«В царстве лекарственных растений»
Проект ориентирован на практическую деятельность детей (5-6 лет) на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической зоны лекарственных трав
Задачи:
Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.
Продолжать работу по обогащению природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Совершенствовать фонематический слух; добиваться четкого произношения звуков, слов.
Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада
Включить родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
Проблема
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Объект исследования: лекарственные растения произрастающие на территории детского сада.
Методы исследования: исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность; словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; ароматерапия; слушание музыки.
Содержание проекта
Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить».
Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе. Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.
Письма лекарственным растениям. «Ты очень красивый цветок, потому что ты – ландыш. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя поливать». (Полина)
«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже будет» (Никита)
«Ты очень жгучая - крапива, наверно у тебя мало друзей. А вот если мы будем с тобой дружить, ты перестанешь «кусаться» (Гоша).
«Именная книга»
Цель- составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.
- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу. Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.
«Открытие лесной аптеки в детском саду»
Цель- знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.
«Команда юных экологов»
Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.
Цель– познакомить детей с уходом за лекарственными растениями.
Ознакомление с художественной литературой
Цель:ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
В. Бианки «О травах»
Р.А.Кудашева «Песенка долгой жизни»
Б. Заходер. Этюд «Дождик и зернышко»
Игры, беседы, загадки по экологии
Цель:обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу. Беседа «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что где растет, когда цветет».
Дидактические игры:«Узнай по описанию». «Цветы и ветерок», «Цветок-имя», «Садовник у нас на участке», «Бал цветов», «Мама, папа, я - моя цветочная семья».
Цель- уметь находить лекарственное растение по словесному описанию.
Игра «Съедобное - несъедобное».
Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.
«Секретный разговор»
Цель — развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка — дошкольника в процессе общения с природой
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность
Цель:развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
«На участке ищем полезные растения»,
« Где лучше посадить растения?»,
«Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)
« Высадка мяты»
Слушание музыки
Цель:Формирование основ музыкальной культуры для детей.
Ю.Антонов « Не рвите цветы»
В.Моцарт «Цветы»
П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
Ю.Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»
М. Протасов «Одуванчики»
Экологические викторины
Цель:систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
Конкурс знатоков «Хочу все знать»
Викторина “Знатоки целебных трав»
«Лекарственное растение поволжья»
«Планета целебных растений»
«Растения - помощники человека»
Список используемой литературы
Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
Занятия с детьми старшего дошкольного влзраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
|