Система школьных экзаменов получила наибольшее развитие в XIX веке и вызвала в начале XX века некий протест со стороны педагогов, которые указывали на то, что экзамены приучали к механической зубрежке учащимися тех, или иных предметов. В связи с этим были попытки несколько изменить систему экзаменационных испытаний. После Октябрьской революции 1917 года экзамены были отменены. Но недостаток систематических знаний у заканчивающих школу, заставил восстановить систему периодической проверки знаний учащихся в СССР.
По этому поводу в сентябре 1931 года было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе».
В 1932 году появилось постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», где указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся. В 2007 году был принят Федеральный Закон об использовании единого государственного экзамена на территории всей России. Этот экзамен служит одновременно выпускным из школы и вступительным в высшие и средние специальные учебные заведения. Но не стоит забывать, что раньше система испытаний - экзаменов, проводилась ежегодно и во всех классах, когда проходили переводные и выпускные испытания. Так, в 1952 году экзамены в школах начались 20 мая. Все школы Чувашской АССР в целом были готовы для лучшей встречи счастливых и желанных дней - экзаменов. Как писала газета Советская Чувашия от 23 мая 1952 года: «20 мая равно в 9 часов утра, в Шумерлинской городской школе № 1 начались экзамены. В 4 «А» классе в этот день учащиеся писали диктант на тему «По дороге в лагерь». Из 30 учеников 16 получили хорошие и отличные отметки. В 9 «А» классе прошел экзамен по истории». «В первой женской школе города Чебоксары еще задолго начали упорно готовиться к экзаменам. В подготовке школы к экзаменам активное участие принимали родители. Учителя устраивали систематические консультации в помощь учащимся. В период подготовки к экзаменам много сделано по оформлению школы. Для выпускниц организована доска «Куда пойти учиться». 20 мая в 9 утра учащиеся 4-х, 5-х и 10-го классов занимают свои места. Вскрываются пакеты и десятиклассницы сразу задумываются: какую же тему выбрать. Из 48 учащихся обоих классов первую тему выбрало 20 человек, вторую — 5 человек, третью — 23 человека. Учащиеся уверенно излагают, как можно ярче и глубже свои знания. Ученицы 4-х классов сдают экзамен впервые. Они начинают писать диктант. В 5-м классе идет письменная работа по арифметике. Проходит полтора часа после начала экзаменов. Из 5 «А» класса выбегает первая ученица, за ней вторая, за свои работы они заслужили высокую оценку - «5». Во второй день также успешно прошли экзамены по арифметике в шестых классах, по алгебре в восьмых классах, по геометрии в девятом классе, по русскому языку в седьмых классах».
Из газеты Советская Чувашия от 25 мая 1952 года: «Учащиеся четвертных классов Банновской семилетней школы Мариинско-Посадского района в первый день сдачи экзаменов писали контрольную работу по русскому языку. Из 21 работы учащихся IV «А» класса отличную оценку получили 11 работ, хорошо написали 9 учащихся и только один получил тройку. Глубокие знания показали и учащиеся IV «Б» класса. Через два дня учащиеся сдавали устные экзамены по русскому языку. И вновь школьниками были показаны хорошие знания».
«В школах города Алатырь успешно проходят переводные и выпускные экзамены. Учащиеся показывают прочные и глубокие знания пройденного материала. В средней школе № 7 учащиеся уверенно подходят к экзаменаторам и берут билеты. Многие их них дают умные, содержательные ответы. В 9-м классе на экзаменах по новой истории из 29 учащихся 14 получили отличные оценки, 10 - хорошие и только 5 - посредственные. Надо отметить, что школьники не просто пересказывают книжный материал, а умело увязывают его с современностью».
«Во всех 45 школах Красно-Четайского района переводные и выпускные экзамены проходят организованно. Отрадны результаты экзаменов в Торханской начальной школе (заведующий школой В.В. Илларионов). На экзамене по русскому языку здесь ни один ученик не получил неудовлетворительной отметки. Успешно прошли письменные экзамены по русскому языку и в 4-м классе Аликовской семилетней школы (учительница Н.Г. Вастерова). Учащиеся пятых классов Аликовской семилетней школы хорошо выдержали экзамены по арифметике. Многие из них выполнили письменную работу на «4» и «5». Вместе с тем первые экзамены обнаружили и существующие недостатки. Так, каллиграфия школьников оставляет желать много лучшего. Значительная часть письменных работ была написана неряшливо».
http://www.gap.archives21.ru
|