Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
закрытого административно-территориального образования
города Радужный Владимирской области
УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО
Директор МБОУ СОШ №2 на заседании
ЗАТО г. Радужный научно-методического
Владимирской области совета
____________Борисова Т.В. Протокол №4
«__»________2011 г. от 13 сентября 2011 г.
ПРОГРАММА
факультативного курса для старшеклассников
«Формирование психологической готовности юношей и
девушек к семейной жизни»
Автор:
Социальный педагог, педагог-психолог
Плетнякова Н.Е.
2011 год
Программа данного курса разрабатывалась при содействии научного руководителя эксперимента,доктора педагогических наук, профессора член-корреспондента Международной Славянской Академии - Завражина Сергея Александровича.
В основе курса лежит методическое пособие «Мир мужественности, женственности и красоты: элективный курс. 8-9 классы», авт. – сост. Н.Н. Лубянова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 220 с.
Пояснительная записка
Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, старающиеся наилучшим образом воспитывать своих детей, сталкиваются с сильнейшим противодействием внешнего окружения их влиянию (средства массовой информации, реалии жизни, референтная группа ребенка и прочее). Общество потребления ориентировано не на создание благ, а на потребление материальных ценностей. Отношения общества потребления переносятся и на внутрисемейные отношения. Происходит обесценивание традиционных семейных ценностей (верности, любви, чистоты супружеских отношений) в угоду сиюминутным желаниям. Выбор партнера по браку не является для юношей и девушек значимым, происходит подмена психологической совместимости физиологической зависимостью по причине раннего добрачного опыта интимного общения. СМИ активно пропагандируют «свободные отношения», происходит эротизация современного искусства: кино, телевидения. Активно пропагандируется терпимое отношение к сексуальным меньшинствам, появился стиль одежды и поведения «унисекс».
В условиях кризиса института семьи и изменения этики сексуальных отношений в сторону послабления, формирование адаптационных возможностей молодых людей в современных условиях жизни занимает особое место среди множества проблем. Благоприятное прохождение молодыми людьми полоролевой социализации обеспечивает социальное, нравственное и физическое здоровье семьи, а, следовательно, и общества в целом. Активные пробы взрослой позиции в этом направлении начинается молодыми людьми еще в пору своего пребывания за школьной партой, в то время как взрослыми эта проблема считается менее важной, чем учеба.
В связи с введением обязательного общего образования и с принятым в стране Семейным кодексом РФ от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ, последствием снижения брачного возраста до 16 лет (во Владимирской области до 14 лет) может стать перенесение социально-психологических проблем семьи в стены школы.
Возраст ранней юности – 14-18 лет - центральный период формирования установок личности, в том числе и в сфере полоролевых отношений. Данный возраст является наиболее подходящим для анализа различных представлений и формирования на этой основе собственной позиции относительно данной проблемы. В пору активного самопредъявления молодых людей и в ходе поиска интимного и брачного партнера они сталкиваются с ложными убеждениями и установками. Искажения в восприятии потенциальных партнеров переходят в проблемы «обманутых ожиданий», «несбывшихся надежд», «поруганных чувств», «растоптанной любви». В связи с этим чрезвычайно актуальным становится оказание социально-психологической помощи старшеклассникам с применением активных средств психологического содействия.
Предлагаемые факультативные занятия охватывают вопросы социализации личности, связанные с отношением к людям своего и противоположного пола, способами взаимодействия с ними, представлением о себе и о другом как возможном брачном партнере, созданием семьи, планированием ребенка и ответственного родительства, прогнозированием жизни своей будущей семьи.
Цель курса: формирование психологической готовности старшеклассников к семейной жизни.
· способствовать полоролевому воспитанию старшеклассников, профилактике ранних половых связей;
· актуализировать процессы формирования у старшеклассников идеалов мужественности и женственности – полоролевой идентичности;
· повысить у старшеклассников серьезность в вопросах создания семьи, планирования ребенка и ответственного родительства.
Программа представляет собой цикл занятий (34 занятия).
Программакурса предназначается для работы социального педагога, педагога-психолога с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы (старшего подросткового и раннего юношеского возраста -14-17 лет).
Продолжительность каждого занятия– 1 ч.
Периодичность занятий1 раз в неделю.
Количество участников группы:10-15 человек.
При комлектации группы следует учитыватьто, что по половой характеристике она должна быть гетерогенна, а по возрастной – гомогенна.
Форма проведения занятий: лекции-беседы с элементами психологического тренинга.
Схема построения занятий:
Вводная часть:
– применяются упражнения, подводящие к эффективному проведению основной части, упражнения, направленные на сплочение группы, создание доверительной атмосферы взаимодействия.
Основная часть:
- теоретическая (лекционная) часть (информирование); выполнение основных упражнений, групповая дискуссия, социально-педагогическая диагностика, ролевые игры, психогимнастика, релаксационные техники.
Заключительная часть:
- рефлексия: обмен впечатлениями о занятии;
- домашнее задание.
Необходимое оборудование:
- тренинговое пространство (тренинговый зал);
- столы и стулья для конспектирования и рисования;
- музыкальный центр;
- доска;
- канцелярские принадлежности.
Тематическое планирование факультативных занятий
«Формирование психологической готовности юношей и
девушек к семейной жизни».
Название раздела
Темы занятий
Кол-во часов
1. Психология семьи.
1.Семья в современном обществе.
1
2. Функции семьи. Виды семей.
1
3. Типы семей и семейных отношений.
1
4. Эволюция семьи.
1
5. Семья или сожительство: плюсы и минусы.
1
6. Родительство и его значение. Легко ли быть родителем?
1
7. Факторы, задачи и методы нравственного развития ребенка в семье.
1
8. Культура семейных отношений. Супружеские конфликты и дети.
1
9. Проблема нравственной и психологической адаптации молодоженов. Идеалы и быт.
1
10. Работающая жена или домохозяйка.
1
11. Лидерство или партнерство в семье?
1
12. Развод и его причины.
1
13. Влияние вредных привычек на благополучие семьи (алкоголизм, наркомания, курение)
1
2. Психология пола.
Полоролевая социализация молодежи.
14. Проблема половой самоидентификации. Феминизация. Маскулинизация.
1
15. Современный юноша.
1
16. Мужественность - важнейшее нравственное качество мужчины.
1
17. Современная девушка. Непреходящие ценности женского характера. Понятие о женственности.
1
18. Рыцарь и дама его сердца. Мужчина и женщина 21 века.
1
19. Гендерная демография (продолжительность жизни, пропорция полов в обществе)
1
20. Гендерные характеристики личности. Гендерные роли.
1
21. Психология интимных отношений
1
22. Сексуальная свобода и социальный контроль.
1
23. Предбачный опыт: за и против.
1
24. Последствия ранних половых связей. Контрацепция.
1
25. Проституция. История, причины сохранения и социальные последствия.
1
3. Психология эмоциональных отношений мужчины и женщины
26. Динамика эмоциональных отношений.
1
27.Психология симпатии.
1
28. Притягиваются ли противоположности? (Сходство-взаимодополнительность)
1
29. Привязанность. Типы привязанностей. Супружеская привязанность и счастье.
1
30. Психологический анализ любви.
1
31. Типы любви, вариации любви. Любовь - порядочность.
1
32. Мыслители прошлого о смысле любви. (Платон, Шопенгауер, Вл. Соловьев). Зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности.
1
33.Одиночество: Беда или вина?
1
34.Культура общения юношей и девушек.
1
35.Культура завершения отношений.
1
Приложение
АНКЕТА «Моя будущая семья»
Возраст__________пол_____________
1. Я планирую создать семью в возрасте:
а) 18-20 лет;
б) 21-23 лет;
в) 24-26 лет;
г) 27-29 лет;
д) после 30 лет;
е) не думал (а) об этом;
ж) другой вариант______________
2. Я хочу иметь в будущем:
а) 1 ребенка;
б) 2 детей;
в) 3 детей;
г) более 3 детей;
д) не думал (а) об этом
е) _____________________________
3. Я хочу, чтобы отношения между супругами в моей будущей семье были:
а) такие же, как в родительской;
б) лучше, чем в родительской;
в) не думал (а) об этом;
г) ________________________________________
4. Родители должны (выберите возможные варианты):
а) заботиться (кормить, поить);
б) любить;
в) воспитывать;
г) наилучшим образом материально обеспечивать своего ребенка;
д) уважать, считаться с мнением ребенка;
е) защищать ребенка от бед и жизненных невзгод;
ж) предоставлять свободу действий и право выбора жизненных приоритетов;
з) проявлять интерес ко всем аспектам жизни ребенка.
5. Ребенок должен быть(выберите возможные варианты):
а) послушным;
б) самостоятельным;
в) удобным для родителей;
г) талантливым;
д) предметом гордости родителей;
е) воплощать планы родителей на его жизнь (мама не стала великой певицей - дочь должна непременно стать).
6. Пронумеруйте следующие категории по степени значимости для Вас
(от 1 до 6):
ЛЮБОВЬ ____
СЕМЬЯ _____
МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ______
ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ _______
ДЕТИ ________
КАРЬЕРА __________
7. В будущем я стану:
а) хорошей (им) матерью (отцом);
б) обычной матерью, обычным отцом;
в) самой лучшей матерью, самым лучшим отцом для своего ребенка;
4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. – 176 с.
5. Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 480 с.
6. Курпатов А.В. 5 великих тайн мужчины и женщины. –СПб.: Изд. Дом «Нева, 2006. – 256 с.
7. Майерс Д.Социальная психология/ Перев. С англ. – СПб.: Питер Ком, 1998. -668 с.
8. Правдина Н.В.Идеальный мужчина для идеальной женщины. – М.: Астрель, 2007. – 197 с.
9. Современная энциклопедия для девочек: Для ст. шк. Возраста/Авт.-сост. Н.М. Волчек. Минск: Современный литератор, 1999. – 668 с.
10. Назарова М.В. Полоролевое воспитание детей и подростков: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов. – Владимир :ВГПУ, 2007. – 56 с.