- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
- чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало, что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.
Если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку он создает свою, детскую или подростковую систему ценностей, отличную от общепринятой. Так называемая детская преступность — прямое следствие самостоятельного построения подростками своей, делинквентной системы ценностей. Последняя отличается от других подростковых ценностных систем ярко выраженной враждебностью и презрением к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.
Ребенок в этом случае испытывает острое чувство незащищенности и тревоги, которое перерастает в «глубинно оправданную» враждебность, в презрение к родителям за то, что они бросили его, взвалив на его плечи непосильную задачу, оставив неудовлетворенной его глубинную потребность в ценностной системе, в мировоззрении, в подчинении, в определении границ дозволенного. Ребенок, брошенный на произвол судьбы, обращается за помощью не к родителям, а к другим детям и особенно к тем, кто старше его.
Для оказания профессиональной психолого - педагогической помощи детям с девиантным поведением необходимо следующее. (слайд 4)
Во-первых, изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями).
Во-вторых, корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию подростка.
В-третьих, создать оптимальную модель отношений и способов поведения подростка.
Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении направлена прежде всего на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
. Для того чтобы такая работа была эффективной, необходимо соблюдение некоторых общих правил (принципов)
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
То, что идет от сердца,
до сердца и доходит.
Пиэтт
Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.
Позитивный настрой (слайд 5)
Любое взаимодействие следует начинатьс себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Чтобы ваше взаимодействие с ребенком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие.
Спросите себя, чего вы хотите достичь — наказать, отреагировать свой гнев, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка?
Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превалирует негатив, то вам также вряд ли удастся достичь взаимопонимания. При этом мы хотим обратить внимание, что следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку, а надо наоборот. Обратитесь к вашим воспоминаниям: наверное, были ситуации, когда ребенок радовал вас, проявляя положительные качества. Соберите мнения о других достоинствах ребенка.
В любом случае переключение на позитивные стороны в поведении ребенка — это проверка гуманистической направленности вашей позиции.
Доверительное взаимодействие
Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел.
Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот.
Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей.
Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного поддерживающего отношения к ним, нужно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость, ложь.
Субъективность взаимодействия
Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — эта фраза во многом не лишена смысла. Наша задача — научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых, Поэтому главное — это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
Выявление причин (слайд 6)
Нужно найти причины отклоняющегося поведения.Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.
Стремление привлечь к себе внимание.Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны.
Стремление к самоутверждению.Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
Нравственно-духовная незрелость,ведущая к обесцениванию чувства любви, добра.
Стремление отомститьродителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
Последовательность во взаимоотношениях (слайд 7)
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям.
Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.
Позитивность взаимодействия
Позитивность взаимодействия предполагает следующее.
Постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.).
Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.
Ребенок, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой».
Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).
Поощрение положительных изменений
Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать!
Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения.Ведь путь на вершину складывается из малых шагов.
Привлекательная альтернативность
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы.
.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций.
Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.
При работе с подростком можно использовать стратегию «Предотвращение рецидива", которая заключается в следующем.
1.Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.
2.Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.
3.Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.
4.Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.
5. Выявление (тренировка) навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.
6.Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.
7.Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу — реализацию нового поведения.
Разумный компромисс (слайд 8)
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой — любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
Гибкость
Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
Индивидуальный подход
Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем (вместо гипотетических построений, основанных на теоретических подходах), выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или иные воздействия.
Системность
При оказании психологической поддержки ребенку нужно также создавать позитивную воспитывающую среду.
Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Выясните и постарайтесь по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.
Превентивность (слайд 9)
Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить.
Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.
Самый трудный «участок» нашей работы – это работа с трудными. Я в работе ставлю следующие цели и задачи. (слайд 2)
1.Продолжать работу по организации социально значимой деятельности среди детей, родителей.
2.Защищать интересы детей, способствовать предупреждению и преодолению негативных явлений в их среде.
3.Пропагандировать ЗОЖ. Выявлять интересы и потребности учащихся, родителей, членов их семей в различных видах деятельности.
4.Продолжать работу по профилактике правонарушений.
5.Осуществлять непрерывную социальную деятельность по семейной терапии в неблагополучных, многодетных, опекаемых семьях.
6.Реализацию задач личностного развития и защиты детей осуществлять в содружестве с педагогами, внешкольными и социальными учреждениями.
7.Оказывать методическую помощь классным руководителям по работе с семьёй, с трудновоспитуемыми.
Решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия педагогов, социальных педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов и других учреждений. Я стараюсь использовать возможности школы, семьи и общественности в становлении личности трудновоспитуемого. В нашей школе сложилась система взаимодействия социального педагога по организации учебно – воспитательной работы с подростками. Её можно представить в виде схемы:
Схема взаимодействия социального педагога по организации учебно – воспитательной работы с подростками . (слайд 3)
Социальный
педагог
Сельская
администрация
УТиСЗН
КДН
ОУ
ДЮСШ
ОДН ОВД по
Александровскому району
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждом классе. Это неблагополучие проявляется в следующих сферах жизнедеятельности: (слайд 4)
- учебная деятельность;
- взаимоотношения с взрослыми;
- взаимоотношения со сверстниками;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация.
Чтобы получить такую информацию, т.е. выявить учащихся «группы риска», определить причины отклоняющегося поведения я применяю такие формы работы: (слайд 5)
- беседы с классными руководителями, психологом (Приложение 1);
Это позволяет мне выявить следующие факторы «риска» и поставить на внутришкольный учёт в этом учебном году 9 подростков, из которых: (слайд 6)
- неблагополучие в семье – 82 % ;
- экономическая и социальная обделённость – 63 % ;
- влияние дурной компании, окружения – 64 % :
- неконтролируемые пункты приёма металла и продажа алкоголя частными лицами – 45 %.
Списки трудновоспитуемых, неблагополучных семей утверждаются на педсовете, в течение учебного года в банк данных вносятся дополнения, изменения. (слайд 7)
На каждого трудного подростка я создаю банк данных, в котором отражены те личностные особенности, которые требуют индивидуальной работы с целью профилактики отклоняющегося поведения. В этом портфолио: выписка из педсовета, характеристика классного руководителя, социального педагога, акт обследования материально – бытовых условий семьи, журнал успеваемости, журнал посещаемости, карточка учёта, диагностический материал: «Карта - характеристика личности подростка», «Уровень социальной адаптации подростка», «Программа социально – педагогической реабилитации». Средством для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию личности подростка является диагностика. (слайд 8). Для изучения личности подростка я применяю: «Социометрию», для определения положения ребёнка в коллективе, «Карту интересов» в целях профориентации, «Тест на определение тревожности Филипса», «Вопросник Басса – Дарки», для определения агрессивности и враждебности, « Опросник для определения типа мышления». Эти данные нужны для заполнения «Карты – характеристики личности подростка», также они отражены в «Программе социально – педагогической реабилитации». Свою задачу вижу в том, чтобы самому слабому и неудачливому открыть полезные и желательные для него перспективы.
Используя данные диагностики, составляю совместно с классным руководителем «Программу социально – педагогической реабилитации», которая отвечает на вопросы: (слайд 9)
- что нужно устранить (отрицательные факторы семейного, школьного воспитания, негативные особенности личности);
- как это устранить (проанализировать учёбу, оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, вовлечь во внеурочную деятельность, помочь изменить характер отношений с взрослыми, сверстниками);
- кому и что нужно сделать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля). (Приложение 7).
В реализации программы самая тесная связь осуществляется с классным руководителем. (слайд 10) Это - обмен информацией о подростке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания, совместная работа по планированию воспитательной работы с детьми и родителями, оказание помощи семье, использование её воспитательного потенциала, совместное проведение родительских собраний, консультаций, привлечение подростка в дела класса, школы. Ведущий метод социально – педагогической реабилитации – создание успеха. В школе проводятся школьные олимпиады, стараемся охватить всех учащихся, так как девиз наш : «Талантливы все». Трудные подростки в основном принимают участие в олимпиадах по технологии и физкультуре. Белков Женя стал призёром по технологии. С профилактического учёта сняты: в 2007 – 2008 учебном году 2 человека, сейчас готовим документы ещё на троих учащихся.
Большую роль в воспитании ответственности и организованности у учащихся играет «Журнал посещаемости», который ведётся индивидуально. Его стараюсь заполнять ежедневно, т.е. после уроков подросток приходит ко мне, расписывается в журнале, мы беседуем, выясняю - какие оценки получены за день? если «2» - почему? Как и когда исправлять? Какая нужна помощь? Намечаю себе на следующий день мероприятия: беседа с классным руководителем, с учителем – предметником по устранению пробелов в знаниях у подопечного, вызов родителей в школу, посещение на дому. Правда, моим подопечным это не нравится, но такой контроль позволил снизить пропуски без уважительной причины трудновоспитуемых в 2007 – 2008 учебном году на 6 % по сравнению с 2006 – 2007 учебным годом.
Большое значение в приобщении подростка к ЗОЖ является спорт. И здесь тесное взаимодействие с тренерами ДЮСШ. Вовлекаем подростков в спортивные секции. Мальчики дневной школы состоящие на учёте посещают секции, но и здесь нужен контроль, напоминать о занятиях. Сикоров, Голубова не посещает с согласия родителей. Тренеры интересуются успехами в учёбе подопечных, стараются стимулировать их спортивные успехи. И спортивные успехи у ребят есть. Шавликов Вася, Белков Е. постоянно участвуют в районных соревнованиях по футболу. Штанов Евгений второе место занял по пауэрлифтингу. Трудность с учащимися вечерней школы. Из 11 трудных – 4 учатся в вечерней школе. Двое работает в городах - Спивак В. и Якуба В., Здельник С. болтается в прямом значении слова. Продолжаю тесно сотрудничать с сельской администрацией. Раз в квартал проходят заседания КДН, куда приглашаются родители с детьми. Совместно делаем рейды в семьи с целью контроля за воспитанием детей, выявлению проблем семьи, помощи семье (материальной, юридической). Во время рейдов проводим профилактические беседы об ответственности родителей за воспитание детей. Совместно организуем летний отдых детей из неблагополучных семей. Участвую в совместных рейдах с ОДН ОВД, готовлю документы на заседание районной КДН, с целью нахождения рычагов воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей.
Так как трудные подростки в основном из неблагополучных семей, 83 % , то в школу родители не идут. Я в работе с неблагополучными семьями использую педагогические консультации при посещении на дому. Темы консультаций: (слайд 11) семейные устои и традиции, поощрения и наказания в семье, родительский авторитет, роль семьи в предупреждении неуспеваемости, пропаганда ЗОЖ, привитие навыков гигиены детям, организация в комнате уголка для подготовки уроков ребёнку, организация контроля за учёбой и внешкольного пребывания ребёнка, его досуга, профессиональная ориентация. При посещении семьи выявляю проблемы семьи, нужды, приглашаю в школу к директору на беседы. ( Приложение 8. «Акт посещения на дому» ). В работе с неблагополучной семьёй я стараюсь уяснить следующее: структуру семьи, стиль и тон семейных отношений, образ жизни ребёнка в семье, осознанность воспитательного воздействия родителями на ребёнка (73 % трудных не реагируют на воздействия родителей), ошибки в воспитании детей. Посещения привели к неутешительному выводу: низкая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками и учителями зависят от неблагополучия в семье. С родителями провожу профилактические беседы о бесконтрольности свободного времени ребёнка, о влиянии взаимоотношений в семье на ребёнка, о принципах отношений взрослых и детей. Обращаю внимание родителей на положительные качества ребёнка, нацеливаю их на единые требования к ребёнку, убеждаю родителей в необходимости изменить сложившиеся воспитательные условия. Я использую в работе с семьёй «Алгоритм работы с неблагополучной семьёй» (слайд 12)и методику Аксёновой (Приложение 9). (слайд 13)
Результаты работы есть. Три года (до ноября 2007)учащиеся нашей школы не совершали преступлений. В прошлом году кража оружия из школьного помещения. Количество второгодников среди состоящих на учёте снизилось: (слайд 14)
в 2005 – 2006 учебном году - 1 человек;
в 2006 – 2007 учебном году – 1 человек;
в 2007 – 2008 учебном году – нет.
Таблица «Сравнительный анализ по правонарушениям».
Учебные годы
Кол – во уч-ся в школе
Контингент учащихся :
Кол – во осужд
Кол-во выпуск
9-х
классов
Продолжили
обучение
Состоящих на учёте
Снято с учёта
школа
ОДН
КДН
школа
ОДН
КДН
школа
лицей
колледж
2005-2006
491
9
2
-
-
2
_
__
1
1
-
-
2006-2007
432
8 - 10
0 - 3
2
-
-
-
__
4
2
-
1
2007-2008
395
10 - 8
3 – 6
1
2
2
1
2
2
1
-
-
2008 - 2009
350
9 -
4 - 5
2
1
1
1
Но проблема неблагополучных семей, детей «группы риска» остаётся. И не всегда меры, предпринимаемые нами, имеют положительный результат. Поэтому основное внимание я считаю необходимо уделять работе с семьёй, осуществлять непрерывную социальную деятельность по семейной терапии в неблагополучных, многодетных семьях. Ведь каждому родителю хочется о своём ребёнке слышать только хорошее. Будем оптимистами.
На: ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ
спасибо за материал!