Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



проект "Развитие культуры города Саратова в период губернского правления П.А. Столыпина

Фото пользователя Жанна Александровна Панкратова
Submitted by Жанна Александровна Панкратова on чт, 12/07/2012 - 23:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панкратова Ж.А. - руководитель, Данилкина М. - ученица
Место работы, должность: 

Панкратова Ж.А. - учитель МОУ "СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской обл.", Данилкина М. - ученица 10 класса МОУ "СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской обл."

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> В проекте рассматривается развитие культуры Саратовского края в период губернского правления П.А. Столыпина в 1903-1906 гг., дана попытка рассмотреть деятельность саратовского губернатора не только как политического деятеля, но и как деятеля, заботящегося о развитиии культуры Саратовского края.</p>

 

Проект «Развитие культуры г. Саратова в период губернского правления П.А. Столыпина»

Подготовила: Данилкина М. учащаяся МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской обл.»

Руководитель: учитель истории и обществознания Панкратова Ж.А.

Содержание

Ведение

Глава 1.  П.А. Столыпин – губернатор Саратовской губернии

  1. Назначение
  2. Культурная жизнь: краткий обзор

Глава 2. Культура г. Саратова в 1903-1906 гг.: архитектура

  1. Архитектурные стили н. 20  в.
  2. П.А. Зыбин и его творчество
  3. Церковь «Утоли мои печали»
  4. Глазная лечебница
  5. Клементьев А.Н. и его творчество. Мариинская женская гимназия
  6. Г.Г. Плотников и его творчество. Серафимовский вдовий дом
  7. Салько А.М. Коммерческое училище

Глава 3. Культура г. Саратова в 1903-1906 гг.: живопись

  1. Стили в живописи в н. 20  в.
  2. В.В. Коновалов и его творчество
  3. В.Э. Борисов – Мусатов и его творчество

Заключение

                                                                                                                                           …главным мотивом убийства являлось именно то,

что, по его мнению, Столыпин являлся тем

государственным деятелем, который путём реформ

 и улучшения положения крестьян и рабочих

лишит социалистов возможности вести пропаганду

против существующего государственного строя

и социалисты не смогут захватить в свои руки власть.[1]

(из допроса перед казнью Богрова Д.)

Введение.

1 сентября 1911 г. Д. Богров в театре смертельно ранил премьер-министра России Столыпина П.А.. Смерть Столыпина стала потерей государственного масштаба, т.к. был убит не просто премьер-министр, не просто государственный деятель, не просто человек, муж, отец, но была расстреляна надежда на эволюционное развитие России путём реформ. О деятельности П.А. Столыпина написано немало исследований: его аграрная реформа, попытки решения национального вопроса, подавление революции и т.п. Но, как оказалось, практически нет работ, которые подробно описывали бы, что было сделано для развития культуры края, когда он находился на посту губернатора Саратовской губернии. Поэтому целью своей работы я поставила освятить некоторые вопросы развития культуры Саратовского края в годы пребывания Столыпина П.А. на посту губернатора Саратовской губернии. Задача моей работы заключалась в том, чтобы рассмотреть развитие архитектуры и живописи в 1903-1906 гг.. Сведения по данной теме оказались крайне скудными и малоизученными, во многом противоречивыми (очень много расхождений в датах, определении авторства работ).

По данной теме мною была изучена следующая литература. Книга «Столыпин: Жизнь и смерть: сб. публицистики[2]». Это сборник статей саратовских и московских историков и литераторов, речи Столыпина П.А. в Государственной Думе, воспоминания и свидетельства современников (например, его сына, друзей) и даже тех, кто считал его своим врагом (протоколы допросов убийцы Богрова Д.); материалы из книг «Правда о Столыпине», изданных в США, проекты преобразований Столыпина П.А.. Книга является ценнейшим источником для понимания Столыпина как личности, как человека, как деятеля.      

Также я изучила статью Полежаевой М.С. «Столыпин и народное образование».[3] Данная статья, написанная на основе архивных документов, позволяет составить представление о том, какие меры предпринимались лично губернатором для развития образования в Саратовском крае: строительство учебных заведений, увеличение числа учащихся, улучшение условий обучения, улучшение благосостояния народного учителя и др.

В моих исследованиях мне очень помогла книга Семёнова В.Н. «В старину саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом нашего края».[4] Данный труд является ценнейшим источником для изучения быта и культуры Саратовского края. Живо и образно автор рассказывает о достопримечательностях г. Саратова и людях, творивших эти достопримечательности, сделавших облик города неповторимым и запоминающимся.    

Основательным и скрупулёзным является учебное пособие «История Саратовского края: с древнейших времён до 1917 г.» под редакцией В.П. Тотфалушина.[5] В этом учебном пособии целая глава посвящена культуре Саратовского края к.19-н.20 вв.: народное образование, наука, литература, театральная жизнь, цирк, кинематограф, изобразительное искусство, архитектура. Учебное пособие позволяет составить общее представление о развитии культуры края к.19-н.20 вв. Подобные обширные сведения содержатся и в книгах «Очерки истории Саратовского Поволжья» под редакцией Пороха И.В.[6] и «История Саратовского края с древнейших времён до наших дней» В.Н. Данилова, М.В. Булычёва и др.[7]  Эти труды являются результатом многолетних исследований. В них обобщён предшествующий опыт краеведческих исследований с привлечением многочисленных архивных материалов, написаны доступным языком.

Монография Терёхина С.О. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области[8] помогла мне узнать больше об особенностях стилей, которые представлены в архитектуре г. Саратова.

Также для написания своей работы я активно использовала Интернет-ресурсы[9], где я нашла не только разнообразную полезную информацию, но и многочисленные фотографии как современного г. Саратова, так и фотографии начала 20 в.

Глава 1.  П.А. Столыпин – губернатор Саратовской губернии

  1. Назначение

Столыпин Петр Аркадьевич родился 14 (2 ст. ст.) апреля 1862 г. в Германии в г. Дрезден. После окончания естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета служил в Департаменте земледелия и сельской промышленности, в Министерстве внутренних дел, был Ковенским (ныне г. Каунас, Литва) уездным, а затем губернским, предводителем дворянства, Гродненским губернатором.[10] П.А. Столыпин был назначен саратовским губернатором 16 февраля 1903 г. Известно, что он терпеть не мог карточные игры, не курил, почти не употреблял спиртного,  Современники отмечали его редкостную работоспособность. Входя в многосложную сферу губернских дел, он часто засиживался в своём домашнем кабинете до позднего вечера, а то и на всю ночь. При всей своей внешней строгости и неприступности, П.А. был, несомненно, увлекающейся, темпераментной, и художественно восприимчивой натурой. Он увлекался поэзией, являлся родственником М.Ю. Лермонтова. В его студенческой квартире собирался литературный кружок, где часто бывал поэт Апухтин. Кроме литературы, Пётр Аркадьевич очень любил живопись, неплохо владел кистью сам. Очень тонко чувствовал природу. Оказавшись в Саратовском крае, сразу же был очарован, влюблён в волжскую природу. К этому времени в Саратове, согласно данным путеводителя Безчинского А., изданного в 1903 г. Было около 150 тыс. жителей. В городе работали 150 фабрик и заводов, составлявших его мощный промышленный потенциал. Не уступал Саратов другим губернским городам и по культурно-просветительной части: более 100 учебных заведений, 11 библиотек. 9 периодических изданий. Всё это создавало Саратову славу «столицы Поволжья». Первые шаги нового губернатора были направлены на то, чтобы ещё более упрочить эту славу. В 1903 г. на пересечении ул. Казарменной (Университетской) и Нижней (Зарубина) открыт ночлежный дом на 85 чел. Особенно богат на мероприятия по благоустройству города был 1904 г. Прежде всего Столыпин издаёт распоряжение, где высказывает свою неудовлетворённость состоянием саратовских улиц. Начинается асфальтирование Никольской (Радищева) и Александровской (М. Горького) улиц. На Большой Кострижной состоялись пробные пуски газового освещения. Губернатор выбил для города громадный заём в 965 тыс. руб. на устройство водопровода и мостовых. Начата модернизация городской телефонной сети. Особое внимание Столыпин уделяет строительству учебных заведений, ночлежных домов и городских больниц. Открывается глазная лечебница на углу Братиславской  (Б. Вольская)  и Б.Хмельницкого (Б. Бахметьевская). Престарелые и одинокие женщины нашли приют в Серафимовском доме, открывшимся на углу ул. Мичурина (М. Сергеевская)  и ул. Я. Галана (Провиантская). Петр Аркадьевич был попечителем Саратовской ученой архивной комиссии, Мариинской женской гимназии, Женских коммерческих курсов. Находясь на высоком посту председателя Совета Министров, оказал огромную помощь в открытии университета в Саратове. Это только некоторые из тех крупномасштабных начинаний, которые энергично были притворены в жизнь губернатором Столыпиным, и которые свидетельствуют о его деловой хватке, организаторских способностях, постоянной нацеленности на нужды самых широких слоёв населения. Мирными преобразованиями Столыпину пришлось заниматься в Саратове совсем недолго, т.к. на период его губернаторства в Саратовской губернии пришлись бурные события русско-японской войны 1904-1905  гг. и первой русской революции 1905-1907 гг.[11]

  1. Культурная жизнь

Система Образования при губернаторе П.А. Столыпине развивалась благодаря его личным усилиям. По сведениям  Министерства народного просвещения, в начале века Саратов по расходам на народное образование вышел на 4-е место среди губернских городов Европейской России, уступив лишь Петербургу, Москве и Одессе. Однако это не означало, что проблема образования в городе была решена. По грамотности населения (48 процентов) Саратов был далек от первого места. Свой вклад в систему образования внес также и Петр Аркадьевич Столыпин.  15 июня 1903 г. В центре города, на углу улиц Константиновской (ныне ул. Советская) и Александровской (ныне М. Горького), состоялась торжественная закладка здания Мариинской женской гимназии. В 1904 г. Второе реальное училище приняло первых учащихся. В 1909 году в Саратове открывается университет, первое высшее учебное заведение в губернии. Он был открыт во многом усилиями теперь уже Председателя Совета министров, министра внутренних дел П.А. Столыпина. За открытие университета Саратовское городское управление удостоило П.А. Столыпина звания Почетного гражданина Саратова. При губернаторстве Столыпина также было открыто много школ, гимназий и училищ. До губернаторства Столыпина  в городе существовало 27 начальных училищ с 4626 учащимися. В 1908  было уже 79 начальных школ, которые посещали 9776 детей. Кроме того, в восьми профессиональных школах обучалось 240 человек.[12]

П.А. Столыпин также внёс большой вклад в развитие театральной жизни Саратова.  На саратовской сцене впервые был поставлен ряд современных произведений. Также в Саратов приезжали известные актеры и актрисы.  Несколько лет играл в Саратове Д.М. Карамазов - один из интереснейших представителей  провинциального актерства предоктябрьского десятилетия. Особенно прославился новаторской постановкой в Саратове «Гамлета».  В 1903 и 1904 годах  в Саратове выступала приезжавшая на гастроли В. Ф. Комиссаржевская, выдающаяся русская актриса. Она играла на сцене  Городского театра лучшие свои роли.  14 сентября 1906 года в новом здании открылся Общедоступный театр, проект которого был разработан во времена губернаторства Столыпина. В этот день были поставлены пьесы Островского «Без вины виноватые» и Чехова «Юбилей». В репертуар Общедоступного театра входили произведения Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, Л.Н. Андреева, А.П. Чехова, А.М. Горького. Из зарубежных авторов особой популярностью пользовался В. Шекспир.[13] По договорённости с городским театром здесь давалась опера, когда на Театральной площади шла драма, и наоборот. Лучшие артисты города постоянно появлялись на сцене театра.

Петр Аркадьевич также пропагандировал  музыкальное искусство и музыкальное образование. С каждым годом музыкально- просветительская деятельность Саратовского отделения Русского  музыкального общества становилась более широкой и разносторонней.[14]

Глава 2. Культура г. Саратова в 1903-1906 гг.: архитектура

  1. Архитектурные стили н. 20 в.

В архитектуре города Саратова в н. 20 в. в период губернаторства Столыпина П.А. представлены различные стили. В основном это были классицизм, эклектика и модернизм. Классицизм (от лат. Classicus – «образцовый») именуют последним королевским стилем или «стилем Людовика XVI». Стиль Классицизм взял за основу античность, геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Роскошь декора приобрела в интерьерах Классицизма монументальный и величественный характер, спокойствие и утонченность. Этот стиль создает эффект большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнаты. Симметричность и точность являются отличительными чертами классического стиля интерьера. Цветовая гамма – без резких, смелых, кричащих красок. Подойдут спокойные, нейтральные, но теплые тона: все оттенки коричневого, песочный, оливковый.[15]Орнамент лепного декора: статичность и уравновешенность орнамента с ясными четкими членениями прямых линий, квадратов, прямоугольников кругов, овалов; используются розетки – квадратные, прямоугольные, круглые, овальные; листья аканта, лавра, цветы, пальметки, узлы и петли витых шнуров; резные орнаменты дверей и простенков состоят из повторения несложного мотива – гирлянды из листьев, акант, ионики, олива, атрибуты земледелия (серп, грабли, плетеные корзины), символы любви – факел, целующиеся птички.

Детали стиля:

симметрично-осевые композиции

сдержанность декоративного убранства

геометризм форм, логичность планировки

традиционный цвет – желтый с белым

архитектурные элементы – колонны, полуколонны

единообразие, согласованность, иллюзия гармонии

мебель из натурального дерева (орех, вишня)

стилизация под античные образцы

люстры из хрусталя или дорогого стекла

большие зеркала в центре комнаты или во всю стену[16]

Классицизм рассматривался как направление, ориентирующееся на античное искусство. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, равнение на античные образцы и строгую подчиненность правилам. В эпоху классицизма обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»), которые стали условным обозначением трех правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. Своей долговечности классицизм обязан тем, что писатели этого направления понимали собственное творчество не как способ личного самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Строгий отбор, стройность композиции, набор определенных тем, мотивов, материал действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей-классицистов попыткой эстетического преодоления противоречий реальной жизни. Поэзия классицизма устремлена к ясности смысла и к простоте стилистического выражения. Хотя в классицизме и развиваются активно такие прозаические жанры, как афоризмы (максимы) и характеры, особенное значение в нем имеют драматические произведения и сам театр, способный ярко и органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции.

Коллективной эстетической нормой классицизма является категория «хорошего вкуса», выработанная так называемым «хорошим обществом». Вкус классицизма многословию предпочитает краткость, вычурности и сложности выражения – ясность и простоту, экстравагантному – благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие, которое изображает вещи и людей такими, какими они должны быть в соответствии с нравственной нормой, а не такими, какие они есть в реальности. Характеры в классицизме строятся на выделении одной главенствующей черты, что должно превратить их в универсальные общечеловеческие типы.[17]

Новый этап развития относится к периоду эклектики. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа. В одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое.[18] Внешняя броскость, подчеркнутая необычность первых проявлений эклектики со временем (по мере увеличения их количества) обернулась неким внутренним родством (общей задачей достижения максимального разнообразия). Совокупность сотен этих зданий составила в результате ансамбли практически всех центральных улиц Саратова. Рост городской территории Саратова сопровождался активным строительством, так с 1847 по 1907 гг. число построек увеличилось более чем в два раза. Застраивается ул. Немецкая, продолжает развитие ул. Московская, развивается территория за Глебучевым оврагом (больница Поздеевой). При этом в Саратове проявляется принцип стилевого зонирования – закрепление за определенной территорией зданий конкретной стилистики. Так, псевдоготика прочно закрепилась за ул. Немецкой (здание консерватории, гостиница «Астория»). Эклектика на основе классики – на ул. Московской и здания ул. Соборная, 16, ул. Советская, 53 и Мичурина, 120. Эклектика на основе псевдорусского стиля – за Глебучевым оврагом (больница Поздеевой).[19] При всем кажущемся разнообразии здания, возведенные во второй половине XIX века, угадываются по многим общим признакам: плоскостности фасадов, обилию декора, несогласованности пропорций, равномерности ритма. Следствием «многостилья» эклектики становится равнозначность, взаимозаменяемость деталей и элементов фасадов (в противоположность строгой иерархии классицизма). Ордер утрачивает вес, из композиционной основы здания превращается в одну из многих декоративных форм. Важное отличие эклектики – демократизм, выражавшийся по-разному: в свободе выбора стиля, в разнообразии типов зданий, нередко даже в похожести уникальных и рядовых сооружений. Широко применялись новые материалы – фигурный красный кирпич (стены), железобетон (перекрытия), формированный чугун (решетки, столбы, навесы), стальной прокат (оконные рамы, каркасы световых фонарей), большеразмерное стекло (витрины, витражи). Окна становятся крупнее, светлее, появляются магазинные витрины, над зданиями часто устраивается верхнее освещение. Резко поднимается этажность зданий, как жилых, так и производственных.

На исходе XIX в. в русской культуре заявило о себе «новое», «свободное», современное искусство получившее название «нового стиля», или модерна. Это было время, когда Россия брала мощный разбег во всех областях жизни — в культуре, промышленности, хозяйстве и уверенно вступила в индустриальную эпоху. И вот тогда на этом фоне удивительным, фантастическим цветком расцвел модерн. Он выплеснулся, казалось, прямо из сердца, не желающего примириться со скучным однообразием всего, что окружает человека, что формирует его быт: жилища, мебели, посуды, одежды. Модерн выразил ностальгию по прошлому, по первозданной природе: по прихотливым изгибам виноградной лозы и цветочного стебля, по шершавой поверхности сосновой шишки — словом, по ассиметрии, утраченной в индустриальную эпоху.[20] Города заметно изменились к концу XIX века: они благоустраивались, озеленялись, сооружались водопроводы, появилось электрическое освещение. Основы городского благоустройства, городские черты, атрибуты – мостовые, первые газовые и керосиновые фонари – кое-где появляющиеся в эпоху классицизма, развивались, разнообразились, складывались в цельную систему – городскую среду.[21] Стадия становления модерна в России, его ранний период приходится примерно на 1895-1905 гг. начиная со втор. пол. 90-х гг. ранний модерн под воздействием рационалистических и ретроспективных тенденций развивался в 2 основных, соответствовавших им направлениях . строгий и или рациональный модерн,  для которого были характерны упрощение форм, отказ от декора, типизация наиболее употребляемых решений, во многом подготовил последующий переход к конструктивизму. Второе направление стремилось интерпретировать элементы древнерусской архитектуры или классицизма. Эти ветви модерна получили название «неорусский стиль» и «неоклассицизм». Что же отличает саратовский модерн?

  1. Саратовский модерн не был градоформирующим стилем: он не оказал заметного влияния на планировочный каркас города, как классицизм, и не был основой массива застройки, как эклектика (построек модерна было возведено в Саратове 1,5 – 2 сотни, тогда как эклектики – в 7 – 8 раз больше). Он аккомпанировал целому, акцентировал главное, сообщал утончённый аромат букету городских улиц. В этом он был противоположен, например, Самарскому модерну, который количественно доминировал в этом городе. Смягчая лицо застройки, новый стиль сам обычно корректировался  её контекстом и традициями (например, ансамблями классицизма); поэтому модерн в Саратове относительно сдержан, не амбициозен. Этим же объяснимы широкое распространение и популярность неоклассицизма – одно из ветвей поздней стадии стиля.
  2. Статус Саратова, его вес, как крупного губернского центра, задал опережающее строительство общественных зданий. Например, в Самаре преобладали жилые, в Нижнем Новгороде и Царицыне – торговые постройки.
  3. Нельзя проигнорировать влияние местных архитектурных традиций, в том числе классицизма.
  4. Архитектура руб. 19-20 вв. в Саратове не избежало привнесение качеств, во многом полярных, характерных для 2-х крупнейших школ – петербургской и московской. Главным проводником такого явления было творчество тех проектировщиков, которые получали столичное образование. В Саратове прижились и ограниченно развились общие для стиля качества: лиризм, интимность, камерность особняков, сомасштабность сооружений человеку, их гуманность. По области проявления стиля неизмеримо меньше, чем в Саратове, т.к. как, уже отмечалось, русский модерн не смог (не успел) стать по-настоящему массовым стилем.

Группа саратовских проектировщиков – зодчих – модернистов была довольно большой и разнородной. Среди них – приверженцы петербургской, московской и др. школ. Многие из них использовали в своём творчестве элементы разных стилей. В провинции, где стилевые тенденции в той или иной степени трансформировались, обычно запаздывали по времени, накладывались на местные традиции и представления. Архитектор, проектируя здания, чаще всего не задавался целью построить в каком-либо определённом стиле. Он жил в определёной культурной среде, работал в конкретных условиях, поэтому его собственные взгляды, опыт и образование, традиции места, требования заказчиков и их финансовые возможности, особенности доступных строительных материалов и конструкций и многие другие факторы, взаимодействуя друг с другом, определяли то неповторимое, единственно возможное архитектурное решение.[22] Модерн стремился стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. Если в столичном Петербурге одним из самых распространенных типов архитектуры «нового стиля» был доходный дом, а в Москве, по традиции, ведущим остался частный особняк, то в Саратове модерн преуспел в возведении крупных общественных зданий: торговых домов, контор, типографий, банков, которые отличались от  особняков и других камерных построек масштабами и характером архитектуры. С конца XIX в. Саратов активно развивается, по численности населения — это третий город России в ее нынешних границах, после Петербурга и Москвы, крупный торгово-промышленный центр Поволжья. Архитектура стала пространством для многообразно и сложно развивающейся жизни Саратова рубежа двух веков. Вместе с ростом города росли и его архитекторы, среди них были приверженцы петербургской, московской и некоторых других школ, местные и приезжие из других городов, последовательные проводники стиля и мучительно ищущие себя в творчестве.[23] В годы губернаторства Столыпина П.А. творили такие известные архитекторы, как Зыбин П.М., Клементьев А.Н., Г.Г. Плотников, Салько А.М..

  1. П.А. Зыбин и его творчество
  2. Церковь «Утоли мои печали»

Петр Митрофанович Зыбин родился в 1857 году в селе Ордатово Стерлитамакского уезда Нижегородской губернии - в семье крепостного крестьянина-скорняка. Мальчик учился в церковноприходской школе, когда у него обнаружились способности к рисованию. Несколько лет он провёл в иконописной школе при Троицко - Сергиевской лавре города Загорска. Переехал в Москву, где учился живописи, затем учился в Санкт-Петербурге в Академии художеств, которую закончил с серебряной медалью. Ему было предложено место старшего архитектора технического отдела РУЖД в Саратове. В 1903 году архитектор заканчивает проект церкви-часовни при архиерейском доме. Часовня называлась "Утоли мои печали". Архитектура ее несла в себе черты знаменитого храма Василия Блаженного - луковка над главным шатром, окружающие его восемь витых куполочков, башенки боковых пристроек, овалы отделки на скате крыши. Стиль архитектора-отражение духа времени, времени утверждения в градостроительстве рационального и лаконичного направления, именуемого модерном. Строгость, деловитость, целесообразность - при определенных декоративности, изысканности - вот характерные черты сооружений Зыбина. В них просматривается впечатляющая основательность, академичность, выражающиеся в безупречности, чистоте, ясности, совершенстве предлагаемых линий и форм. Построена часовня в 1906 году "тщанием и иждевением" преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицинского, бывшего управляющим Саратовско-Царицынской епархией с 1903 по 1912 годы. Это была домовая церковь Владыки, чьи покои находились рядом - в здании, ныне занимаемом духовной семинарией.

Архитектурные особенности: с одной стороны, здание имело традиционный («под 17 век») вид культовой постройки, включая композицию фасада и плана, большинство элементов и деталей. Исключительно важное значение приобретает в этом случае характер заказа (и заказчик). Как известно, Гермоген был ярым противником всякого рода новаций, поэтому, вероятно, П. Зыбин уже с самого начала был поставлен в жесткие рамки требований заказчика (относительно типа храма, количества главок, их формы и т.п.). Архитектору необходимо было также учитывать соседство архиерейского жилого дома и, главным образом, торговых рядов. Архитектор справился с задачей блестяще, храм удачно вписался как в застройку архиерейской усадьбы, так и в ансамбль центра, завершив треугольник храмовых вертикалей Новой Соборной площади.[24]

  1. Глазная лечебница

В конце 19-начале 20 столетия в Саратове, как и в других городах России, появляются первые медицинские учреждения для оказания специализированной медицинской помощи. Архитектором одного из них стал Зыбин П.М. По инициативе выпускника Петербургской медико-хирургической академии Михаила Федоровича Волкова на деньги и субсидии крупных торгово-промышленных заведений г. Саратова, а также пожертвования богатых горожан было построено здание глазной больницы по образцу одной из лучших лечебниц г. Мадрида. 2 ноября 1904 г. глазная больница попечительства о слепых Императрицы Марии Федоровны на 30 коек начала принимать больных, оказывая консервативную и хирургическую помощь людям с заболеваниями глаз. За год с момента открытия через больницу прошло около 500 больных. Заведующим новой лечебницей стал М.Ф. Волков. Здание получилось не только изящным, но и прочным. До сих пор оно является действующим, глазная клиника является одной из ведущих в РФ.[25]

  1. Клементьев А.Н. Мариинская женская гимназия

Клементьев Александр Николаевич родился в 1852 году в Орловской губернии в дворянской семье. Окончил Санкт-Петербургскую (2-ю) гимназию в 1869 году, поступил в Строительное училище, которое окончил в 1874 году со званием архитекторского помощника и правом на чин Х класса.Был определен младшим инженером Строительного отделения Витебского губернского правления. В 1876 году назначен там же младшим архитектором, и с 1877 года - губернский архитектор. В течение 12 лет (1878-1890) был Епархиальным архитектором при Витебской Духовной консистории. Летом 1895 переведен из Витебска в Саратов на должность губернского инженера. С 1897 - второй городской инженер-архитектор. В Саратове жил до 1916.[26] Автор зданий 2-ой мужской гимназии и Мариинской женской гимназии.

Век XIX перевалил уже свою вторую половину и мир клокотал достижениями и открытиями в самых разных областях развития. Наконец, и в России настал день, когда не только в мечтах, но и в яви прозвучало: «На женщину стали смотреть как на существо, призванное свершать в своей сфере столь же великую человеческую службу, как и служба мужская; от женщин стали ожидать великого, могучего, благотворного влияния на судьбы будущих поколений человеческих, и возник вопрос о воспитании и образовании не женщины-дворянки, не женщины-мещанки или купчихи, а женщины-человека». И мысль эта все чаще находила сторонников – уже в том году родилось желание создать школу для девицы, которая, с одной стороны, не отрывала бы ее от семьи с ее нуждами и потребностями, горем и радостями, а с другой стороны, дала бы девице познания общечеловеческие, обладая которыми она могла бы с пользою подвизаться на всяком поприще, какое пошлет ей судьба.[27]

Здание было построено в конце 19 века на улице Никольской для Мариинской женской гимназии, помещавшейся здесь долгое время. С переводом гимназии в новое помещение (угол Александровской и Константиновской), городские власти передали это здание вновь организованным Женским коммерческим курсам. Было решено объединить два учебных заведения – Елизаветинское училище и Мариинскую гимназию — и построить для них новое здание на месте сгоревшего здания Елизаветинского училища. Для Мариинской женской гимназии в 1905 году архитектором А.Н. Клементьевым построено прекрасное задание на углу улиц Александровской и Константиновской (в настоящее время здесь располагается Саратовский авиационный колледж). Этот добротный кирпичной кладки дом с выполненным в русском стиле «теремным» фасадом, где размещается Саратовский авиационный техникум, до сих пор является одним из самых приметных зданий в городе. В учебном плане Мариинской гимназии были следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, естествоведение, начало педагогической гигиены, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия, гимнастика и «танцевание». При открытии гимназии число воспитанниц составляло 87, а 1-ого января 1866 года — уже 126. Их социальный состав был различен. Например, в 1865 году в 7-ом классе обучалось 13 дочерей мещан, три дочери священников, две дочери купцов, две дочери крестьян, одна дочь солдата. Однако по большей части и в сер. 19 и в н. 20 вв. девочки были из состоятельных семей, так как за обучение нужно было платить значительную сумму.[28]

Формой гимназисток было коричневое платье с фартуком и бантом на шее. Цвет банта определялся классом: в младшем седьмом носили красный, в шестом - зелено-голубой, в пятом - ярко-зеленый, в четвертом - розовый, в третьем - голубой, во втором - желтый, в первом (старшем) – сиреневатый бант. На бантах были металлические анаграммы - СМЖГ.[29]

  1. Г.Г. Плотников. Серафимовский вдовий дом

Попечительство основано в 1879 г. В его ведении находились: домовая Тито-Серафимовская церковь (освящена в 1910 г.), Серафимовский вдовий дом и Богадельня Св. Тита. Средства для содержания состояли из поступлений членских взносов; процентов с имеющихся капиталов; от взносов за содержание призреваемых; кружечного сбора, пожертвований от частных лиц и учреждений.[30] «Серафимовский вдовий дом» был построен и открыт в 1904 году на углу Малой Сергиевской и Провиантской улиц (ныне ул. Мичурина и Провиантская). В простонародье дом назывался еще «Вдовий дом Тита Чудотворца». По другим данным, дом был построен архитектором Георгием Герасимовичем Плотниковым в 1909 году. Церковь при богадельне построена и освящена в 1910 году. В надстроенном виде здание сохранилось до наших дней и является памятником архитектуры.[31] Штат причта храма состоял из одного священника. В ранние советские годы новой властью богадельня и храм были закрыты. Здание было частично перестроено, появились два новых верхних этажа. Сохранившее большей частью исторический облик в наши дни оно занято магазинами и жилыми квартирами.)[32]

  1. Салько А.М. Коммерческое училище

Салько Алексей Маркович (1839—1918) — архитектор, внесший большой вклад в архитектуру Саратова. А. М. Салько родился в 1839 г. в Полтаве, в семье городского прокурора. Учился в Полтавской гимназии, затем в Петербургском строительном училище. В 1862 г. окончил училище, после чего переехал в Саратов. В 1870—1914 гг. занимал должность городского архитектора. В 1915 г. Алексей Маркович тяжело заболел и спустя три года скончался. Был похоронен в Саратове, однако местоположение могилы до сих пор неизвестно.[33] В своей работе Салько А.М. придерживался стиля эклектика. Отдавая должное деловой целесообразности возводимых зданий, архитектор заботился и о внешней привлекательности домов, украшая фасады орнаментами, барельефами, меандрами. Почерку Алексея Марковича свойственны ненавязчивые ритмы полуколонн, разделяющих высокие, закругленные вверху окна, полуовальные наличники, изящные консоли, оригинальные рельефные карнизы и панели. В обликах некоторых зданий Салько чувствуется традиционно русский мотив, влияние отечественной архитектурной школы: затейливые орнаменты из кирпича, декоративные карнизы, веселые кокошники, башенки - что-то от старинных боярских палат, от расписной новгородской избы, от знаменитой кремлевской зубчатки. За время своего пребывания на должности городского архитектора, по самым скромным подсчетам, Салько подготовил проекты 120 крупных зданий, а кроме того, проектировал склады, дамбы, мосты, бойни, руководил устройством канализации, расширением водопровода, выполняя и мелкие проекты по надстройке и расширению домов. Бурная деятельность Алексея Марковича захватывала и уездные города и деревни, где по его замыслам возведено множество церквей - каменных и деревянных. В связи с этим в одном из номеров "Саратовского дневника" за 1902 год упоминается, что городской архитектор "мотается по губернии, проводя в Саратове два дня в неделю".[34] Поражает работоспособность Алексея Марковича. Работал архитектор в основном дома, в своем рабочем кабинете, где была установлена чертежная доска, а на письменном столе красовались стаканчики с остро отточенными карандашами, лежали угольники, лекала и прочий чертежный инструмент. Книжные шкафы и ящики стола были забиты справочниками, пособиями, трудами по архитектуре и строительству. Перу городского архитектора принадлежит несколько небольших трудов специального характера. В Саратове были изданы его руководства к устройству церквей, больниц, школ.[35]

До глубокой старости Алексей Маркович продолжал работать. Последнее здание, проект которого он подготавливал, было выстроено в год ухода Салько с поста городского архитектора. К этому времени Алексей Маркович имел за плечами пятьдесят один год непрерывного напряженного труда. Заявление об отставке Салько подал в 1914 году, будучи уже семидесятишестилетним стариком. Специальным решением управы определено "сохранить 1-му городскому архитектору его жалованье 4000 рублей в год в качестве пенсии, выдать 1000 рублей на лечение и за исключительные заслуги Салько повесить его портрет в помещении думы". Помимо редкой работоспособности и таланта, Алексей Маркович отличался большой добротой, человечностью, порядочностью. Он был необыкновенно скромен, честен, мягок и отзывчив. Невысокого роста, с лукавым прищуром светло-голубых глаз, седой шевелюрой и бородой, умным интеллигентным лицом, одетый обычно в черную суконную пару при белой рубашке и неизменной бабочке - таким представляется нам сегодня наш замечательный земляк Алексей Маркович Салько. В 1915 году он тяжело заболел и через три года скончался от кровоизлияния в мозг восьмидесяти лет от роду. Похоронен он был в Саратове, но место его захоронения до сих пор не установлено.

Архитектурное наследие Алексея Марковича столь значительно, что даже простое перечисление всех его работ составит длинный список. Саратов обязан этому человеку целым рядом великолепных зданий, некоторые из которых украшают городские улицы вот уже более века. И здания эти все так же радуют глаз и выполняют замысел их создателя. Учебные корпуса, школы, больницы, гостиницы, управления, жилые дома прошли самую серьезную из проверок - проверку временем. Это ли не свидетельство одаренности специалиста, который проектировал свои сооружения не в угоду сиюминутной конъюнктуры, но в расчете на долговременное их назначение, на вечные понятия красоты и гармонии?[36]

На пороге XX века саратовское купечество уже переходило на новые условия ведения дел, для которых требовалось большое количество обученных работников, которых, однако, никто не готовил. Вот почему первые классы Саратовского коммерческого училища были открыты спешно в 1900 году в здании Общества купцов и мещан, не дожидаясь строительства собственного помещения. К тому времени в России уже имелось несколько десятков коммерческих училищ не только в губернских, но и в крупных уездных городах. В отличие от гимназий и реальных училищ Министерства народного просвещения коммерческие училища находились в ведении сначала Министерства финансов, а затем — Министерства торговли и промышленности. В годы, когда П.А. Столыпин был губернатором, Салько было построено Коммерческое училище в 1905 г. на Константиновской улице – ныне институт механизации сельского хозяйства. Купечество не поскупилось: место откупило дорогое, престижное, рядом с Митрофаньевским базаром и будущим Крытым рынком. Мимо шла линия конки, впоследствии трамвая, и быстро доехать сюда можно было из любой части города. Для того времени это было одно из самых больших городских учебных заведений в три этажа. Светлые просторные классы, много подсобных помещений в цокольном этаже. Фасад здания гармонично декорирован красивым обрамлением окон, рельефными деталями, восемью полуколоннами, ажурными балконами и парадным подъездом с небольшим портиком и широкой лестницей.

Также по плану и смете архитектора А.М. Салько к прежнему объему товарной биржи для саратовских купцов за два строительных сезона был достроен новый блок, который позволил расширить здание в сторону часовни, и в конце 1904 года были открыты новые операционные залы. А.М. Салько, расширяя здание, развил и его идею “быть достойным в ансамбле первых”. Первоначальный замысел Ф. Шустера заключался в подчинении декора биржи ведущим архитектурным темам соседних, более представительных и значительных построек, и, прежде всего, боголюбовского музея. Биржа просто и естественно заняла свое, словно пред уготованное ей место. И хотя считается у специалистов, что композиционное единство, — во-первых, а уж стилевое — во-вторых, определяет ансамбль, — вся застройка центрального (между Ново-Соборной и Театральной площадями) отрезка Никольской улицы выстроилась за одну последнюю четверть XIX века. Выстроилась в едином ключе, общем масштабе, ритме, кажется, даже одной рукой. Облик Никольской определила эклектика.

 

В 1918 году здание биржи было отдано под солдатский, а затем красноармейский клуб. После перевода клуба в особняк бывшего Дворянского собрания в годы нэпа возродилась биржа, уступившая свое место рабфаку. В 1935 году в этом Доме открылся исторический факультет Саратовского университета, находившийся здесь до 1999 года, когда был переведен в новый корпус. Ныне здание занимает Поволжская Академия Государственной Службы. Деревянная пристройка почтовой конторы, к сожалению, не сохранилась.[37]

Глава 3. Культура г. Саратова в 1903-1906 гг.: живопись

  1. Стили в живописи в н. 20  в.

В н. 20 в. в русской живописи господствовал реализм - передвижничество. Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма - убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности.[38] Начиная с 1820 этот термин определял всю живопись,  обратившуюся к  изучению  природы  и  сюжетам из повседневной жизни и тем самым противопоставившую себя неоклассицизму и  романтизму. Реализм в историческом  смысле не создал ни школы,  ни живописной концепции,  но социалистический  и  гуманистический порыв, подтолкнувший нескольких художников после  революции  1848 отобразить в своих  произведениях   политические доктрины,  был  воспринят как манифест. Русские  художники - Крамской,  Перов,  Репин и другие члены «Товарищества  передвижных  художественных выставок» взывали зрителя к социальной действительности, «просвещали» своего зрителя.[39] Реализм является исторически конкретной формой художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. XIX в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).[40]

  1. В.В. Коновалов и его творчество

Открытие в Саратове художественного музея оказало влияние на культурную жизнь Саратова. Заметно оживилась выставочная деятельность. Если до открытия музея за 10 лет были организованы 4 художественные выставки, то последующее десятилетие их было уже 15. В залах музея продолжали экспонироваться выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Одна из таких выставок происходила во время губернаторства  Петра Аркадьевича Столыпина. Эта выставка называлась «Алая роза» — художественная выставка прошедшая в апреле-мае 1904 года в Саратове в колонном зале Саратовского Дворянского собрания (угол ул. Московской и Соборной). Инициаторами выставки были учащиеся МУЖВЗ Павел Кузнецов и Пётр Уткин. Ещё в конце 1890-х годов Павел Кузнецов и Пётр Уткин объединили вокруг себя группу единомышленников. Вскоре после объединения их группа получила наименование Алая роза, причём роза была выбрана как символ чистоты и целостности. На выставке экспонировались работы художников Анатолия Арапова, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Сергея Судейкина, Николая Феофилактова. Почётными участниками стали М. А. Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов. На выставке также экспонировалась майолика из мастерской в Абрамцево.[41]

У истоков саратовской школы стоял Василий Васильевич Коновалов (род. в 1864 г. в Петербурге — умер в 1908 г. в Екатеринбурге). В 1878–1882 учился в ИАХ в Петербурге. За учебные задания в 1880 был награжден малой серебряной медалью. В 1881 окончил курс наук, в следующем году получил звание неклассного (свободного) художника. С 1882 жил и работал в Саратове. В 1890 был удостоен звания классного художника 3-й степени за картину «Уснули». Принимал участие в выставках ИАХ и ТПХВ. Занимался преподавательской деятельностью: в 1882–1898 вел рисование в Александро-Мариинском реальном училище, в начале 1890-х — в Мариинском институте благородных девиц, в 1898–1906 — в Мариинской женской гимназии.[42] Давал частные уроки. Под его руководством  начинали заниматься живописью В.Э. Борисов- Мусатов, П.В. Кузнецов,  Корнеев и другие, ставшие потом профессиональными художниками. Сам Коновалов В.В. по своим идеалам и стилистике близок был к передвижникам. Он отразил новые стороны социальной  действительности. Расцвет его творчества пришелся на 1890-1900-е годы. Картины В.В. Коновалова стали появляться на столичных выставках. До самой смерти художник был убежденным реалистом, по своим идеалам и стилистике близок к передвижникам. Он отражал новые стороны социальной действительности. В Саратовском художественном музее экспонируется первая значительная произведение Коновалова В.В. картина «Нашли»: сына, ушедшего в город на заработки родители (старик крестьянин и старуха мать) нашли в гробу в покойницкой. Эта картина была показана на 20 выставке передвижников  и отмечена известным критиком В.В. Стасовым. В картинной галерее Вольского музея выставлено большое полотно Коновалова В.В. «Хлысты» с показом хлыстовского радения. Хлысты – старая религиозная секта, известная также под названием «христоверы». В этом произведении художественный язык достигает большой силы.[43]

