Submitted by Елена Александровна Жидилёва on Tue, 03/07/2012 - 11:35
Ход урока
I.Организация урока
Проверка готовности обучающихся к уроку
II. Изучение нового материала.
Объяснение учителя о назначении и видах одежды.
Учитель.По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на плечевые и поясные. Сами названия говорят, что плечевые – это изделия, которые держатся на плечах, а поясные – на талии.
Юбки составляют самую большую группу поясных изделий.
Главная цель нашего урока – научиться различать конструкции юбок по крою и силуэту(3 слайд).
Юбки – неотъемлемая часть женской одежды, они никогда не исчезнут из женского гардероба. Фасоны юбок могут меняться в зависимости от моды и со временем, но всегда, всегда юбки будут неизменно популярны!
Юбку носят в комплекте с блузкой, водолазкой, жилетом, жакетом, она может служить частью платья, пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков(4 слайд).
Историческая справка
Юбка – это поясной вид одежды. По толковому словарю С. И. Ожегова, юбка представляет собой женскую одежду от талии книзу.
Но она не всегда была такой(5 слайд).
Учитель. Сейчас я хочу предоставить слово экспертным группам, который изучали конструкции юбок разных времен».
1 экспертная группа (три человека) сопровождают свой рассказ слайдами своей презентации: Мы изучали конструкции юбок средних веков XIV–XVI. И вот, что выяснили.
Первоначально в средние века юбкой называли, присборенное у горла одеяние, длинной до колен, обычно подпоясанное. (1слайд)
Носили такое одеяние, как мужчины, так и женщины. И только в 15 веке женская готическая юбка разделилась на лиф и собственно юбку в современном понимании.(2слайд)
В течение последующих веков юбки претерпевали различные изменения. Так в 16 веке – это массивная, неподвижная, тяжеловесная конструкция из нескольких металлических кругов, которые покрывались тканью. (3 слайд)
В начале 18 века юбку делали стёганной на вате, на китовом усе. Такая конструкция, тоже была не из лёгких. Мы представили себе как нелегко приходилось женщинам того времени (4 слайд).
2 экспертная группа (три человека) сопровождают свой рассказ слайдами своей презентации: Наша историческая область изучения конструкций юбок ограничивалась XVII–XVIIIвеками. Для этого времени характернаюбка панье (фр. «корзина») - это юбка, которую натягивали на деревянные обручи или на китовый ус, сплюснутая спереди и сзади. (1слайд)
Родина панье – Англия, в 1718 г. Панье вошло в моду во Франции. Конструкции этих юбок достигали таких размеров, что пройти в дверь дамы могли только боком. Тогда стали делать обручи на шарнирах. Садясь в карету, или проходя в дверь, юбки складывали, как мы складываем зонтик, чтобы войти в лифт.(2слайд)
В испанской же моде было принято надевать под верхнюю юбку несколько нижних. И в период Тринадцатилетней войны с временным выходом из моды кринолинов количество нижних юбок увеличивается, особенно во Франции. (3 слайд)
XVIIIвек изменяет отношение к дамской нижней одежде: она становится подчёркнуто эротичной. Это касается, в первую очередь нижней юбки, необыкновенно женственной и кокетливой в этот период. Верхняя нижняя юбка, которая бывает, видна из-под платья, шьётся из шёлка и украшается кружевом. (4 слайд).
Во второй половине19 века на смену кринолину приходит нижняя юбка с оборками и подушка – турнюр. Это искусственное подчёркивание той части женского тела, о которой не принято говорить в приличном обществе получило название «искусственный» или «парижский зад». Юбка держалась на каркасе из изогнутых обручей и сзади была богато украшена воланами, лентами, бахромой, сборками и бантами. (5 слайд)
3 экспертная группа (три человека) сопровождают свой рассказ слайдами своей презентации: Мы изучали конструкцию русских юбок.
В русской деревне юбки появились не раньше середины19 века.Их шили из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске.(1слайд)
Деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. Телесная полнота означала для крестьянской девушки здоровье. Поэтому девушки «на выданье» надевали на себя по нескольку юбок, чтобы казаться толще – полнота для них была всё равно, что красота. Полным девушкам хватало 2-3 юбки, отличавшиеся худобой, натягивали на себя 4-5 юбок сразу. (2 слайд)
Учитель. Экспертные группы поработали замечательно, в ходе поиска материала к уроку сами узнали много нового и донесли до нас. Мы узнали, какие конструкции были у юбок в прошлом, сейчас поговорим о современных.
По конструкции отличают три основных покроя юбок: прямые, клиньевые и конические.
По силуэту юбки бывают: прямые, зауженные книзу и расширенные
(слайд 9).
Прямые юбки(слайд 10).
Как правило, состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, она может иметь разрезы, различные складки, сборки, кокетки, карманы и т. д.
При моделировании её можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой.
Клиньевые юбки(слайд 11).
Состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу. Количество клиньев может быть как чётным, так и нечётным.
Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бёдер, а ниже линии бёдер образуются равномерные фалды.
Застёжка располагается в боковом шве, если количество клиньев чётное, и – находится сзади при нечётном числе клиньев.
Конические юбки(слайд 12).
Самые простые по конструкции, так что их чертежи можно строить прямо на ткани, без лекал.
Коническая юбка, как правило, не имеет вытачек и обычно по конструкции может быть одношовной или двухшовной, в зависимости от ширины используемой ткани и модели.
В зависимости от степени расширения их делят на клёш, колокол, «солнце» и «полусолнце».
Линии талии, бёдер и низа этих юбок на чертеже - части окружностей.
Учитель задаёт вопрос детям:«Как вы думаете, от каких факторов будет зависеть выбор ткани для юбки?»
Предполагаемые ответы детей:« От погоды, от сезона»; «От возраста того, кто будет её носить»; «От назначения: домашняя или праздничная»;
«От комплекции человека»
Учитель:«Молодцы! Правильно!» (13 слайд)
III. Повторение пройденного материала
Учитель. Давайте с вами вспомним, какие виды ткани подойдут для юбки, которая будет носиться в тёплое время года?
Учитель показывает 15 слайд презентации с ответами. И уж если, мы вспомнили с вами о тканях, давайте ответим на вопросы теста на повторение темы «Волокна»
(16 слайд)
Волокна растительного и животного происхождения относятся к:
а) искусственным
б) синтетическим
в) натуральным
(17слайд)
Волокна кенафа, джута и конопли относятся к волокнам:
а) химическим
б) растительным
в) животным
(18слайд)
Природный цвет волокон шерсти бывает:
а) белый
б) чёрный
в) коричневый
г) оранжевый
(19слайд)
Поверхность у шёлковых волокон:
а) гладкая
б) шероховатая
в) пушистая
Ученики отвечают на тестовые задания в рабочей тетради.
IV. Введение межпредметных сведений
Учитель: «И, уж если мы заговорили с вами о волокнах, то вот какой интересный факт из жизни нашего города мне хочется вам рассказать. Оказывается в нашем городе, была фабрика по производству шелковых волокон»
Вот послушайте, как описывал наш город академик И. Лепёхин: (20 слайд)
«Город Саратов можно почесть за один из лучших волжских провинциальных городов…
В нём находится соляная и рыбная пристань, кожевенные заводы, канатная, шляпная и шёлковая фабрики. Для последней из оных, расстоянием от города в верстах пяти, при подошве Лысых гор заведён обширный сад с тутовыми деревьями, которые бьющими из гор ключами орошаются». С тех времён осталась в нашем городе Шелковичная улица.
И вот ещё один исторический факт(21 слайд):
Главной отраслью мануфактурного производства в Саратове было производство канатов, верёвок и прочих снастей, необходимых для волжского судоходства. Для этого использовались волокна конопли. Оставшиеся при производстве отходы конопли (костра) выбрасывались около фабрики. Поэтому образовавшиеся здесь, позднее улицы получили название Большая и Малая Кострижные (ныне это улицы Сакко и Ванцетти и Пушкина).
Были в Саратове и суконные мануфактуры.
V. Изучение нового материала (2 часть)
Учитель показывает 22 слайд: «К готовой одежде, в том числе и к юбкам, предъявляются определённые требования: гигиенические, эксплуатационные, эстетические.
Давайте разберёмся, в чём они заключаются?»
Гигиенические требования: (23 слайд)
Предъявляются к одежде для нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. Гигиеничность одежды выражается в способности впитывать влагу – гигроскопичности; пропускать воздух – воздухопроницаемости; удерживать тепло тела – теплозащитности.
Эксплуатационные требования:(24слайд)
В процессе носки одежда испытывает различные деформации и нагрузки: одни участки одежды растягиваются, другие сжимаются, трутся и т.д. Одним из важных эксплуатационных требований является продолжительность носки одежды (износостойкость). Длительность срока эксплуатации зависит от условий носки изделия, свойств ткани, её качества и вида обработки.
Эстетические требования: (25 слайд)
Всякая одежда должна быть красивой и соответствовать моде. Следует стремиться к тому, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.
При создании одежды вообще, и юбок в частности, нужно учитывать особенности телосложения и внешности человека, его возраст.
Учитель: Особые нагрузки наша одежда испытывает во время физкультминутки!
Внимание!( На время проведения физкультминутки мультимедийная система и нетбук выключаются)
Предлагаю несколько простых упражнений, которые я делаю с детьми на уроках технологии:
1. Энергичная ходьба на месте, при которой надо широко размахивать руками и высоко поднимать колени (1 – 1,5 мин.) Это упражнение тонизирует основные мышечные группы, усиливая кровообращение.
2.Стоя, руки на талии, выполняются повороты туловища с разведением рук в стороны. На поворотах – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторите 5 – 6 раз в течение 1 мин. Это упражнение тонизирует косые мышцы спины, усиливает кровообращение.
3.Упражнение на развитие моторики рук. Соедините указательный палец правой руки с большим пальцем левой руки, А указательный палец левой – с большим пальцем правой. И меняйте их как можно быстрее. Попробуйте проделать такое упражнение с каждым пальцем на руках.
4. Зарядка для глаз: попросите учащихся глазами нарисовать восьмёрки, сначала по часовой стрелке, потом – против. Пусть это упражнение они проделают восемь раз. Очень полезно часто – часто поморгать и затем зажмуриться.
VI.Актуализация знаний
Задания для закрепления изученного материала
( Учащиеся выполняют индивидуальные задания в рабочих тетрадях. Если мастер- класс проводится в кабинете информатики, то на компьютерах, в группах.)
Задание 1. (26 слайд)
Используя слова для справок, выберите подходящие значения классификации юбок.
Назначение юбок______________________________________
В этом задании необходимо по предложенному описанию модели юбки, нарисовать её эскиз.
«Юбка клиньевого покроя, состоящая из шести клиньев. Плотно облегает талию и бёдра, а к низу сильно расширяется. Средние передний и задний клинья – цельнокроенные, а все боковые – с подрезами наискосок ( то есть, состоящие из двух частей). Направление подрезов на боковых клиньях – от линии колен до середины бедра. Юбка сшита из синей облегчённой шерстяной ткани. Верхний срез обработан поясом».
(Ученицы делают предполагаемый эскиз модели и демонстрируют его)
Ведущая 2. Ответ на задание № 5(37 слайд)
VIII. Анализ и оценка урока
Учитель:Сегодня вы научились различать конструкции юбок по крою и силуэту, продолжили знакомство с требованиями, предъявляемыми к одежде, выполнили индивидуальные и коллективные задания, мы коснулись исторических фактов и просто поиграли.
Учитель объявляет оценки за урок. Благодарит ведущих и гостей.
Учитель.И я надеюсь, что весь сегодняшний урок прошёл под девизом:
«Мода – удивительная игра, цель которой одеваться со вкусом и красиво!»
IX.Домашнее задание. §7 ( учебник, с. 33-35), уметь объяснить основные понятия по теме урока; ответить на вопросы (с.35)