Выбор остаться дома или идти в детский сад
Остаться дома или идти в детский сад?
Во все времена дети росли и воспитывались в семьях, вспомните хотя бы дворянское домашнее образование и гувернеров. И только в начале прошлого века, когда женщины стали работать наравне с мужчинами, появилась потребность в детских садах. Но первые заведения для детей были открыты намного раньше.
Из истории появления детских садов
Самое первое дошкольное учреждение было создано в 1813 году в Шотландии английским социологом и педагогом Робертом Оуэном. Оно состояло из яслей для малюток от года до трех лет, школы для детей от трех до пяти лет и площадки для игр.
В 1840 году, в Германии, немецкий педагог Фридрих Фребель открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Подбирая такое наименование, Фребель исходил из того понятия, что дети – это цветы жизни, значит выращивать их должны садоводы.
В 1872 году в Туле появился самый первый российский детский сад для детей от 3 до 7 лет. Он был организован Елизаветой Павловной Смидович в её собственном доме. Она сама же и проводила занятия с ребятами. Её четырехлетний сын и дети родственников стали одними из первых детсадовских воспитанников. Расходы по содержанию учреждения оплачивал муж Елизаветы Павловны — Викентий Игнатьевич.
Через 3 года из-за недостаточности средств сад был закрыт.
Чуть позже, в 1873 году в Санкт – Петербурге, а затем и в других городах России были открыты дошкольные учреждения. В основном, все сады были платными. К 1914 году в стране насчитывалось около 150 детских садов на 4000 детей.
В 1917 году была принята Декларация о бесплатном и доступном общественном воспитании детей дошкольного возраста. К 40-м годам ХХ века в садах уже насчитывалось около 2 миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие садов, целью которых было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.
Делайте выбор
Сейчас у родителей есть выбор, куда отдать ребёнка до школы: государственные детские сад, развивающие центры, кружки и секции для детей.
И если у женщины есть желание и возможность полностью посвятить себя воспитанию и развитию своего ребенка, или на семейном совете принимается решение о «зачислении» в вашу семью няни для ребенка, необходимость в посещении детского сада отпадает. Но при этом у родителей возникает вопрос: не упускает ли что-либо их малыш, находясь на домашнем воспитании.
А те родители, которые выступают (порой вынужденными) сторонниками детского сада, бывает, сомневаются, получает ли их ребенок всё что положено, видя родителей только рано утром, вечером после работы и в выходные.
Ведь ни одна, даже самая замечательная воспитательница не сможет сделать для чужого ребенка то, что смогут дать ему его родные и близкие люди. И основная задача детского сада — обеспечить соблюдение режима дня и минимальную безопасность, организовать игры для детей( виды деятельности по образовательной программе детского сада).
Что хорошего в детском саду?
1. После трех-четырех лет ребенок испытывает потребность в общении с детьми,и ,посещая детсадовский коллектив, ребенок имеет для этого обширные и естественные возможности, учитывая то, что взаимодействовать ему приходится с разными детьми – агрессивными, тихими, шумными, упрямыми и т.п.
Таким образом, ребенок накапливает опыт общения, что в дальнейшем поможет ему быстрее адаптироваться и к школьной жизни. К тому же есть вероятность попасть в один класс со своими детсадовскими согруппниками.
2. Помимо мамы и папы ребенок учится общаться и с другими взрослыми, устанавливать с ними контакты, прислушиваться к их мнению, выполнять их требования.
3. Малыш в саду приучается к режиму, соблюдение которого способствует хорошему физиологическому и эмоциональному развитию. Детсадовские дети становятся более дисциплинированными и понимающими ограничения.
4. В саду у ребенка имеется организованный досуг (игры, прогулки, праздники, различные мероприятия и т.п.). Ребенок получает возможность для систематического интеллектуального и физического развития.
5. Детсадовский ребенок более самостоятелен: сам одевается, ест, убирает за собой игрушки, решает свои проблемы.
Что хорошего в домашнем воспитании?
1. Развитие ребенка, находящегося дома, может быть полностью индивидуальным, более целенаправленным и глубоким. Малыш изучает материал по мере его понимания и «соревнуется» только с самим с собой.
2. Дома ребенок находится в комфортной гармоничной обстановке, окружен любовью, заботой; окружен внимательным уходом и надежным присмотром. Ребенок имеет достаточно времени для общения с родителями.
3. Домашнее питание ребенка можно организовать с учетом его потребностей, вкусовых пристрастий и возможных аллергических «непереносимостей».
4. В домашнем окружении ребенок менее подвержен инфекционным заболеваниям.
5. Режим ребенка может варьироваться и подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка.
