Мастер-класс по теме: "Интерактивное обучение - один из основных приемов формирования прочных орфографических и пунктационных навыков"
Submitted by Татьяна Ивановна Лойко on чт, 05/07/2012 - 13:50
Обучающее занятиепо применению интерактивных форм в преподавании русского языка.
Тема:«Интерактивное обучение – один из основных приемов формирования прочных орфографических и пунктуационных навыков».
Цель:распространение опыта среди педагогов.
Задачи:
Познакомить с научно-теоретическим обоснованием распространяемого опыта;
Расширить представления об интерактивных формах и методах работы;
Способствовать осознанию педагогами собственных возможностей в применении предлагаемой методики.
Организация пространства:
занятие проводится в кабинете русского языка, на Iэтапе занятия – работа с педагогами, на IIэтапе – открытый урок с учащимися 7 класса, на IIIэтапе – работа с педагогами.
Ознакомление с основными интерактивными приемами формирования у учащихся прочных орфографических и пунктуационных навыков.
IIБлок – наглядно-демонстрационный
Открытый урок в 7 классе
Тема: Комплексное повторение. Правописание н и нн в разных частях речи, правописание предлогов и союзов; пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Цель: Систематизировать теоретические сведения о предлоге и союзе.
Задачи:совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; способствовать формированию «языкового чутья»; расширять словарный запас; развивать речь в единстве нравственного, интеллектуального и речевого аспектов; воспитывать способность сопереживать, понимать и воспринимать поэзию слова; углублять межпредметные связи (русский язык, литература).
Оборудование урока: демонстрационный экран, компьютер (тема урока, цель, эпиграф даются через компьютер), учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 класс» В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» под редакцией С.Н. Пименовой. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. 2012 г. Под редакцией Н.А. Сениной.
Методическое обоснование урока:весь используемый на уроке языковой материал (поэтический и проза) способствует обретению учащимися культуры чувств, культуры души, культуры языка и является единым источником нравственного, интеллектуального и речевого развития учащихся.
Ход урока
Организационный момент
Целевая установка
Учитель читает стихотворение – эпиграф к уроку (на экране).
Устная речь
…Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
В. Шефнер
Вопрос: Как смысл стихотворения соотносится с вашим пониманием значения речи в современном обществе?
- Так можно ли было бы обойтись без служебных частей речи?
- Что мы знаем о предлоге как служебной части речи?
- Как влияют предлоги на форму слов, с которыми они употребляются? (был дом, был в доме)
- Как отличить предлог от приставки?
- Расскажите о предоставлении производственных предлогов.
- Что такое союз?
- Расскажите о сочинительных союзах. Какие из них выражают отношения соединения, какие - противопоставления, какие являются разделительными?
Приведите примеры.
На экране стихотворение «Хлеб» А. Сийга.
Хлеб!
Это будни и праздник.
Хлеб!
Это – сказка и явь.
Это – пшеничное море, неодолимое вплавь.
Небо колышут комбайны, как на волне корабли…
Хлеб – это жизни основа,
Это основа Земли.
- Определите, для чего служит «и» в этом тексте.
- Есть ли в этом стихотворении еще союзы?
- К какой группе он относится?
- Для чего служат подчинительные союзы?
- На какие разряды делятся подчинительные союзы?
3.2. Подведение итога работы по систематизации теоретического материала.
3.2.1. Показательный ответ учащегося.
Вывод учителя:знания союзов крайне важны для выяснения природы синтаксических сцеплений слов и предложений в речи, различных видов зависимости между ними.
Повторение орфографии и пунктуации.
Диктант.
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем раскинулась и переспела спелая рожь.
Около меня солнце еще светила – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала зловеще торжественной громадой на целой половине небосклона.
(И.С. Тургенев)
Задание:выделить все имеющиеся орфограммы и пунктограммы.
Работаете сообща в парах. Объясняете все, что выделели графически.
Диктант.
Мшары – это заросшие в течение десятилетий озера. (К. Паустовский) Вследствие холодного климаиа эти острова покрыты в продолжение всего года толщами льда и снега. (С. Обручев) Впоследствии я буду еще иметь много случаев поговорить о здешней охоте. (И. Тургенев)
Задание:объяснить написание предлогов.
Спишите, раскрывая скобки, объясните написание.(Работа в парах, индивидуальные разноуровневые задания). На экране:
3 3
(От)того я смелый, что чувствую свою правоту. Нет ничего, что(бы) он не знал по-настоящему. Я то(же) стараюсь все знать. Сегодня сделай больше,
3
за(то) завтра будет легче.
Используя данные схемы, составить диктант на правописание н и нн в разных частях речи. Обозначить указанные орфограммы.
Роль деепричастий в речи.
Обращаемся к предложениям, которые уже звучали (на экране):
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублева.
«Мозговой штурм»:
Анализируется синтаксическая роль деепричастий (признак действия), пунктуация, грамматика в предложениях с деепричастными оборотами.
Диагностическое тестирование по русскому языку. 9 класс.
Вариант 1 – А6. Вариант 2 – А6.
Вариант 1 – Б1. Вариант 2 –Б1.
(Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. 2012 г. Под редакцией Н.А. Сениной. стр. 106)
Домашнее задание:
Выпишите из произведений художественно-публицистической литературы предложения с употреблением союзов; объясните их правописание; сделайте морфологический разбор двух союзов; повторите параграфы 146-150.
Задание: дайте сигнал, если в предложении на слух обнаружите подчинительный союз.
Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель и падают снежинки на тихую, задумчивую ель. И трава зеленеет сквозь иней, и рябина сквозь иней горит. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.