Обобщающий урок по теме: «Применение производной к исследованию функций»
Submitted by Ольга Юрьевна Аверьянова on Sat, 16/06/2012 - 09:24
Конспект открытого урока
Обобщающий урок по теме:«Применение производной к исследованию функций»
n Цель урока:
n обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме: нахождения промежутков монотонности, точек экстремума , нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на концах отрезка; подготовка к ЕГЭ
n развитие математической речи, логического мышления, сообразительности, внимательности.
n воспитание трудолюбия, аккуратности.
Эпиграфом нашего урока будет высказывание Конфуция
Эпиграф:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь
самый благородный,
путь подражания – это путь
самый легкий и
путь опыта – это путь
самый горький.
То есть на уроке мы будем размышлять, подражать, т.е. делать по образцу и набираться опыта.
Начнём урок с разминки
Знак производной меняется по схеме, изображённой на рисунке
• Найдите промежутки возрастания и убывания функции
• Как называются промежутки возрастания и убывания
• Промежутки монотонности
• Найдите,точки максимума и точки минимума
• Как называются точки максимума и минимума
• Точки экстремума
•
На рисунке изображён график производной функции у=f‘(x), заданной на отрезке [а;b]. Определите число промежутков убывания
На рисунке изображен график у =f'(х) — производной функции f(х), определенной на интервале (-6; 12). Найдите промежутки возрастания функции f(х). В ответе укажите длину наибольшего из них.
На рисунке изображен график у =f' (х) — производной функции f(х), определенной на интервале (-16; 7). Найдите количество точек экстремума функции f(х), принадлежащих отрезку [-15; 6].
На рисунке изображен график у =f' (х) — производной функции f(х), определенной на интервале (-2; 10). Найдите точку экстремума функции f(х) на интервале (—1; 9).
На рисунке изображен график функции f(х) и семь точек на оси абсцисс: х1, х2, х3, ... х7. В скольких из этих точек производная функции f(х) положительна?
На рисунке изображен график функции f(х) и одиннадцать точек на оси абсцисс: х1, х2, х3, ... х11. В скольких из этих точек производная функции f(х) отрицательна?
Функция у =f(x) определена на отрезке [-2; 3]. На рисунке изображен график производной функции у =f'(х). В какой точке отрезка функция принимает наименьшее значение?
Функция у =f(x) определена на отрезке [-4; 2]. На рисунке изображен график производной функции у =f'(х). В какой точке отрезка функция принимает наименьшее значение?
Наши ошибки.
• На рисунке изображён график производной.
Определяя точки минимума, ученик указал точку х = 2. Прав ли он?
• На рисунке изображён график производной.
Определяя точки минимума, ученик указал точки х = -4, х =1, х = 3. Прав ли он?
n На рисунке изображён график производной. Определяя промежутки возрастания, ученик указал 3 промежутка. Прав ли он?
Тест
n Ответы:
n Вариант 1 Вариант 2
n 1) 3 1) 1
n 2) 2 2) 3
n 3) -1 3) 2
Исторические сведения
• Математика развивалась стремительно, но без понятия производной многие исследования не имели смысла.
В 1679 году Пьер Ферма находил экстремумы функции, касательные, наибольшие и наименьшие значения функций. Но в своих записях он использовал сложнейшую символику Виета, и поэтому эти исследования не привели к созданию теории дифференциальных исчислений.
n В 1736 году Исаак Ньютон получил теорию дифференциальных исчислений методом флюксий (производных). Но вся теория была осмыслена с точки зрения физики. Математики хотели строгих логических обоснований.
n Современник Ньютона Лейбниц предложил новый подход к математическому анализу. Он ввёл обозначения дифференциала, функции, такие понятия как ордината, абсцисса, координата. Но в его теории было много “тёмных мест”.
n И вот в 18 веке величайший математик Леонард Эйлер создал теорию дифференциальных исчислений, и в таком виде она изучается и по сей день.
Письменные тренировочные заданияиз КИМов
№ 1 (В8)
Найдите точку максимума функции у=ех-1 х²
Вспомнить алгоритм
№ 2 (В14)
Найдите наименьшее значение функции у=х³-27х+11 на отрезке [0;4]
Проверочная работа
Вариант 1
№ 1. Найдите точку максимума функции у = х3-6х2-15х+4
№ 2. Найдите наименьшее значение функции у = х3-3х+16 на отрезке [-3; 0]
Вариант 2
№ 1. Найдите точку минимума функции у = 2х3-15х2+24х-1
№ 2. Найдите наибольшее значение функции у = х3-3х+19 на отрезке [-2; 0]
Ответы:
Вариант 1 Вариант 2
1) -1 1) 4
2) 3 2) 21
Подведение итогов. Выставление оценок.
Материал этого урока поможет вам успешно выполнить задания при итоговой аттестации. Все задания урока были составленны по образцам контрольно измерительных материалов 2010-2011 года единого государственного экзамена и нового проэкта демонстрационного варианта 2012 г.
Домашнее задание.
Составить тест (из пяти заданий по теме: "Производная").
Рефлексия.
Я хочу вам пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали. Спасибо за урок.