6. Ребенок, не посещающий детский сад, имеет возможность проведения более интересного досуга: посещение кружков, театров, музеев, парков, различных детских площадок, совершение прогулок в лесу, хождение в гости и прием гостей у себя дома и т.п.
7. Домашнее воспитание имеет больше возможностей заложить в ребенке культурные понятия и повлиять на становление его личности.
На что следует обратить внимание родителям детсадовских детей
Даже если ваш ребенок посещает детский сад, надо помнить о том, что в первую очередь мы – родители отвечаем за своих детей. Казалось бы, ребенок, находящийся целый день в саду, должен получить там всё необходимое.
Но на практике оказывается, что многое из того, чем «наделяет» ребенка детский сад – приходится потом корректировать в домашних условиях.
• Стрессовое состояние. По началу ребенок испытывает большой дискомфорт от нахождения в детском саду, да и со временем не все дети привыкают к постоянному шуму, большому скоплению ребятишек и строгой дисциплине. В таком случае надо пораньше забирать ребенка из сада, уделять ему как можно больше внимания и времени, но и давать ребенку возможность поиграть самому.
• Подверженность заболеваниям. Начиная посещать детский сад, ребенок испытывает стресс, вызванный новой обстановкой и впечатлениями, организм отказывается противостоять внешним воздействиям и многие дети начинают болеть. Поэтому важно уделить время восстановлению душевного состояния ребенка, а так же закаливающим и оздоровительным мероприятиям.
• Контакт с воспитателями. Расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях вашего ребенка, расспрашивайте их о том, как ваш ребенок проводит день в саду, вместе ищите выходы из создавшихся затруднительных положений.
• Взаимоотношения с детьми – не все дети, даже долгое время, посещая детский сад, умеют общаться, дружить и находить себе друзей. Поэтому учите ребенка находить взаимопонимание с другими детьми.
• Воспитанность ребенка. В садике дети перенимают друг у друга плохие привычки. Поэтому нужно уделять большое внимание нравственному и культурному развитию ребенка, объяснять, как правильно поступать, а как делать нельзя.
На что следует обратить внимание родителям «домашних» детей
На родителей, чей ребенок находится на домашнем воспитании, ложится очень большая ответственность: ведь только от них будет зависеть общение, воспитание, знания, самостоятельность, готовность к школе и жизненный опыт ребенка.
В садике ребенок не испытывает недостатка в общении, поэтому его социализация, альтруизм, дисциплина и т.д. закладываются сами по себе. Если же ребенок воспитывается дома, родителям придется создать специальные условия для развития его личности и выработки необходимых качеств, быть настойчивыми и требовательными.
• Самое главное – полноценное общение со сверстниками. Чаще всего домашние дети, придя в школу, испытывают коммуникативные проблемы именно из-за того, что не привыкли общаться в коллективе. Согласитесь, провести два-три часа за игрой под руководством педагога в детском клубе для ребенка не то же самое, что вместе с другими детьми есть, спать, гулять, делиться игрушками и играть. Детсадовскому ребенку зачастую бывает проще влиться в детское общество, т.к. он уже знает правила взаимодействия с окружающими – где-то надо уступить, подождать, пойти на компромисс, договориться, посочувствовать, а где-то и отстоять свое мнение и независимость. А домашний ребенок, придя в школу, много времени тратит на установление общения и на игры с детьми, потому что ему этого не хватило дома. В результате учеба может уйти на второй план.
• В детском саду дети приобретают опыт общения с посторонними взрослыми людьми – воспитателями и нянечками. Они учатся их уважать, слушаться, просить о помощи, выполнять требования и поручения, соблюдать дисциплину. Домашний же ребенок, который привык только к маме или веселой доброй тёте, в развивающем центре, придя в класс – долгое время может испытывать страх перед учителем.
• В детском саду изо дня в день соблюдаются все режимные моменты. В то время как дома у ребенка чаще всего полная свобода, он не привыкает жить по расписанию. Поэтому ребенку будет трудно подстроиться под строгое школьное расписание и организовать своё время.
• Сравнения с другими детьми – дома ваш малыш естественно самый лучший и самый умный. Но придя в школу, может случиться так, что даже при хорошей подготовке, ребенок растеряется, не сможет сконцентрироваться на заданиях, объяснениях и требованиях учителя; не сможет проявить себя с лучшей стороны или поймет, что есть дети и «поумнее» его. Сравнение себя и своих знаний с другими детьми может быть весьма болезненно для ребенка.
• Находясь в саду, ребенок постепенно вырабатывает иммунитет к различным инфекционным заболеваниям и в старших группах уже практически не болеет. Придя в школу и попадая в постороннюю среду, домашний ребенок может подвергнуться частым простудным и инфекционным заболеваниям. А такими болезнями, как ветрянка, краснуха, свинка лучше переболеть в детсадовском возрасте.
|