  1. В.Э. Борисов – Мусатов и его творчество

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни. Рисовал он лет с шести. Родители с пониманием отнеслись к увлечению сына. "Около Саратова, - вспоминал художник впоследствии, - на Волге есть остров. Этот остров называется Зеленым. В детстве он был для меня чуть ли не "Таинственный остров". Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой". Пустынным был не только берег, довольно "пустынной" - несмотря на отмечаемую всеми мемуаристами живость и общительность - была, похоже, и жизнь мальчика-инвалида. Точнее, "мечтательной". Такая мечтательность бывает плодотворной - она помогает сначала внимательно взглянуть внутрь себя, а потом - не менее внимательно - на окружающий мир. Взглянуть и обнаружить в нем то, чего никто не замечал. Истоки будущих "грез" Борисова-Мусатова нужно искать в его детстве. Равно как и любовь к голубому и зеленому. Одиннадцатилетним подростком он поступил в Саратовское реальное училище. Там ему повезло с учителями рисования - особенно с недавним выпускником петербургской Академии В. Коноваловым, который сразу же заметил необыкновенные способности Мусатова и подвигнул его к серьезным занятиям живописью. Именно в домашней студии Коновалова юный художник познакомился с современным изобразительным искусством и получил первые по-настоящему профессиональные уроки. В самом реальном училище Мусатов долго не задержался; уже в 1884 году он покинул его. Следующие его шесть лет саратовской жизни внешне достаточно однообразны, но при этом полны важной внутренней работы самоопределения. В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства», но не был принят ими. И в целом так и не был ни понят и ни оценён современниками. С 1898 год жил в основном в Саратове и в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии, а с 1903 — в Подольске и Тарусе. В 1901 г. он пишет «Гобелен». В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры, cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. Природа и человек в его картинах так органично слиты, что возникает ощущение особой естественности, первозданности бытия. В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) - ясное, спокойное по настроению произведение - и "Призраки" (1903, ГТГ) - мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Зубриловский парк с женскими тенями превращается у художника в туманное мистичное видение: вибрирующие, тающие очертания, блеклые, потухающие краски. Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева. Борисов-Мусатов, живший в эпоху торжествующей "общественности", художественных революций и всеобщего разброда, словно не слышал ее скрежетов,- он творил свой идеальный мир, проникнутый тихой музыкой. Борисов-Мусатов был близок к символизму, мечтавшему строить жизнь по законам искусства, но художник ничего не "строил", он именно "жил", «дышал» искусством. Работам Борисова-Мусатова свойственен удивительный мелодизм. Его принципы - использование плавной линии, приверженность к определенным цветовым сочетанием, "плоскостность" живописи, погружение зрителя в атмосферу поэтической медитации.[44]

Заключение

В советский период деятельность Петра Аркадьевича оценивалась во многом отрицательно, сейчас – положительно. Перед потомками он предстаёт то как «душитель» революции и прогрессивных идей, автор «столыпинских галстуков», то как «спаситель» и «благодетель» России. Но, по-моему, деятельность Столыпина нельзя оценивать однозначно положительно или отрицательно. Очень слабо в литературе освещена его деятельность как чиновника, который беспокоился не только о политической стабильности или благосостоянии простых людей, но заботился и о культурном, духовном развитии общества, смотрел в будущее, что останется потомкам, какой предстанет губерния в их воображении. Цель моей работы как раз и была попытка собрать воедино калейдоскоп событий, отрывочных данных, заметок, чтобы показать на примере архитектуры – «застывшей музыки» в камне и на примере живописи развитие культуры края в 1903-1906 гг., когда губернатором Саратовской губернии был П.А. Столыпин. С этой целью я рассмотрела в 1 главе некоторые мероприятия по улучшению жизни и быта горожан, события в театральной и музыкальной жизни, изменения в сфере образования; во 2 главе я изучила здания и жизнь архитекторов, которые творили в данный отрезок времени; 3 глава была посвящена художникам и их творчеству в 1903-1906 гг. Выполнение целей и задач моей работы осложнялось не только тем, что очень мало сведений по данной теме и их приходилось собирать по крупицам, зачастую они противоречивы, отрывочны, неполны, а также время губернаторства Столыпина П.А. в Саратовской губернии составлял небольшой промежуток времени и был достаточно непростым и напряжённым в политическом отношении (русско-японская война 1904-05 гг., революция 1905-07 гг.). 

В октябре 1913 г. в Саратове был открыт Музей памяти П.А. Столыпина, в котором в результате двухлетней работы было собрано около 100 экспонатов. Благодарные потомки сохранили память о Столыпине. Часть сохранившихся экспонатов этого музея в настоящее время находится в Саратовском областном краеведческом музее. В 1996 г. в селе Столыпино (бывшее Калинино) Балтайского района Саратовской области был установлен бюст П.А. Столыпина. В 1997 г. в Саратове был открыт Культурный центр имени Столыпина, занимающийся пропагандой жизни и государственной деятельности П. А. Столыпина, популяризацией его государственного опыта. 17 апреля 2002 г. в г. Саратове на площади перед зданием Областной Думы, носящей имя П.А. Столыпина, был установлен его памятник (скульптор В.М. Клыков). В этом же году Поволжской академии государственной службы было присвоено имя П.А. Столыпина.[45]

Закончить свою работу мне хотелось бы отрывком из выступления 1 февраля 1911 г. в Государственном Совете П.А. Столыпина: «Член Государственного Совета Н.А. Зиновьев указал на пример, который мне хорошо знаком, на Ковенскую и Саратовскую губернию, говоря, что Саратовская губерния богата, по сравнению с Ковенской, только лишь, может быть, поджогами и актами хулиганства. Я на это скажу, что, знаю эти две губернии, и могу подтвердить, что Саратовская губерния богаче и больницами, и школами».[46]

Список использованной литературы

  1. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. – Саратов ООО «Приволжское издательство», 2008.
  2. История Саратовского края: с древнейших времён до 1917 г.: Учебное пособие для 7-9 классов школ всех типов/под общ. ред. В.П. Тотфалушина. – Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга». 1996. 
  3. Очерки истории Саратовского Поволджья. Т.1.: С древнейших времён до отмены крепостного права / Под. Ред. И.В. Пороха. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, ИИЦ АО «Заволжье» . 1993.
  4. Полежаева М.С. Столыпин и народное образование. //Памятники истории, культуры и архитектуры г. Саратова./ Комитет по культуре администрации г. Саратова, МУК «Культурный центр им. Столыпина П.А.». – Саратов: МУК «Культурный центр им. Столыпина П.А.». 2006.
  5. Семёнов В.Н. В старину саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом нашего края. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга». 1993.
  6. Столыпин: Жизнь и смерть: сб. публицистики/ Сост. А. Серебренников, Г. Сидоровнин – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991.
  7. Терёхин С.О. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. – Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1990.

