Размещено: Людмила Алексеевна Зубавленко - сб, 23/06/2012 - 11:47
№/п
Учебные эпизоды (этапы урока)
№ слайда
Вид деятельности
Действия учителя
Действия учащихся
1
2
3
4
5
1
Организационный этап
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку, организация внимания
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
2
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока
Проводит «Математическую разминку» (устный счёт):
1. Назовите 3 числа, меньше 54, делящиеся на 10. Делятся ли эти числа на 5, на 2? Как можно установить это, не выполняя операции деления? (Повторение признаков делимости чисел на 10, на 5 и на 2.)
2. Назовите наименьшее натуральное число; наибольшее натуральное число (назвать нельзя).
3. Перечислите все цифры, которые мы используем для записи чисел.
Раздаёт карточки-задания для индивидуальной работы на повторение действий с десятичными дробями.
Примерное содержание карточек:
1 вариант.
Вычислите 0,4 • 5,7.
Упростите 7х – 2,3х + 4х.
2 вариант.
Вычислите 0,21 : 0,7.
Упростите 6х – 1,9х + 5х.
Проверяет полученные результаты:
Какие результаты получились в заданиях у 1 (2) варианта? (Спрашивает одного из учащихся, выполнявших задания 1 (2) варианта.) У кого получились другие результаты? Какие правила необходимо знать, чтобы верно выполнить эти задания? (Если у кого-то из учащихся получились неверные результаты, учитель просит одного из них выполнить вычисления, прокомментировав свои действия.)
Выполняют задания для устного счёта. Формулируют признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют индивидуальные задания. (Задания разрешается выполнять письменно или устно, но обязательно нужно записать полученные результаты.)
Осуществляют проверку полученных результатов в ходе коллективного обсуждения, а в случае допущенных ошибок – записывают верное решение.
3
Постановка темы и цели урока.
На предыдущих уроках мы с вами научились узнавать, делится ли одно число на другое, определяя это по записи чисел и не выполняя операции деления. Так можно установить делимость чисел на 10, на 5 и на 2.
А может быть есть еще и другие признаки?
Посмотрите внимательно на числа 99, 27, 81, 333, 999, 9 и 3. Что вы заметили?
Молодцы! Сегодня мы продолжим изучать признаки делимости чисел и научимся определять делимость чисел на 9 и на 3.
Формулирует задания подготовительной работы:
1. Запишите 2 двузначных числа, делящихся на 9. Делятся ли они на 3? Как вы это установили?
2. Найдите сумму цифр этих чисел. Проверьте, делится ли она на 9. А на 3?
3. Запишите трёхзначное число, сумма цифр которого делится на 9. Проверьте, делится ли оно на 9. Проверьте, будет ли оно делиться на 3.
4. Какие выводы о делимости чисел на 9 и на 3 можно сделать на основе выполненных заданий?
Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала, показ практической значимости изучения нового материала (знание признаков делимости чисел понадобится в дальнейшем при нахождении НОД и НОК чисел, при изучении действий с обыкновенными дробями).
Рассуждают, высказывают свои мнения о том, что общего у всех данных чисел. В ходе коллективного обсуждения самостоятельно (либо с помощью учителя) делают вывод о делимости всех данных чисел на 3, а некоторых – и на 9.
Выполняют задания и формулируют выводы о делимости чисел на 9 и на 3.
Выполняют задания и формулируют выводы о делимости чисел на 9 и на 3.
Формулируют с помощью учителя цель и задачу изучения нового материала (познакомиться с признаками делимости чисел на 9 и на 3, научиться определять делимость чисел на 9 и на 3, не выполняя операции деления).
4
Мотивация учащихся к освоению нового материала.
Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т. д. Приведите свои примеры подобных ситуаций
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, приводят свои примеры
5
Усвоение новых знаний
Организация внимания
Каждый из вас сегодня придумывал свои двузначные и трёхзначные числа, но вывод о делимости этих чисел на 9 получился один и тот же. Почему же это произошло? А сейчас давайте посмотрим и послушаем, как же можно установить делимость чисел на 9 и на 3, не выполняя деления.
Организация процесса восприятия, осознания, осмысления нового для учащихся учебного материала путём демонстрации ЭОР, сопровождаемой комментариями учителя.
В процессе работы над презентацией
проводится первичное обобщение и систематизация нового учебного материала.
Рассуждают, высказывают свои мнения с аргументацией.
Воспринимают информацию, содержащуюся в электронных информационных модулях, и пояснения учителя.
Отвечают на поставленные вопросы по содержанию презентации с необходимыми пояснениями.
6
Физкультминутка
Организует проведение с учащимися физкультминутки
Выполняют упражнения, показываемые одним из учащихся.
7
Первичная проверка понимания учащимися нового материала
Проверка учителем полноты и осознанности усвоения новых знаний (признаки делимости чисел на 3 и на 9), проверка понимания сущности понятия «сумма цифр». Учитель отвечает на возникшие у учащихся вопросы, задаёт вопросы по новому материалу:
1)Найдите сумму цифр числа 1358. Будет ли это число делиться на 3 (на 9)? Почему?
2). Сформулируйте признак делимости на 9.
3). Сформулируйте признак делимости на 3.
Работа по группам
Приведите примеры четырёхзначных чисел, делящихся на 3, но не делящихся на 9.
Задают учителю уточняющие вопросы по новому материалу, отвечают на вопросы учителя, работают в группе, обосновывают полученные результаты, защищая свою работу в группе.
8
Закрепление знаний
№ 854, 855, 856
Выработка соответствующих навыков и умений в ходе выполнения заданий из учебника При выполнении каждого из заданий учитель просит сначала одного из учащихся сформулировать используемый признак делимости чисел.
Проверка правильности выполнения предложенных заданий и выявление типичных ошибок: Какой ответ получился в задании? У кого получился другой ответ? Какой признак делимости нужно было использовать при выполнении этого задания? В чём причина допущенной ошибки?
Анализ результатов выполнения учащимися заданий.
Осмысление нового учебного материала, его применение на практике. Выполнение заданий из учебника.
Работают парами (можно посоветоваться). Формулирование используемых признаков делимости чисел.
9
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Организация рефлексивной деятельности
Проводит тестирование. В тест включен вопрос, понял ли признак делимости на 3 и 9 учащийся или нет.
Учитель даёт общую характеристика работы класса, показывает успешность овладения содержанием урока, отмечает недостатки, указывает пути их преодоления (повторение учебного материала по конкретным темам), выставляет отметки за урок.
Выполняют тест. Осуществляют рефлексивную деятельность, оценивая свои успехи и достижения на данном уроке, а также анализируя причины возникших затруднений.
Высказывают мнения с необходимыми пояснениями.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
10
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сообщает домашнее задание (выучить формулировки признаков делимости чисел на 9 и на 3, решить № 857, 861 (а, в)), инструктирует учащихся о его выполнении, проверяет, как поняли содержание работы и способы её выполнения.
Творческое задание (по желанию): подумать над признаком делимости чисел на 27.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на вопросы учителя и задают свои вопросы по домашнему заданию.