Закреплять навыки анализа художественного произведения.
Эпиграф: Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего раненого и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина спасала жизнь, мир спасала? Была матерью, дочерью, женой, сестрой и СОЛДАТОМ? Поклонимся низко ей, до самой земли, её великому МИЛОСЕРДИЮ!
С.Алексиевич.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне;
Звукозапись песни Б Окуджавы «Мы за ценой не постоим»
Ход урока:
1)Вступительное слово учителя.
66 лет назад закончилась Великая Отечественная война, унесшая более 20 миллионов жизней. Такова цена победы. 1418 дней длилась она. И все, кто любил Родину: мужчины, женщины, дети – все вносили посильный вклад, приближая заветный день – День победы – «праздник со слезами на глазах.»
Сегодняшний урок внеклассного чтения мы назвали «У войны не женское лицо» . Его задача – перелистать избранные страницы известной лирической повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», постичь, осознать великий подвиг женщины-солдата.
Когда мы произносим слово «женщина», в нашем сознании возникают и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Женщина дает жизнь, оберегает ее, слова «женщина» и «жизнь» -синонимы.
Но на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом.
Документы свидетельствуют: всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин, а просилось на фронт еще больше.
Каждая из них могла сказать о себе так же, как и героиня стихотворения Ю.Друниной:
-2-
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Обратившись к страницам повести «А зори здесь тихие…» попробуем представить, какими они были, девчонки 41-го.
2) Беседа с учащимися.
- С каким чувством вы читали книгу? Какое впечатление ы вас осталось?
- Почему же трогает, задевает эта история?
Я думаю, что причина в том, что произведение написано боевым солдатом, который сам хорошо знает, что такое война. Посмотрите на портрет писателя. Б.Васильев признавался : «Война переехала и через меня, и если не запахала , не искалечила, не задушила, тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Она во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще – особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня.»
- Тема войны – одна из главных в творчестве Б.Васильева, кадрового военного. Может, вы читатели или хотя бы слышали о других его произведениях, посвященные ей?
- Где и когда происходили события? Какую войну показывает Б.Васильев?
В Карелии на 171 разъезде. Войну «позиционную»
- А каким словом характеризует писатель жизнь на разъезде?
«Курорт»
- Что мы узнаем о коменданте разъезда? Почему, описывая Васкова, автор выделяет определение «хмурый»? Чем был недоволен старшина Васков?
- Как разрешились его проблемы?
2 взвода зенитчиц
-3-
- Какое состояние испытывает Васков?
Чувство неловкости: как вести себя с русокосыми солдатами в юбках.
- Как складываются отношения зенитчиц и Васкова?
- Как девушки несли службу? Прочитайте об этом в тексте.
-Одна из ключевых фраз в произведении: последняя фраза: женщины на войне –«это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений»
Не женское дело – стрелять, убивать.
Довел, стало быть, фашист Россию, если уж и девки за винтовки ухватились, -
с горечью и болью думает Васков.
- Ну а теперь давайте поближе познакомимся с девичьим воинством.
- Обратили ли вы внимание на то ,что автор после общей характеристики зенитчиц использует прием детализации и показывает пять девичьих характеров – пять человеческих судеб. Кто эти девушки? Какие они? Почему оказались на фронте?
Инсценированное чтение фрагментов повести.
Наташа Андреева (Рита)
Вика Елина (Женя)
Таня Лебская(Лиза)
Наташа Хахулина (Соня)
Катя Белкина(Галя)
- Читая книгу и слушая девочек, вы не могли не прийти к выводу: какие они разные. Но что их объединяет?
Счет к фашистам. У каждой свой. Но, помимо мщения, в них говорил патриотизм.
- Кто обнаружил фашистов в расположении? Как это случилось?
- Какое решение принимает Васков?
«Ловить, пока далеко не ушли»
- Через какие испытания прошли девушки, преследуя фашистов? Как изменилась ситуация?
16 фашистов
-4-
- Что предпринимают девушки и Васков?
«Ну, девчата, орлы вы у меня.»
- Послав Л. Бричкину за помощью, Васков надеялся, что «самое страшное – позади.» Но он ошибся: самое страшное было впереди…
- Как развивались события дальше?
Впервые касается их черным крылом смерть: гибнет С.Гурвич.
Стр.86
Хороня Соню, Васков думает: «Могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом».
- Смерть Сони потрясла всех, особенно Галю. Как они себя ведет?
- Рита обвиняет ее в трусости, Васков защищает. Кто из них прав? Кто поддерживает Васкова?
- Почему Васков берет с собой в разведку именно Галю?
- После гибели Гали Васков хочет увести фашистов от оставшихся в живых девушек. Спасло его болото. Но здесь он узнает, что Лиза погибла – помощь не придет.
Прочитайте, о чем думает Васков.
Стр. 107
- Прочитайте как Васков встретился с девушками. Обратите внимание на речь героя. Смертельно раненная Рита посылает его на помощь к Женьке, а Женя жертвует собой, спасая Риту и Васкова.
Вот такие они были, девушки и юноши 40-х.
- Почему Васков, оставшись один, выиграл бой?
Таков финал повести.
Прочитав ее, вы узнали о том, как труден был путь к Победе.
Очень часто она представляется «очи проплакавшей»,все снесшей, все вынесшей, потерявшей своих дорогих сынов и дочерей русской женщиной.
Давайте почтим память не вернувшихся с войны минутой молчания. И пусть каждый из вас запомнит слова:
Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего раненого и чужого
-5-
раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина спасала жизнь, мир спасала? Была матерью, дочерью, женой, сестрой и СОЛДАТОМ?
На: Урок внеклассного чтения на тему: "У войны не женское лицо..
Ваша работа имеет огромное значение в воспитательной работе! Спасибо, Татьяня Михайловна