Размещено: Виктория Ивановна Громова - чт, 02/08/2012 - 14:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чорич Ирина Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ ООШ с. Селитьба Хвалынского района
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Краткое описание: 
Урок открытия новых знаний

 

Цели:

1.      познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;

2.      формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

3.      обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;

4.      развивать мыслительные процессы, память, внимание;

5.      воспитание культуры речи.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Цель этапа:

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

 

Лингвистическая сказка.

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

 - Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие - нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на –з и –с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Начнем урок, тема которого…. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке?

Прослушивание сказки, формулировка и запись темы урока «Правописание –з и –с на конце приставок»

·         личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

·         коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

 

2.Проблемное объяснение нового материала.

Цель этапа: постановка учебной проблемы урока с мотивирующим приемом.

 

Понаблюдаем и исследуем.

Почему слова записаны в два столбика?

( Анализируем материал  в учебнике).

От каких условий зависит написание –з, -с?

Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.

Чтение слов.

1 столбик – с

2 столбик – з

Формулировка правила

Работа в паре – составление шагов алгоритма; два человека – у доски.

Сигнал выполнения работы – встать около парты (физминутка).

 

 

·         личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

·         регулятивные (целеполагание, планирование);

·         логические  (анализ, обобщение);

·         познавательные (постановка и формулирование проблемы).

 

3.Первичное закрепление.

Цель этапа: научить при помощи  анализа, сравнения и обобщения подводить под понятие.

Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? А я люблю их загадывать. Только загадки будут не простые. Посмотри те доску, вспомните тему нашего урока и запишите ответы. Не забудьте выделить орфограмму.

Найдите в данном ряду слов (расческа, рассвет, возраст) «третье лишнее».

Запись слов, графическое обозначение орфограммы.

Поиск слов с приставками на –з, -с, графическое обозначение орфограммы

Анализ словарного ряда, выбор критерия объединения слов в группу

·          регулятивные (волевая саморегуляция);

·         познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

·         коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

 

4. Физминутка.

А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

Чтение отрывков из стихотворений.

Листья, листья листопад,

Не расчистить школьный сад.

У солнышка есть правило: оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи.

Разбираюсь правильно, как пинать мячи».

Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

Поднять вверх руки и делать один хлопок, если слышишь слово с приставкой, оканчивающейся на

–з или -с

 

5.Самостоятельная работа.

Цель этапа: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

 

 

Продолжим нашу работу.  Вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А, может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.

Чтение заданий, выбор посильного вида работы; решение задач на применение. Обратная связь: сигнальные карточки

·         познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));

·         личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

·         коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание –з, -с на конце приставок» вы подружились, подружились так же, как и герои этого отрывка. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? У вас на столах лежат полоски бумаги с напечатанными в них предложениями. Составьте предложения так, чтобы получился текст.

Каковы отношения отца и сына?

Найдите ключевые слова в тексте,  которые говорят о том, что отец и сын были друзьями.

Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание

 –з, -с на конце приставок».

Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу.

Чтение предложений; составление текста из разрозненных предложений; формулировка темы текста и его идеи.

Повторение алгоритма рассуждения выбора написания –з или –с на конце приставок.

 

6. Итоги урока.

Цель: организовать фиксацию нового содержания,  изученного на уроке

 

Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет снова сделать выбор: придумать лингвистическую сказку по данной теме, либо составить задание «Четвертый лишний» с изученной орфограммой.

Запись домашнего задания.

·         личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн