Размещено: Людмила Викторовна Иванова - вт, 12/06/2012 - 17:49
Урок английского языка в 11 классе
с использованием методов стратегии развития критического мышления через чтение и письмо.
В своей работе давно использую журналы «SpeakOut» издательства «Глосса» и методы стратегии развития критического мышления через чтение и письмо (СРКМ). Сегодня я хочу обратить внимание коллег на один из методов – направленное чтение или чтение с остановками.
Однажды прочитав рассказ М.А. Роджерса «Тяжелый путь» (//SpeakOut, 6, 1999, стр.6), я решила, что текст очень актуален, содержателен, в нем заложен обучающий, развивающий и воспитательный потенциал. Возникло желание обсудить этот рассказ с учащимися. Почему? В современной жизни, желая уберечь детей от нарко- и прочей зависимости, мы очень часто говорим об этом, неосознанно привлекая внимание даже тех детей, которые никогда бы и не подумали об этом, но, к сожалению, приходится. На мой взгляд, это очень тонкая тема и главный принцип здесь «не навреди». Пропагандисткой шашкой «Я против наркотиков» это зло не победить. Роджерс подметил, что проблема наркомании вторична, первична проблема взаимоотношений в семье, со сверстниками. А эта тема всегда интересует и волнует подростков. Проведенные занятия подтвердили это.Впервые учащиеся познакомились с Роджерсом на неделе иностранных языков: это произведение было дано участникам конкурса литературного перевода.
Наиболее подходящим и интересным для реализации замысла урока-дискуссии мне представлялся метод чтения с остановками, который дает возможностьразвития коммуникативных навыков, навыка предвидения сюжетной линии и побуждает к активному общению.Результат работы и поддержание интереса учащихся зависит во многом от содержания текста, от его неоднозначности, от умелой постановки вопросов, от четкой работы учителя. После каждой остановки учащимся предлагается ответить не на фактические, а проблемные вопросы и предвосхитить развитие дальнейших событий.
На каждой остановке перед следующим этапом чтения рекомендуется провести рефлексию: Чем интересен текст? Что особенно привлекло Ваше внимание? Над чем задумались? Какие чувства испытали? Что случится далее?
Однако эти методы будут эффективны при определённых условиях, т.е. при создании среды критического мышления, которая подразумевает следующее
Поощрять учеников в готовности быть открытыми.
Давать время для обдумывания ответов.
Принимать разнообразные мнения и идеи. Учить внимательно относиться к чужому мнению.
Работа в сменном составе.
Эти методы приемлемы для уч-ся любого уровня.
Процесс обучения в соответствии со стратегией РКМ включает в себя три стадии:
1. evocation: побуждение. Цель: вызвать интерес, побудить задуматься над тем, что, может быть, в какой-то степени уже известно. Это завязка интрига урока, который сразу вовлекает ученика в мыслительный процесс.
2. realization of meaning: активное осмысление учебной информации, поиск ответов. На этом этапе ученик должен быть независимым и вовлечен в работу. Здесь должно быть хоть минимальное, но собственное участие.
3. reflection: осмысление предшествующей деятельности, итогов, выводов, к которым приходит сам ученик, а также осмысление полученного опыта. По окончанию урока задается вопрос о том, что огорчило и что порадовало, что мешало? Можно предложить учащимся закрыть глаза и вспомнить, что было на уроке.
Наиболее эффективным на стадии рефлексии является написание пятиминутного эссе. Эссе – это письменные размышления на заданную тему. Этот вид работы особенно эффективен, если школьники пишут его по «горячим следам», не продумывая тщательно план и структуру.
Первый шаг в разработке данного занятия – это деление текста на 4 части, адаптация некоторых его частей, затем постановка вопросов и отбор способов организации и дополнительных текстовых и демонстрационных материалов.В течение урока учащиеся отвечают не на простые вопросы, а требующие глубоких размышлений, выражения собственных взглядов, учета мнений окружающих. В процессе обсуждения они отслеживают, как меняется их собственная точка зрения на специальной шкале (метод континиума). Заключительный аккорд урока - это пятиминутное эссе, в котором ученик волен выразить все, что ему пришло в голову в связи с увиденным и услышанным на уроке.
Методы стратегии развития критического мышления дают большие возможности для формирования основных универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных. Использованные в разработке методы: направленное чтение (это основной метод), метод континиума, пятистишие, пятиминутное эссе, схема Венн, работа в сменных группах. Многие методы СРКМ просты в применении. Однако метод направленного чтения трудоемок, т.к. нет специально разработанных под него текстов. Рассказ Роджерса готов к использованию учителем. Для снятия языковых трудностей во время чтения, для экономии времени урока перевод слов и выражений дается по ходу текста, часть слов выписывается на доске и разъясняется, некоторые вопросы учителя излагаются перед и после остановок. Используя указанный метод СРКМ важно интонационно правильно оформить текстовой материал. Необходимо умение самого учителя переводить информацию в чувство, а также развивать у воспитанников навык толкования и домысливания.
Учитель, которого заинтересует проблематика, методы работы с представленным текстом, может использовать ее полностью, может сократить объем предложенных заданий и вопросов, включить дополнительные формы работы, учитывая уровень знаний и потенциал своих учащихся.
Хотелось бы обратить особое внимание на название рассказа. Оно связано с авторским ракурсом, представляющим собой ту идею, которую автор последовательно излагает в тексте. «Тяжелый путь» является чрезвычайно ёмким выражением точки зрения автора, одним из наиболее существенных семантико-композиционных элементов текста. Смысловое содержание заглавия раскрывается по ходу прочтения текста и не совпадает на входе в текст и на выходе из него. Полное осмысление содержания заглавия читателем достигается лишь после прочтения всего произведения. Сюжетная линия заинтриговывает читателя самим содержанием текста в плане его психологического воздействия, а заглавие есть, прежде всего, форма привлечения читателя к прочтению текста. Исходя из этой позиции, возможно совершенно другое построение урока, а значит и постановка его целей и задач, использование других привычных методов. Любой учитель, не владеющий методами СРКМ, также может использовать рассказ Роджерса, сосредоточив внимание на его названии, на содержании, на лексике его героев и пр.
Разработка занятия на основе метода чтения с остановками используется мной с 2002 года, рассчитана на 2-5 уроков, т.к. за это время были учащиеся разного уровня знаний, социальной компетентности, мотивации к изучению языка. Я сама решала, сколько времени посвятить этой теме: полных 2 урока или отработать материал на пяти уроках частями. В соответствии с программой обучения произведение можно использовать в 9-11 классах по нескольким темам: «Печатные издания», «Подростки и их жизнь», «Общение в семье и школе», «Молодежь в современном мире» и др. В 2012 году урок был доработан, добавлена презентация.
Хочется отметить, что методы СРКМ позволяют педагогам работать более профессионально, делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным. Данный рассказ можно успешно использовать в работе социального педагога и классного руководителя. Педагог вправе сам определить, где сделать остановки и какие задать вопросы, но такие, которые бы действительно заставили учащихся задуматься.
В файлах «Из записей уч-ся» содержится несколько примеров работ учащихся, выполненных в ходе урока, а также презентация, упомянутая в конце занятия.
Всех желающих освоить методы СРКМ, использованные в тексте, я готова проконсультировать. Желающим использовать этот рассказ на русском языке можно послать заявку. Электронный адрес: