Перспективное планирование по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе
Submitted by Мария Николаевна Хмызенко on Wed, 20/06/2012 - 22:31
Перспективное планирование по теме «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе »
Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №12 «Рябинка» г. Петровска Саратовской обл. Хмызенко Мария Николаевна
(Авторская разработка)
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
сентябрь
Вода.
Цель: познакомить со свойствами
воды, состоянием воды: твёрдое,
жидкое, газообразное, использова-
нием воды, вода не имеет вкуса,
запаха, формы.
Опыт с водой.
Цель: дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров.
Почва.
Цель: дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок,
глина, земля). Водопроницаемость песка и глины.
Магнит.
Цель: познакомить детей со свойствами магнита (притягивает железо), может двигать небольшие предметы.
октябрь
. Дерево.
Цель: познакомить детей с поделками из дерева, где их используют,
как называют рабочих, обрабатыва-
ющих дерево
Опыт с деревом.
Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее?
Земной шар.
Цель: познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим.
Климатические зоны Земли
Цель: познакомить с климатическими зонами Земли: на
севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные.
ноябрь
Камень.
Цель: познакомить детей с видами
камней, где его добывают, что из
него делают.
Опыт с камнем.
Цель: дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет.
Движение. Скорость.
Цель: дать понять, что движение зависит от скорости, направления.
Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше?
Солнечная система.
Цель: познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении.
декабрь
Песок.
Цель: познакомить детей с песком
разного цвета, объяснить, почему
он такой, из чего состоит песок,
где его используют.
Опыт с песком.
Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать.
Опыт с водой.
Цель: показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что
получится?
Опыт со снегом.
Цель: дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха)
январь
Стекло.
Цель: познакомить с производством
стекла, где его используют, как
обращаться со стеклом.
Опыт со стеклом.
Цель: дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным.
Опыт со снегом и льдом.
Цель: дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед)
Ландшафт.
Цель: дать детям понять, что такое ландшафт?( лес, озеро, горы, пустыня, степи, овраги) Использовать макеты, показать, как изображается на карте.
февраль
Резина.
Цель: из чего производят резину,
что из неё делают, где используют.
Опыт с резиной.
Цель: дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая.
В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему?
Замерзание воды.
Цель: дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду.
Опыт с мыльными пузырями.
Цель: понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?
март
Пластмасса.
Цель: познакомить детей с разно-
образием пластмассовых изделий,
как изготавливают пластмассу, где
её используют.
Опыт с зеркалом.
Цель: дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?
Испарение воды.
Цель: дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода?
Закон сохранения вещества
Цель: дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое (опыт с водой и сахаром).
апрель
Тема: Знакомство с металлом.
Цель: познакомить детей с поняти-
ем металл, виды металла, как его
получают, где используют.
Опыт с металлом.
Цель: дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает
Опыт с парафином.
Цель: дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки.
Как работает термометр.
Цель: дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания.
май
Воздух.
Цель: познакомить детей с тем, что
воздух это смесь газов, в основном
кислород, которым мы дышим. Где
используют газ? Газ бывает и ядо-
витым (угарный газ). С помощью
газа надувают воздушные шарики.
Ветер.
Цель: дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)?
Опыт: как растение дышит.
Цель: определить с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Опыт с дождевыми червями
Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.