Интернет-ресурсы

  1. http://dekorator-s.ru/klassicizm
  2. http://minzdrav.saratov.gov.ru/about/history.php
  3. http://www.licey.net/lit/slovar/klassisizm
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эклектика_(архитектура)
  5. http://www.refsru.com/referat-1193-1.html
  6. http://lifeinsaratov.ru/kultura-2/arxitektura-saratova/mir-russkogo-moderna.html  http://www.sarrest.ru/tourism/arx/as12.html
  7. http://www.sarrest.ru/tourism/arx/as08.html
  8. http://www.lien.ru/children/saratov/sovet.htm
  9. http://www.ruzgd.ru/saratov/005.shtml
  10. http://saratov.rusarchives.ru/putgaso/0005/f____989_.htm  http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/seraphim_bogadel.htm
  11. http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/person/salko.htm
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Алая_роза_(группа_художников)
  13. http://artinvestment.ru/auctions/2160/biography.html
  14. http://www.bestreferat.ru/referat-213640.html
  15. http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr3/224.htm
  16. http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/person/salko.htm
  17. http://tourbina.ru/common/photo/35106/folder/
  18. http://www.photo-apex.com/html/galery/p_sity/sity011.htm

 

 



[1] Столыпин: Жизнь и смерть: сб. публицистики/ Сост. А. Серебренников, Г. Сидоровнин – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991. С.30-31

[2] Столыпин: Жизнь и смерть: сб. публицистики/ Сост. А. Серебренников, Г. Сидоровнин – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991.

[3] Полежаева М.С. Столыпин и народное образование. //Памятники истории, культуры и архитектуры г. Саратова./ Комитет по культуре администрации г. Саратова, МУК «Культурный центр им. Столыпина П.А.». – Саратов: МУК «Культурный центр им. Столыпина П.А.». 2006. С. 29-31

[4] Семёнов В.Н. В старину саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом нашего края. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга». 1993. С. 169.

[5] История Саратовского края: с древнейших времён до 1917 г.: Учебное пособие для 7-9 классов школ всех типов/под общ. ред. В.П. Тотфалушина. – Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга». 1996.  С. 366-370.

[6] Очерки истории Саратовского Поволджья. Т.1.: С древнейших времён до отмены крепостного права / Под. Ред. И.В. Пороха. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, ИИЦ АО «Заволжье» . 1993.

[7] История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. – Саратов ООО «Приволжское издательство», 2008.

[8] Терёхин С.О. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. – Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1990. С. 86-89

[9]http://dekorator-s.ru/klassicizm;http://minzdrav.saratov.gov.ru/about/history.php;http://www.licey.net/lit/slovar/klassisizm;http://ru.wikipedia.org/wiki/Эклектика_(архитектура);http://www.refsru.com/referat-1193-1.html;http://lifeinsaratov.ru/kultura-2/arxitektura-saratova/mir-russkogo-moderna.html;http://www.sarrest.ru/tourism/arx/as12.html;http://www.sarrest.ru/tourism/arx/as08.html;http://www.lien.ru/children/saratov/sovet.htm; http://www.ruzgd.ru/saratov/005.shtml;http://saratov.rusarchives.ru/putgaso/0005/f____989_.htm;http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/seraphim_bogadel.htm;http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/person/salko.htm;http://ru.wikipedia.org/wiki/Алая_роза_(группа_художников); http://artinvestment.ru/auctions/2160/biography.html;http://www.bestreferat.ru/referat-213640.html;http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr3/224.htm; http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/person/salko.htm; http://tourbina.ru/common/photo/35106/folder/;http://www.photo-apex.com/html/galery/p_sity/sity011.htm

[10] http://minzdrav.saratov.gov.ru/about/history.php

[11] Столыпин: Жизнь и смерть: сб. публицистики/ Сост. А. Серебренников, Г. Сидоровнин – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991. С.7-11.

[12] Полежаева М.С. Столыпин и народное образование.//Памятники истории, культуры и архитектуры г. Саратова./ Комитет по культуре администрации г. Саратова, МУК «Культурный центр им. Столыпина П.А.». – Саратов: МУК «Культурный центр им. Столыпина П.А.». 2006. С. 29-31.

[13] История Саратовского края: с древнейших времён до 1917 г.: Учебное пособие для 7-9 классов школ всех типов/под общ. Ред. В.П. Тотфалушина. – Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга». 1996.  С. 366-370.

[14]Семёнов В.Н. В старину саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом нашего края. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга». 1993. С. 169.

[15] http://dekorator-s.ru/klassicizm

[16] http://dekorator-s.ru/klassicizm

[17] http://www.licey.net/lit/slovar/klassisizm

[18] http://ru.wikipedia.org/wiki/Эклектика_(архитектура)

[19] http://www.refsru.com/referat-1193-1.html

[20] http://lifeinsaratov.ru/kultura-2/arxitektura-saratova/mir-russkogo-moderna.html

[21] http://www.refsru.com/referat-1193-1.html

[22] Терёхин С.О. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. – Саратов: Приволж. Кн. Изд-во, 1990. С. 86-89.

[23] http://lifeinsaratov.ru/kultura-2/arxitektura-saratova/mir-russkogo-moderna.html

[24] http://www.sarrest.ru/tourism/arx/as08.html

[25] http://minzdrav.saratov.gov.ru/about/history.php;http://www.sarrest.ru/cultura/so/so112.html

[26] http://www.sarrest.ru/tourism/arx/as12.html

[27] http://www.ruzgd.ru/saratov/005.shtml

[28] http://www.lien.ru/children/saratov/sovet.htm

[29] Семёнов В.Н. В старину саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом нашего края. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга». 1993. С. 328.

[30] http://saratov.rusarchives.ru/putgaso/0005/f____989_.htm

[31] http://www.sarrest.ru/tourism/arx/pa136.html

[32] http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/seraphim_bogadel.htm

[33]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EB%FC%EA%EE,_%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E9_%CC%E0%F0%EA%EE%E2%E8%F

[34] Семёнов В.Н. В старину саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом нашего края. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга». 1993. С. 219-230.

[35] http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/person/salko.htm

 

[36] http://saratov.rusarchives.ru/putgaso/0005/f____989_.htm

[37] http://www.sarrest.ru/tourism/arx/pa024.html

[38] http://ru.wikipedia.org/wiki/Реализм_(живопись)

[39] http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr3/224.htm

[40] http://www.bestreferat.ru/referat-213640.html

[41] http://ru.wikipedia.org/wiki/Алая_роза_(группа_художников)

[42] http://artinvestment.ru/auctions/2160/biography.html

[43] История Саратовского края: с древнейших времён до 1917 г.: Учебное пособие для 7-9 классов школ всех типов/под общ. ред. В.П. Тотфалушина. – Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга». 1996.  С. 384-385.

[44]http://smallbay.ru/k-dictionary.html; http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%F0%E8%F1%EE%E2-%CC%F3%F1%E0%F2%EE%E2,_%C2%E8%EA%F2%EE%F0_%DD%EB%FC%EF%E8%E4%E8%F4%EE%F0%EE%E2%E8%F7

[45] http://minzdrav.saratov.gov.ru/about/history.php

[46] Столыпин: Жизнь и смерть: сб. публицистики/ Сост. А. Серебренников, Г. Сидоровнин – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991. С.11.

 

Прикрепленный файл Size
история.pptx 9.71 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн