Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок внеклассного чтения на тему: "У войны не женское лицо..."

Фото пользователя Татьяна Михайловна Панкратова
Submitted by Татьяна Михайловна Панкратова on чт, 05/07/2012 - 11:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панкратова Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия № 2

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p class="rtejustify"> Предметом анализа на уроке стала повесть Б. Васильева &quot;А зари здесь тихие...&quot;, воспитательное значение которой трудно переоценить.</p>

Урок внеклассного чтения на тему: «У войны не женское лицо»

(по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)

Цель: прививать интерес к  чтению художественных произведений об историческом прошлом, о Великой Отечественной войне;

Учить чувствовать красоту слова, постигая прочитанное;

Закреплять навыки анализа художественного произведения.

Эпиграф:   Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего раненого и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку  и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина спасала жизнь, мир спасала? Была матерью, дочерью, женой, сестрой и СОЛДАТОМ? Поклонимся низко ей, до самой земли, её великому МИЛОСЕРДИЮ!

С.Алексиевич.

 

Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне;

Звукозапись песни Б Окуджавы «Мы за ценой не постоим»

Ход урока:

1)Вступительное слово учителя.

     66 лет назад закончилась Великая Отечественная война, унесшая более 20 миллионов жизней. Такова цена победы. 1418 дней длилась она. И все, кто любил Родину: мужчины, женщины, дети – все вносили посильный вклад, приближая заветный день – День победы – «праздник со слезами на глазах.»

   Сегодняшний урок внеклассного чтения мы назвали «У войны не женское лицо» . Его задача – перелистать избранные страницы известной лирической повести  Б.Васильева «А зори здесь тихие…», постичь, осознать великий подвиг  женщины-солдата.

   Когда мы произносим слово «женщина», в нашем сознании возникают и другие слова:  сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Женщина дает жизнь, оберегает ее, слова «женщина» и «жизнь» -синонимы.

   Но на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом.

   Документы свидетельствуют:  всего за годы войны в различных родах войск на фронте  служило свыше 800 тысяч женщин, а просилось на фронт еще больше.

   Каждая из них могла сказать о себе так же, как и героиня стихотворения Ю.Друниной:

-2-

                                   Я ушла из детства в грязную теплушку,

                                   В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

                                   Дальние разрывы слушал и не слушал

                                   Ко всему привыкший сорок первый год.

 

                                   Я пришла из школы в блиндажи сырые,

                                   От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

                                   Потому что имя ближе, чем «Россия»,

                                   Не могла сыскать.

   Обратившись к страницам повести «А зори здесь тихие…» попробуем представить, какими они были, девчонки 41-го.

2) Беседа с учащимися.

 - С каким чувством вы читали книгу? Какое впечатление ы вас осталось?

 - Почему же трогает, задевает эта история?

   Я думаю, что причина в том, что произведение написано боевым солдатом, который сам  хорошо знает, что такое война. Посмотрите на портрет писателя. Б.Васильев признавался : «Война переехала и через меня, и если не запахала , не искалечила, не задушила, тяжесть ее все равно  невозможно сбросить с плеч. Она во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще – особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня.»

 - Тема войны – одна из главных в творчестве Б.Васильева, кадрового военного. Может, вы читатели или  хотя бы слышали о других его произведениях, посвященные ей?

 - Где и когда происходили события? Какую войну показывает Б.Васильев?

  В Карелии на 171 разъезде. Войну  «позиционную»

 - А каким словом характеризует писатель жизнь на разъезде?

«Курорт»

 - Что мы узнаем о коменданте разъезда? Почему, описывая Васкова, автор выделяет определение «хмурый»? Чем был недоволен старшина Васков?

 - Как разрешились его проблемы?

2 взвода зенитчиц

-3-

    - Какое состояние испытывает Васков?

Чувство неловкости: как вести себя с русокосыми солдатами в юбках.

 - Как складываются отношения зенитчиц и Васкова?

 - Как девушки несли службу? Прочитайте об этом в тексте.

-Одна из ключевых фраз в произведении: последняя фраза: женщины на войне –«это самое невероятное,  несочетаемое сочетание явлений»

Не женское дело – стрелять, убивать.

 

Довел, стало быть, фашист Россию, если уж и девки за винтовки ухватились, -

с горечью и болью думает Васков.

 - Ну а теперь давайте поближе познакомимся с девичьим воинством.

 - Обратили ли вы внимание на то ,что автор после общей характеристики зенитчиц использует прием детализации и показывает пять девичьих характеров – пять человеческих судеб. Кто эти девушки? Какие они? Почему оказались на фронте?

Инсценированное чтение фрагментов повести.

Наташа Андреева (Рита)

                                                      Вика Елина (Женя)

                                                      Таня Лебская(Лиза)

Наташа Хахулина (Соня)

                                                      Катя Белкина(Галя)

 - Читая книгу и слушая девочек, вы не могли не прийти к выводу: какие они разные. Но что их объединяет?

Счет к фашистам. У каждой свой. Но, помимо мщения, в них говорил патриотизм.

 - Кто обнаружил фашистов в расположении? Как это случилось?

 - Какое решение принимает Васков?

«Ловить, пока далеко не ушли»

 - Через какие испытания прошли девушки, преследуя фашистов? Как изменилась ситуация?

16 фашистов

-4-

  - Что предпринимают девушки и Васков?

«Ну, девчата, орлы вы у меня.»

 - Послав Л. Бричкину за помощью, Васков надеялся, что «самое страшное – позади.» Но он ошибся: самое страшное было впереди…

 - Как развивались события дальше?

Впервые касается их черным крылом смерть: гибнет С.Гурвич.

Стр.86

 Хороня Соню, Васков думает: «Могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом».

 - Смерть Сони потрясла всех, особенно Галю. Как они себя ведет?

 - Рита обвиняет ее в трусости, Васков защищает. Кто из них прав? Кто поддерживает Васкова?

 - Почему Васков  берет с собой в разведку именно Галю?

- После гибели Гали Васков хочет увести фашистов от оставшихся в живых девушек. Спасло его болото. Но здесь он узнает, что  Лиза погибла – помощь не придет.

Прочитайте, о чем думает Васков.

Стр. 107

 - Прочитайте как Васков встретился с девушками. Обратите внимание на речь героя. Смертельно раненная Рита посылает его на помощь к Женьке, а Женя жертвует собой, спасая Риту и Васкова.

Вот такие они были, девушки и юноши 40-х.

 - Почему Васков, оставшись  один, выиграл бой?

Таков финал повести.

Прочитав ее, вы узнали о том, как труден был путь к Победе.

   Очень часто она представляется «очи проплакавшей»,все снесшей, все вынесшей, потерявшей своих дорогих сынов и дочерей русской женщиной.

    Давайте почтим память не вернувшихся с войны минутой молчания. И пусть каждый из вас запомнит слова:

   Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего раненого и чужого

-5-

раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку  и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина спасала жизнь, мир спасала? Была матерью, дочерью, женой, сестрой и СОЛДАТОМ? 

Прикрепленный файл Size
Урок внеклассного чтения на тему.doc 39.5 KB


На: Урок внеклассного чтения на тему: "У войны не женское лицо..


Ваша работа имеет огромное значение в воспитательной работе! Спасибо, Татьяня Михайловна

 



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн